Религиозное образование в школах должно быть факультативным

15.09.2007 13:20


Президент РФ Владимир Путин высказал свою точку зрения по вопросу о преподавании ОПК в школах. На заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 13 сентября он заявил, что изучение в школах предметов по религиозной тематике нельзя вводить приказом сверху.
"У нас в Конституции записано, что Церковь отделена от государства. Вы знаете, как я сам отношусь, в том числе, к Русской Православной Церкви, но если кто-то считает, что сейчас надо поступить по-другому, иначе, то надо менять Конституцию", - сказал Путин.
"Я не считаю, что мы должны сейчас этим заниматься", - добавил глава государства.

Лидер партии "Народный союз" Сергей Бабурин попросил президента "снять опасения в связи с исчезновением таких школьных предметов, как "Основы православной культуры" и "История мировых религий".

"Ко мне поступило обращение Всемирного русского конгресса по этому поводу", - подтвердил Путин, отметив, что к нему поступило также и обращение представителей интеллигенции России по поводу того, что наше государство все-таки является светским.

Подчеркнув, что он выступает за воспитание детей "в духе наших четырех религий", президент сказал о необходимости "найти приемлемую для всего общества форму".

Корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратился к представителям верхней и нижней палат парламента с вопросом: "Имеет ли смысл менять Конституцию ради введения в школах предмета по изучению религий?".

Парламентарии считают, что ради возможности изучать основы мировых религий в школах Конституцию менять не следует. По их мнению, подобные знания дети должны получать только добровольно. Политики видят выход в том, чтобы культурные аспекты религий преподавались в школе на факультативной основе, а постижение их нравственных основ происходило в семье.

Юрий Шарандин
Морально-нравственные убеждения человека, его представления о Боге невозможно привить с помощью закона или Конституции, считает председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, представитель в СФ от администрации Эвенкийского АО Юрий Шарандин.

"Когда речь идет о религии, нужно разделять культурные аспекты, которые любая религия в себе несет, и их морально-нравственную основу, и если сравнить самые разные религии, то их заповеди и моральные основы практически совпадают – это почитание родителей, отказ от совершения преступлений", - рассказал сенатор.

При этом, добавил он, "можно проследить и развитие этих моральных постулатов от простых к более сложным – например, Ветхий Завет наказывает за действие, а Новый Завет говорит о том, что даже помыслы - "не возжелай…" - заслуживают наказания".

"Религия говорит нам о том, что человек не является изолированным от происходящего в мире, что есть самый главный, мимо которого ничто не пройдет и не останется незамеченным – это Бог", - отметил глава комитета. При этом, считает парламентарий, "чувство страха Божьего – это то, о чем напрочь сегодня забыто, совершенствуются системы наблюдения, усиливаются службы безопасности, вневедомственная охрана в России по численности сопоставима с внутренними войсками". "Но если бы люди помнили о высшем наказании, жили и действовали в духе страха Божьего, то преступлений было бы гораздо меньше", - подчеркнул Юрий Шарандин. "Можно ли подобные представления ввести с помощью закона, Конституции? Конечно, нет, это должно быть основой внутреннего воспитания личности, а эти основы закладываются прежде всего в семье, школа не сможет ничего изменить, если в семье ребенок воспитывается на других ценностях", - убежден глава комитета.

"Изучение религий, их истории, общих принципов вполне возможно в школе на факультативной основе, таким же образом можно изучать и Закон Божий, его догмы", - считает сенатор. "Поскольку 85 процентов населения России – православные, то в первую очередь нужно изучать эту религию и ее культурные аспекты, но при этом, разумеется, не упускать из виду и все остальные религии народов нашей страны", - подытожил Юрий Шарандин.

Геннадий Горбунов
Религию нельзя навязывать насильно, считает председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике, представитель в СФ от Государственной думы Астраханской области Геннадий Горбунов.

"Все вопросы, касающиеся религии, не могут решаться принудительно, и никого не надо заставлять насильно – это должно быть внутренней потребностью каждого человека", - заявил сенатор.
"Сама среда, остановка, в которой живет ребенок, должны прививать духовные ценности, в первую очередь – это семья, а потом уже все остальные институты, участвующие в воспитании и образовании детей", - считает глава комитета. "Есть семейные священники, к которым всей семьей ходят причащаться и исповедоваться, в нашей стране этот процесс постепенно развивается, и не надо его подгонять", - рассказал парламентарий.

"Люди должны приходить к пониманию религии, к вере сами, и тогда это будет на долгие годы, на всю жизнь, и станет внутренней потребностью", - заключил Геннадий Горбунов.

Игорь Пушкарев
Изучение религий должно быть добровольным, убежден заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорта, представитель в СФ от Законодательного собрания Приморского края Игорь Пушкарев.

"Духовная составляющая в жизни общества очень важна, если не сказать, что является самой важной, поэтому в той или иной степени духовное воспитание должно быть в школах", - заявил сенатор.

"Вопрос в том, как к этому подходить – проблема это очень неоднозначная, и решать ее нужно очень тонко и осторожно", - отметил зампред комитета. "Я согласен с тем, что насильно не нужно никого заставлять", - заключил парламентарий.

