Центробанк России подготовил рекомендации для продавцов цифровых услуг, запрещающие использование скрытых маркетинговых уловок и автоматическое проставление галочек в формах согласия за пользователей. Также цифровые площадки могут обязать возвращать средства клиентов напрямую на банковские карты, а не на внутренние электронные кошельки, сообщает «Парламентская газета».
Сегодня многие онлайн-платформы — от маркетплейсов до стриминговых сервисов — создают собственные платежные системы. При этом возврат денег часто осуществляется на внутренние счета. Процедура вывода средств усложнена дополнительными требованиями верификации через «Госуслуги».
Хотя такая практика легальна, она противоречит интересам потребителей. Информация об особенностях использования электронных кошельков либо не предоставляется вообще, либо скрыта в многостраничных договорах мелким шрифтом, отметил начальник управления регулирования службы по защите прав потребителей ЦБ Алексей Чирков.
Новые методические указания Центробанка предписывают информировать клиентов о важных условиях сделки понятным языком. Однако пока это лишь рекомендации без обязательной силы и касаются финансовых услуг. Поэтому сейчас решается вопрос о закреплении требований на законодательном уровне.
Минэкономразвития России рассматривает возможность проведения совместного эксперимента с маркетплейсами по внедрению функции «самозапрета» или ограничения на совершение покупок в онлайн-магазинах.