Нафигулла Аширов: "Закон о кипе и хиджабе" принят: комментарии религиозных деятелей.
29.01.2004 13:52
Нафигулла АшировПосле утверждения кабинетом министров текста законопроекта будет направлен в парламент. Предусматривается, что с 3 февраля к его рассмотрению приступят депутаты Национального собрания, а на 10 февраля назначено голосование по законопроекту. Как пояснил в серии публичных выступлений министр образования Люк Ферри, являющийся автором законопроекта, речь идет не об ущемлении какой-то одной религии, а об обеспечении принципа светского характера государства, а также о борьбе противлюбых проявлений расизма и антисемитизма.
Предполагается, что под запрет должны попасть не только мусульманские платки-хиджабы, но и крупного размера кресты, иудейские кипы, тюрбаны сикхов и все прочие"вызывающе заметные" религиозные символы. Заодно могут запретить и бороды, также являющиеся признаком религиозной принадлежности.
Согласно результатам опросов общественного мнения, примерно две трети французовподдерживают идею принятия закона.
Напротив, представителями ряда религиозных сообществ идея встречена в штыки. Сомнения по поводу целесообразности закона высказывали представители католицизма ииудаизма. Особенно негодуют приверженцы ислама, которых во Франции насчитывается около 5 млн человек. В Париже и других городах Франции уже прошли массовые манифестации против запрета на ношение мусульманских платков. Акции протеста состоялись передпосольствами Франции в ряде стран Европы и Ближнего Востока.
В этой связи некоторые наблюдатели высказывают опасения по поводу того, что приняв законопроект, власти Франции не только не добьются смягчения межобщинных противоречий, а, напротив, лишь усилят напряженность.
Прокомментировали новый закон и религиозные деятели России. "Все это очень напоминает советскую систему, когда в школах нельзя было носить крестики, а можно было носить только пионерские галстуки", - заявил замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. По его мнению, попытка запретить в школах платок, кипу и "большой" крест говорит о кризисе секуляризма.
"Когда у тех, кто желает загнать религию в гетто, не остается ни правовых, ни философских аргументов против того, что верующие люди хотят открыто и везде исповедовать свои религиозные убеждения, прибегают к тактике "держать и не пущать", -считает протоиерей.
При этом он высказал мнение, что секуляризм - такая же религия, только верующаяв человека и ставящая его в центр мироздания. "Непонятно, почему приверженцы этой религии, религии свободы и раскрепощенности, могут носить в школах свои символы, например, галстук-бабочку или обильную косметику, а верующие люди свои символы носить не могут", - отметил священник. "В этой системе, - подчеркивает он, - нет ни равноправия, ни подлинного плюрализма, а есть идеологический диктат".
В заключение представитель Русской Православной Церкви выразил солидарность с позицией большинства религиозных лидеров Европы и мира, которые выступили против такого нововведения во Франции.
Закон о запрете ношения религиозной одежды и атрибутов в учебных заведениях и учреждениях Франции антиисламский, заявил сопредседатель Совета муфтиев России,глава Духовного управления мусульман азиатской части России Нафигулла Аширов.
По его мнению, "сравнивать ношение крестов для христиан и шапочек для иудеев с ношением мусульманского платка для женщины абсолютно неверно, потому что ношениемусульманского платка является обязательным условием для мусульманки, частью ееверы", "когда ее лишают ношения платка, то фактически лишают возможности выходить на улицу". "Если бы мужчинам запретили носить головные тюбетейки, это не вызвало бы никакого ажиотажа, потому что это не является обязательным атрибутом, - отметил Н. Аширов. - А если женщина не носит платка, она становится грешницей".
"Мы считаем этот закон направленным против прав человека, прав образования мусульманских женщин, его обязаны пересмотреть, потому что те граждане, которые сегодня живут во Франции, являются гражданами этой страны, и они в полной мере имеютправо на свободу вероисповедания", - заключил Н. Аширов.