Ответственность за катастрофу в Норильске должен нести Потанин и только Потанин. А чтобы у него не было соблазна уйти от ответственности необходимо собственность Потанина изъять в залог

У нас всегда получается так, что монополисты в ЖКХ повышают свои тарифы, стимулируют тем самым общий рост цен, а потом, ссылаясь на этот же рост цен, опять увеличивают свои тарифы

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА И НОВЫЕ ПОДХОДЫ

18.05.2007 10:47


СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА И НОВЫЕ ПОДХОДЫ

           

Е.П.Смирнов

 

Введение

 

 

В последние годы органы государственного управления и экспертное сообщество уделяют большое внимание проблеме стратегического планирования регионального развития.

  В 2004 году Центром стратегических исследований Приволжского федерального округа (ЦСИ ПФО) был подготовлен Доклад «Россия. Пространственное развитие», основные положения которого легли в основу «Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», подготовленной Минрегионом России. Эта концепция вызвала острую и плодотворную дискуссию в экспертном сообществе, которая позволила глубже осмыслить проблемы региональной политики, стоящие перед федеральной и региональной властью. 

  Начиная с середины 2005 года, когда на заседании Правительства РФ 30 июня 2005 года была рассмотрена «Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», органы государственной власти субъектов Российской Федерации под методическим руководством и при координации со стороны Министерства регионального развития Российской Федерации проводят активную работу по разработке региональных стратегий. В разрабатываемых стратегиях значительное место уделяется анализу инновационных возможностей регионов и разработке сценариев их инновационного развития. К настоящему времени рассмотрены документы около 60 субъектов Российской Федерации. Методическим руководством для разработки региональных стратегий служат проект «Требований (технический стандарт) к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ» и письмо Минрегиона России от 28.10.2005 №6831-ВА/20 в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В Совете Федерации в рамках Экспертного совета по проблемам инновационной политики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в июне 2004 года нами в инициативном порядке была создана Проблемная рабочая группа по прогнозированию и стратегическому планированию экономического развития российских регионов. В её цель входило создание на основе лучших, в первую очередь отечественных разработок образцов необходимого инструментария, формирование организационной инфраструктуры для его развития и распространения, а также оказание методической помощи органам исполнительной и законодательной власти регионов в выборе методологии и инструментов для решения задач прогнозирования, стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием регионов.

В состав рабочей группы вошли представители  Администрации Президента РФ, Счетной палаты РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства финансов РФ, Министерства регионального развития РФ, Федерального агентства по информационным технологиям, Федерального агентства по науке и инновациям, Федеральной службы по тарифам, Федеральной службы по оборонному заказу, а также представители  исполнительных и законодательных органов власти субъектов Российской Федерации (около 50).

На заседании рабочей группы 20 января 2005 года была одобрена «Концепция, технология и инструменты формирования управленческих решений в социально-экономической сфере субъектов Российской Федерации» [1]. На совещании в Совете Федерации 17 ноября 2005 года с участием представителей органов власти более 30 субъектов РФ, а также Администрации Президента РФ, Совета Федерации, Счетной палаты РФ, федеральных министерств и ведомств, ассоциаций экономического сотрудничества субъектов РФ, РАН, ТПП РФ, АНХ РФ, СОПС, независимых экспертов,  представителей деловых кругов и средств массовой информации, были рассмотрены вопросы организации пилотного проекта «Конкурентоспособный регион как точка роста конкурентоспособности России», инициированного Рабочей группой.

