Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Справятся ли присяжные с делом Игоря Сутягина?

15.12.2003 17:29


В Московском городском суде проходит слушание уголовного дела по обвинению бывшего заведующего сектором военно-технической и военно-экономической политики отдела внешнеполитических исследований Института США и Канады РАН Игоря Сутягина в государственной измене.
И.Сутягин был задержан калужскими контрразведчиками 27 октября 1999 года перед вылетом в очередную зарубежную командировку, а 5 ноября того же года ему предъявили обвинение по ст. 275 УК РФ в государственной измене в форме шпионажа.
Федеральная служба безопасности обвиняет ученого в сборе и передаче за рубеж (а конкретно - лондонской консалтинговой фирме Alternative Future) сведений в области создания атомных подводных лодок нового поколения, а также данных, касающихся боеготовности российских ядерных вооружений и систем предупреждения о ракетном нападении. У ФСБ России есть данные, что эта фирма была лишь "крышей" для одной из разведслужб.
Игорь Сутягин вину не признает, заявляя, что переданную иностранцам информацию он брал из открытых источников, газет и журналов, и действовал в соответствии с заключенным с фирмой договором. Сначала дело рассматривал Калужский областной суд и в декабре 2001 года вернул егона доследование. Доследование проводило Следственное управление ФСБ РФ, после чего дело передали в Мосгорсуд.
Этому процессу, по мнению центральных СМИ, суждено будет войти в историю, поскольку впервые дело по обвинению в государственной измене рассматривается судом присяжных. Интересно, что ведет его судья Петр Штундер, который провел первый в нашей стране после 1917 года процесс с участиемприсяжных.
Такой поворот в громком событии вызвал довольно бурную общественную реакцию. Мнения высказываются самые разные. Адвокат Сутягина Анна Ставицкаяоднозначно заявила: "Нам это дает больше надежд на положительный исход. Не думаю, что с одним судьей мы могли бы рассчитывать на справедливое решение".
Независимые эксперты, не отвергая принцип осуществления правосудия с участием представителей общества, высказывают сомнения относительно включения подобных дел в перечень преступлений, которые подлежат рассмотрению судом присяжных. Президент Гильдии российских адвокатов Г.Мирзоев, например, говорит о нестыковке в части правового регламента законодательства и нормативных актов, определяющих порядок работы с гостайной.
Как сообщает корреспондент Regions.Ru, жителям Обнинска эта история интересна не только в силу обсуждаемого специалистами судопроизводственного казуса. Игорь Сутягин рос и учился в первом наукограде России, здесь живет его семья. Пятеро свидетелей обвинения также представляют этот город. Эта история не просто на слуху у его обитателей. Она активно обсуждается в кулуарах научным сообществом, хорошо знающим, что такое режим строгой секретности. Виновен ли Сутягин или нет? Ответ на этот вопрос даст только суд.
Калужская областная газета "Весть" в очередном номере решила поговорить со своими читателями о реальной возможности установления истины в таком деле именно судом присяжных.
Обнинская наука работала и работает на укрепление обороноспособности страны, и газета предоставила своим читателям возможность выслушать аргументы специалистов,квалификация и профессиональный опыт которых вряд ли у кого-то вызовут сомнения. Выражаясь языком судопроизводства, рассмотрение дела Сутягина по существу явнозатянулось. Не потому ли, что в российском законодательстве само определение того, что является государственной тайной, прописано недостаточно четко? Этот вопрос газета задала и.о. начальника кафедры защиты информации Межотраслевого специализированного учебного центра при Минатоме России В.Серикову.
"Безусловно, и это большая проблема, - отвечает Владимир Николаевич. - Самое странное, что вообще в мире не существует ни одного института, который бы ею занимался. У нас в стране (и не только у нас) все нарабатывалось эмпирическим путем, и следует признать, что определение категории сведений, относящихся к государственной тайне, методически обеспечено недостаточно. Особенно на сегодняшний день.
Если в прошлом схема установления соответствующего перечня сведений была более жесткой изащите подлежало много того, что по сути гостайной и не являлось, то сегодня наоборот: как раз то, что представляет гостайну, недостаточно точно определяется инедостаточно эффективно защищается.
Хотя система отнесения сведений к этойкатегории, безусловно, есть, она страдает многими слабостями. Есть перечни сведений, есть порядок, в соответствии с которым этот перечень устанавливается, но опять же в него может попасть то, что и не является гостайной, и не попасть то, что ею является.
Нет строго обоснованного научного подхода, и это, естественно, приводит к различным ситуациям. Но в данном случае речь больше идет о чем? Асудьи кто? Худо ли, бедно ли, достаточно точно ли, но перечень сведений, составляющих государственную тайну, установлен, и то, чем занимался И. Сутягин, попалов этот перечень.
