Ни для кого не секрет, что цены на многие товары, лекарства, услуги в России с ее мизерными зарплатами и пенсиями порой выше, чем в европейских странах. А это значит, что кто-то у нас получает на этом колоссальные сверхдоходы

Есть такая поговорка: замах на рубль, удар на копейку. Так и с заявлением Матвиенко о поддержке многодетных семей - уже столько громких заявлений сделано, что кажется, пора уже хотя бы частично их исполнять

Рафгат Алтынбаев: Рафгат Алтынбаев: люди должны управлять своими судьбами.

14.09.2005 17:35

Рафгат Алтынбаев

Председатель комитета СФ ФС РФ по делам Федерации и региональной политике (2006-2012)


Российский писатель Александр Солженицын, рассуждая о демократии, сказал: "Мы должны строить систему так, чтобы люди могли управлять своими собственными судьбами". По сути - это принцип самоуправления. Но управлять своими судьбами могуттолько активные и инициативные. К сожалению, у нас в республике все большее количество людей поражается вирусом социальной апатии, что не может не вызывать серьезной озабоченности состоянием общества.

На мой взгляд, есть две основные причины, порождающие безучастность, равнодушиев обществе. Первая - сложившаяся система власти в Татарстане - клановая и недемократичная. "Сформировавшиеся во властных структурах региона корпоративные сообщества монополизировали политические и экономические ресурсы. Руководящие должности в органах власти, наиболее крупных хозяйствующих субъектах занимают лица, состоящие в родственных связях между собой. В результате оказалась разрушенной система сдержек и противовесов, что приводит к распространению коррупции".

Это не о Татарстане, как подумал, наверное, каждый прочитавший. Это цитата из доклада полпреда президента в Южном федеральном округе Дмитрия Козака о ситуации в северокавказских республиках. Далее в документе говорится, что произвол властей порождает у большей части населения социальную апатию. Хотя положение в Татарстане, безусловно, не идентично положению в северокавказском регионе, но, как мы видим, есть и общее. И у нас - клановость, монополия во власти и экономике, коррупция и произвол властей привели к повышению уровня социальной апатии в обществе.

Существование проблемы признают и руководители республики. Так, председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин выразил опасение, что на предстоящих муниципальных выборах "станет возможным проявление социальной апатии электората". Показательно,что власть это начинает тревожить только накануне выборов, когда люди для многих политиков превращаются в электорат, который может повести себя непредсказуемо для власти и даже выйти из состояния покорности, к которому их принуждали долгиегоды.

Страх перед властью, быстрой зачастую на расправу, глубоко укоренился в сознании татарстанцев, что, конечно, не добавляет активности гражданам в отстаивании своих интересов. Особенно в сельских районах, где правды добиться для простого человека крайне тяжело. Единицы, преодолевая страх перед начальником, руководителем, решаются отстаивать свои права. Многие же, сталкиваясь с безнаказанностью начальников всех рангов, с циничностью власти, начинают "выпадать из общества", перестают участвовать в социальной жизни.

Нынешняя власть, к сожалению, не умеет мыслить стратегически в интересах всего населения и решает тактические задачи, направленные на самосохранение. А для самосохранения ей необходимо подавлять любую активность граждан - запрещать митинги, увольнять с работы непокорных, закрывать бизнес. Хотя для общества в целом страшны не социальные протесты, а социальная апатия, которая тормозит не только политическое, но и экономическое развитие республики.

Именно поэтому буксует реформа ЖКХ - граждане не объединяются в товарищества собственников жилья. Именно поэтому растет безработица - по данным на 1 апреля 2005 года в Татарстане 40 тысяч только зарегистрированных безработных - граждане непроявляют активности в создании малых предприятий, которые могли бы предоставить новые рабочие места и т.д.

Второй же причиной высокого уровня социальной апатии в республике является, конечно, бедность. По официальным данным доходы татарстанцев все время растут, но количество бедных не уменьшается. Все дело в том, как считать бедных. Для подобных расчетов используются показатели "душевой доход" и "прожиточный минимум". Основную долю "прожиточного минимума" составляет стоимость питания, без учета повышения цен на транспорт, удорожание лекарств и жилищно-коммунальных услуг.

Получается, что если в семье есть болеющие дети, пожилые и инвалиды, - люди практически все деньги должны тратить на лекарства и питание, влезать в непомерные долги, но при этом в категорию "бедных" могут и не попасть. Как же измерять бедность? По мнению социологов, бедность - это невозможность поддерживать определенный средний уровень жизни.

Подавляющее большинство российских семей имеет "стандартный набор" имущества. Телевизор, холодильник, мебель, палас. Если кто-то не имеет этого набора, то он беден, потому что лишен самого необходимого, а не каких-то дополнительных благ. Лишения могут быть не только имущественными. Например, малоимущий может быть лишен возможности пользоваться платными медицинскими услугами, платным образованием или досугом. Если набирается критическая масса таких лишений, то человека можно считать бедным вне зависимости от его дохода. Если при этом человека лишить социальной поддержки, то его лишения накапливаются - человек становится кандидатом внищие.

Если исходить из "критерия лишений", большое количество татарстанцев, которые сегодня живут еще не впроголодь, уже находятся в "группе риска". У учителей, врачей, многодетных семей, инвалидов, пенсионеров, рабочих, сельских жителей нет возможности покупать товары длительного потребления, получать качественное медицинское обслуживание. Они приходят к крайне пессимистическому восприятию собственнойжизни, наступает социальная апатия.

Родители начинают отрицать необходимость образования детей. Молодежи в самом начале жизни вбивается идея, что у бедных нет возможности добиться карьерного роста, хорошего образования, лучшей жизни. Социальная апатия возникает и у детей, они повторяют образ жизни, а точнее выживания, своих родителей. И это представляетсоциальную угрозу, поскольку население от безысходности уходит в пьянство, наркоманию, становится непригодным к активному творческому труду.

Есть ли выход? Я думаю - да. Мы еще не переступили черту. Не надо надеяться на власть. Надо, преодолевая чувство апатии, самим идти во власть, менять ее изнутри. Выдвигать и голосовать за кандидатов, которые будут реально отстаивать интересы народа. Необходимо помнить, что социальная апатия татарстанцев выгодна нынешней власти, но абсолютно противоречит интересам граждан. Преодолев свое безразличие к тому, кого выбираем во власть, за кого голосуем, свой страх перед властью, мы получим шанс изменить свою жизнь к лучшему. Надо им воспользоваться. Хотя бы ради нашего будущего - наших детей.

Рафгат АЛТЫНБАЕВ, доктор социологических наук, заместитель председателя Российской партии ЖИЗНИ.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Если люди не хотят получить очередной храм вместо своего любимого парка, то найдите для его строительства другое место, которое бы их устраивало. Зачем создавать почву для раскола в обществе? В этой ситуации было необходимо, чтобы представители РПЦ первыми выступили с инициативой закрыть данный вопрос и перенести место строительства храма

Ко всем обвинениям, которые звучат в адрес экс-президента, в первую очередь, следует отнести развязывание войны против народа Донбасса и многочисленные жертвы среди жителей на Юго-Востоке. Киев начал эту войну и только готовность к прямым переговорам с ДНР и ЛНР, а также выполнение руководством Украины Минских соглашений смогут остановить кровопролитие

Отсутствие четко обозначенной государственной правовой политики не способствует улучшению качества законодательной работы в России, а в ряде случаев прямо ведет к его ухудшению. Проблема касается самых разных отраслей права, включая уголовное законодательство, которое можно отнести к наиболее активно меняемым и дополняемым в последние годы