Концепция проекта получила поддержку Парламентских слушаний в Совете Федерации «О законодательном обеспечении формирования и развития конкурентоспособной экономики Российской Федерации» 25 ноября 2005. По итогам слушаний приняты рекомендации федеральным органам исполнительной и судебной власти, законодательным и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, научно-экспертному и профессиональному сообществу, предпринимательским и отраслевым союзам и ассоциациям «принять активное участие в развертывании экспериментальной площадки на базе пилотного проекта «Конкурентоспособный регион как точка роста конкурентоспособности России» с целью комплексной отработки механизмов повышения конкурентоспособности регионов (включая муниципальный уровень), развития межрегиональных и международных связей в этой области, создания общего информационного пространства, инструментов оценки и прогнозирования конкурентоспособности». Кроме того, концепция проекта была представлена в Ассамблею европейских регионов (Страсбург), в которой выразили заинтересованность использовать ее для проведения эксперимента в одном из европейских регионов.

На основе концепции проекта Рабочей группой был подготовлен проект Ведомственной целевой программы (ВЦП) «Конкурентоспособный регион как точка роста конкурентоспособности России», который был одобрен Министерством регионального развития Российской Федерации и внесен в Правительство Российской Федерации в начале 2006 года. 

  21 июля 2006 года состоялось заседание Государственного совета «О механизмах взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти при разработке программ комплексного социально-экономического развития регионов», на котором были рассмотрены предложения Рабочей группы по комплексному социально-экономическому планированию развития регионов, возглавляемой губернатором Красноярского края А.Г.Хлопониным. Было отмечено, что, в соответствии с действующим законодательством, ни Федерация, ни регионы могут вообще не иметь стратегических документов в области территориального планирования. И они этим пользуются  — на федеральном уровне нет ни долгосрочной стратегии регионального развития, ни среднесрочных реализующих ее программ. Нет и качественно проработанных региональных разрезов основных отраслевых стратегий, среднесрочной программы социально-экономического развития, программ развития инфраструктурных монополий и т. д.  Рабочая группа предложила в короткие сроки разработать и принять федеральный закон об организации разработки и реализации государственной региональной политики в Российской Федерации, который должен обеспечить взаимосвязь региональных приоритетов страны с разрабатываемыми на региональном уровне концепциями, стратегиями и программами развития. Было также подчеркнуто, что для обеспечения высокого качества стратегических, программных и прогнозных документов нужно будет разработать общедоступную методическую базу по всему кругу вопросов планирования. Рабочей группой были также собраны и обобщены предложения по реализации конкретных мер по повышению качества региональной политики. При этом, однако, следует опасаться унификации подходов и решений, попыток монотонного для всей территории страны стратегирования – это противоречит естественной уникальности и неповторимости каждого региона, приведет к формализации самого процесса регионального развития и превратится в худшие образцы госплановского долгосрочного планирования.

  С начала 2006 года с завершением формирования Общественной палаты Российской Федерации в разработке региональной политики и в первую очередь проблем местного самоуправления и жилищной политики весьма активную роль стала играть Комиссия Общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления, которая использует в своей работе механизм общественных слушаний. Это позволяет набрать большой эмпирический и экспертный материал на основе углубленного анализа срезов проблемных ситуации на многообразии территорий России.

  Таким образом, можно констатировать, что период фактического отсутствия осмысленной региональной политики завершается, и деятельность органов государственной власти и общественности переходит к этапу осмысления и формирования стратегии развития регионов в новых условиях на основе отечественного и зарубежного опыта и обновляющейся методологической и методической базы.  В связи с этим при подготовке настоящей работы нами были поставлены следующие практические задачи:

- проанализировать доступные методические материалы, которые используют субъекты Федерации при подготовке стратегий социально-экономического развития; подчеркнем, что здесь ставится задача не экспертизы и какой-либо оценки документов как таковых, а лишь анализ основных концептуальных положений, которые в них заложены;

- выявить характерные проблемы, которые возникли перед региональными администрациями при разработке стратегических документов регионов, представленных на МВК при Минрегиона России;

- предложить регионам оригинальный подход и методическую базу для формирования стратегий инновационного развития, основанную на  деятельности проблемной рабочей группы по прогнозированию и стратегическому планированию экономического развития российских регионов при Совете Федерации и работах автора.