Следовательно, хотим мы или не хотим, но подготовленные им аналитические материалы к особо охраняемым государством сведениям отнесены. Возможны, конечно, варианты пересмотров, но теоретически и практически уточнения не исключаются.
Процесс уточнения (изменения) грифа секретности сведений, составляющих гостайну, существует. Для этого создаются компетентные комиссии, которые и уточняют степень секретности тех или иных сведений: действительно ли они таковы на данный момент, потому что гриф присваивался, может, много лет назад.
К сожалению, система, существующая сегодня, срока давности не предусматривает, и секрет, установленный, например, в 1935-м году, может до сих пор оставаться под определенным грифом, а снять его сложно, потому что по положению гриф снимает (изменяет) та организация, которая его установила.
Но вернемся к тому, что перечень установлен. Следовательно, Сутягин передал сведения, которые на сегодняшний момент составляют государственную тайну, и, по сути, имеет место измена Родине. Другое дело, как теперь определить степень его вины, насколько это - измена? Тут надо плясать от печки.
Мы говорим о государственной тайне. То есть в своих рассуждениях используем два понятия: государство и тайна. Что такое государство? Это некоторая политическая форма, установленная, как сейчас принято говорить, элитой общества, определенным кругом лиц. Ну, раньше это называлось классами, теперь - элитой. Какая разница?
Суть остается прежней: государство - некая группа людей, представляющая интересы большинства общества или, по крайней мере, имеющая возможность сегодня устанавливать соответствующие подходы к формированию общественной жизни. В любом случае если есть государство, то оно наделеноопределенными функциями: хозяйственно-экономической, оборонной и т. д. Но любому государству принадлежит и функция подавления.
И в данном случае, когда речь идет об обеспечении обороноспособности страны, возникает такая логическая цепочка: если это функция государства и если что-то относится к собственности государства (а данные сведения являются таковыми), то только государство в лице своихпредставителей и может этим распорядиться. Следовательно, ни о каком суде присяжных речи быть не может. Это не государственные представители, это в хорошем смысле представители общества, но - люди с улицы. По идее, их надо бы произвести в государственные чиновники, чтобы они действительно представляли интересы государства, а это очень сложная функция, как я понимаю. Тем более в случае с гостайной.
Здесь существует целый ряд процедур: ты должен быть проверен, ты должен быть допущен именно к этим секретам, а не к каким-то другим, тут очень строгое разделение. Подобрать таких людей с улицы невозможно даже теоретически. Кроме того, если человек имеет отношение к гостайне (а присяжные в ходе суда будут иметь кней отношение), то он несет некоторые ограничения в правах. И это тоже функция государства, и она тоже прописана.
Почему человек, который работает с секретами, должен иметь ограничения в правах, а присяжные нет? То есть, в принципе, это утопия, точка зрения псевдодемократов, людей, которые не очень стараются понять, что такое государственная тайна, а, следовательно, какова роль государства вее защите. Демократия не может быть беспредельной. И мы неизбежно придем к пониманию таких вещей".
Вопрос второй: будет ли решение, принятое судом присяжных в таком деле, более справедливым, как это считает защита И. Сутягина?
Вот мнение на этот счет адвоката Обнинской коллегии адвокатов В. Бабицына: "Я абсолютно не знаю дела Сутягина. Исходя из отрывочных сведений в прессе, можно лишь сделать вывод, что если будет действительно доказано, что он брал информацию из открытых источников, то вменяемого ему состава преступления нет. Посмотрим в принципе, что такое суд присяжных, какова его роль. Роль присяжных - высказаться, виновен или не виновен человек, и все. Не хочу обидеть присяжных, каждый из них, безусловно, является специалистом в той области, в которой он работает. Но судят-то они все равно больше на эмоциях.
Я лично считаю, что если суд присяжныхи необходим (таковы традиции, дух времени), то не во всех случаях. А эмоциями легко управлять. И еще один момент. У нас просто в зачаточном состоянии институт защиты свидетелей. Они не могут чувствовать себя в безопасности. А присяжные заседатели? Института их защиты вообще нет. А они тоже подвержены влиянию. При нашем менталитете, при нашей криминогенной обстановке на каждого присяжного могут надавить и потребовать поднять руку за "виновен" или "не виновен". Особенно если дело связано с криминальными группировками. Давят даже на судей. Однако, даже с точки зрения прогресса в области современного судопроизводства, рассмотрение делапо обвинению в разглашении государственной тайны судом присяжных - нонсенс. Да,их предупредят об ответственности, возьмут подписку о неразглашении. Но если речь идет о данных особой важности, к которым вообще допущены единицы? А тут в курс
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