 

Продолжение …

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Проблема не в курсе рубля, а в монополизации российской банковской системы, в монополизации сырьевых секторов, в завышенных аппетитах естественных монополий, которые мешают развиваться на конкурентных рынках нашим производствам. У нас отсутствуют справедливые суды, что создает высокие риски для предпринимательства, несправедливо распределяются бюджетные расходы, деньги в казну собираются, а на граждан не тратятся. Вот о чем надо говорить, потому что это действительно реальные и наболевшие пробл ...

Рост цен и борьба с ним

Игорь Сечин обвинил независимые сети АЗС в создании монопольных структур в регионах, призванных подстегнуть рост цен на топливо. По его словам, доля независимых сетей АЗС на рынке составляет 30 процентов, остальное приходится на вертикально интегрированные компании. "Но эти 30% и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает Федеральная антимонопольная служба. Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство, значит, вынуждены даже поднимать цену"

Санкции против России и ответ на них

Американский Конгресс может не успеть принять закон о новых санкциях против России до конца года и будет вынужден отложить введение ограничительных мер.

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

На удорожание ипотеки серьезным образом повлиял переход на эскроу-счета при долевом строительстве. Если раньше добросовестный застройщик напрямую получал деньги и сразу направлял их в производство, то теперь все складывается на определенном счету. Поэтому застройщику приходится брать кредиты, а это, безусловно, ложится дополнительным ярмом на стоимость жилья. Поэтому те, кто берет сегодня ипотеку, вынуждены компенсировать и застройщику его кредиты, и выплачивать еще кредитный процент банку

Монополисты повышают свои тарифы, стимулируют тем самым общий рост цен, а потом, ссылаясь на этот же рост цен, опять увеличивают свои тарифы. Надо вообще с тарифами серьезно разбираться. Они формально повышают тарифы на 2-3%, но при этом у них появляются дополнительные услуги, без которых вы не можете получить услуги основные. В результате официально тарифы поднимаются вроде бы на 2-3%, монополист отчитывается в этом перед правительством, а фактически люди начинают платить гораздо больше

Налоговый маневр приняли, чтобы уменьшить экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты и увеличить налог на добычу полезных ископаемых. Нужно от этого отказаться и возвращаться к нормальным экспортным пошлинам. В противном случае российские потребители будут постоянно покупать бензин по высоким ценам, вне зависимости от того, растет цена на нефть, или падает. У нас цены на бензин меняются только в одну сторону именно из-за порочной политики налогового маневра, от которой нужно отказаться как м ...

Все дороги в стране, тем более федеральные, должны быть государственными. Не дай бог какие-нибудь крупные ЧП, не дай бог война начнется, и что мы будем делать тогда на частных дорогах? Прибыли считать? Вся дорожная инфраструктура должна быть в руках государства. А если где-то возникает необходимость в платных трассах, то все доходы, которые они приносят, должны распределяться через госбюджет на ремонт и обустройство дорог, а не идти на чье-то обогащение

Предполагается, что провайдеры освобождаются от всякой ответственности за блокировку информации к которой Роскомнадзор требует закрыть доступ , да и вообще от ответственности за обеспечение безопасности киберпространства. Теперь это будет делаться централизованно: появится некое устройство, которое будет предотвращать угрозы для нашей сети. Но что это устройство, где произведено и сколько стоит если верить авторам, то – около 20 млрд рублей! – никто не знает

На упаковках продуктов, произведенных с использованием ГМО, должна быть соответствующая информация. Если свинина или говядина произведена из мяса животных, выращенных на кормах с ГМО, при продаже продуктов это должно указываться. То есть, речь идет как минимум о праве потребителя знать, что он ест, знать состав продуктов, которые он приобретает. Если правительство считает, что в упрощенном порядке ввоза в Россию ГМО-кормов ничего страшного нет, пусть тогда обеспечит маркировку этой продукции