"Цены должны быть не просто сохранены, или балансировать на уровне прошлого года плюс инфляция. Нет, цены должны быть снижены, и в первую очередь на всю отечественную сельхозпродукцию. А для этого вообще не следует никому ее продавать, и прежде всего начиная, естественно, с тех стран, которые объявляют нам санкции, бойкот, гибридную войну..."

Коррупция

За особо крупные размеры коррупционных деяний наказания должны быть предусмотрены предельно жесткие, вплоть до высшей меры. Да, сегодня это не смертная казнь, и даже не пожизненный срок, но зато приговор к максимальному сроку предусматривает, что преступник не может быть амнистирован, помилован, выпущен по УДО, и т.д. И конечно, необходима конфискация имущества как отдельный вид наказания. Нет полной компенсации ущерба, - а так получается сплошь и рядом, - значит осуществляется конфискация имущества

Авиатранспорт: безопасность полетов, терроризм, инциденты

Ефремов – человек достаточно оппозиционный, и его творчество было не по душе властям. Но при этом столь же очевидно, что никто Ефремова наручниками к рулю не приковывал и водку в него не заливал. Произошла трагедия, погиб человек, и вместо того, чтобы попытаться как-то сгладить ситуацию, выбрать путь покаяния, что-то компенсировать, защита ответчика выбрала весьма сомнительную стратегию. Адвокат попытался сделать изо всей этой истории максимальный хайп для себя, и это бумерангом ударило ...

"Современная международная ситуация может быть выражена известной формулой: каждый за себя, один бог за всех. Азербайджан явно использует ситуацию на Украине, когда России не до того, и пытается нарушить договоренности. И мы прекрасно понимаем, что сила Азербайджана – прежде всего в поддержке со стороны Турции. Но если азербайджанская сторона в действиях России на Украине, возможно, увидела какую-то слабость, то это очень обманчивое впечатление. Россия в любом случае будет на это реагировать ...

"Хочется напомнить, что КПСС тоже побеждала по одномандатным округам. А как только ситуация изменилась, как только Борька «замочил» Мишку, то тут же все бывшие партийные депутаты-мажоритарщики быстренько стали голосовать за Ельцина. Так что, партсписки были бы для них как раз более выгодными, поскольку система партсписков позволяет контролировать депутата, который теряет самостоятельность. А одномандатник – он в любой момент может откреститься от партии, и послать ее к едрене фене..."

«Контролирующим органам нужно не стесняться проверять торговые сети на предмет обоснованности цен. Если торговые сети начнут вдруг упираться, или не дай бог захотят замки повесить, то надо предупредить их, что в этой ситуации чикаться с ними никто не будет, и их собственность перейдет к государству, - без разговоров. Шутить здесь с государством не надо: в такой ситуации, в такое время не до шуток...»

"Подобные преступления происходят у нас едва ли не каждый день. Да, преступников ловят, сажают, но ничего не меняется. Почему? Потому что нет главного: нет осуждения на их малой родине. Почем-то там происходит либо замалчивание их злодеяний, либо откровенная их защита.такая позиция самым непосредственным образом провоцирует разжигание межнациональной розни – не только с представителями ряда бывших союзных республик, но и с представителями южных республик нашей России. Да, это Дагестан, это Че ...