Валентина Иванова
Только факультативно можно вводить в школах изучение предметов религиозной тематики, убеждена заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Валентина Иванова.

"Конституцию ни в коем случае изменять нельзя", - заявила депутат.
Парламентарий уверена, что навязывание вероисповедания невозможно. "Духовно-нравственные вопросы, в частности, кому поклоняться и в кого верить, - очень личные, поэтому каждый человек без насилия и давления должен принимать решение в этой области только сам", - подчеркнула она.

Что же касается воспитания детей в духе основных четырех религий России, о чем также говорил президент, то зампред комитета склоняется к изучению их в школах факультативно. "В каждой школе учителя должны собраться вместе с родителями и найти понимание относительно необходимости преподавания подобных предметов. И если большинство окажется "за", то такой факультатив с преподавателями-носителями веры открыть можно", - заключила Валентина Иванова.

Евгений Ройзман
Член Комитета Госдумы по безопасности Евгений Ройзман выступает против изменения Конституции для обязательного преподавания в школах предметов по религиозной тематике, считая более правильным говорить об их факультативном изучении.

"Конституцию ради обязательного преподавания в школах предметов по религиозной тематике трогать не надо", - заявил депутат. "Слово Божье преподавать в школах можно и факультативно", - уверен он.

Констатировав, что наша страна является светским государством, парламентарий отметил важность добровольного выбора в этом вопросе. "Среди родителей можно провести опрос и выяснить, хотят ли они, чтобы их дети изучали такой предмет. И если хотят, то его вполне можно вести в школах факультативно, но без навязывания и принуждения", - подытожил Евгений Ройзман.

Александр Чуев
Изучать в школах предметы по религиозной тематике дети должны только добровольно, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Чуев.

"Вопрос об изучении в школах предметов по религиозной тематике вполне можно решить в рамках действующей Конституции и менять ее совершенно не требуется", - заявил депутат. Тем более, добавил парламентарий, что в отдельных регионах такие предметы факультативно уже существуют. При этом особое внимание он обратил на то, что решение по этому вопросу должны принимать родители без давления на них с чьей-либо стороны.

Парламентарий уверен, что для изучения основных четырех религий, которые исповедуются народом нашей страны, во всех школах следует ввести факультативные занятия, но в российском регионе упор следует сделать на основы православной культуры, а в мусульманских - на основы исламской культуры. Если же кто-то желает изучать основы буддистской культуры или иудаистской, но таких детей в одной школе недостаточно для открытия класса, то тогда, полагает Александр Чуев, занятие можно устраивать для ребят из нескольких школ. Преподавать же основы каждого из этих четырех культурологических предметов должен носитель веры, убежден зампред комитета.

Что же касается изучения остальных религий, то, по мнению депутата, "каждый желающий должен осваивать их сам, поскольку государство не может к каждому ученику приставить несколько преподавателей".

Зампред комитета также подчеркнул, что изучение чужой религии поможет избежать межнациональных конфликтов. "А Конституцию трогать не надо, иначе изменения в нее пойдут одно за другим", - заключил Александр Чуев.

Александр Крутов
В свою очередь заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике Александр Крутов назвал "путаницей" происходящее вокруг проблемы введения в школах преподавания предметов по религиозной тематике.

"Конституция в этом вопросе ни при чем, поскольку речь идет не о преподавании религии, а о преподавании культурологических предметов", - заявил депутат.
На таких уроках, пояснил парламентарий, "никто не будет преподавать религиозные догмы или обряды. Детям будут рассказывать об основах православной культуры, основах исламской культуры и т. д., т. е. это будут просто культурологические уроки, которые не учат религии, а учат культуре и нравственным ценностям", - сказал Александр Крутов. "А в обществе сейчас идет подмена понятий, путаница, не исключено, что даже сознательная, и президента тоже вводят в заблуждение", - подчеркнул он.

В то же время зампред комитета считает, что "преподавать ребенку сразу четыре основные культуры, завязанные на четыре основные религии нашей страны, нельзя, иначе в голове у него все смешается". "Вначале ребенок должен изучать то направление, которое является основным в его семье. И только спустя какое-то время, поняв свою религию, он сможет понять и другие", - подытожил Александр Крутов.

Всеволод Чаплин
В школах не нужно вводить обязательных предметов по религиозной тематике, считает заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.

"По моему мнению, в школах не нужно вводить обязательных предметов по религиозной тематике. Нельзя заставить человека быть верующим против его воли, ведь так не поступает даже сам Бог, создавший человека свободным", - сказал отец Всеволод.

"Наилучшей для России была бы, на мой взгляд, распространенная в Европе модель воспитания: дети различных конфессий объединяются в группы, которые получают соответственное образование. Делается это, естественно, по свободному выбору. Наличие таких групп не разделяет людей, а сглаживает общественные противоречия. Разделяет как раз попытка навязать что-либо людям помимо их воли", - пояснил протоиерей.

"Конечно, найти модель устраивающую всех – вряд ли возможно, поскольку есть люди, считающие, что воспитание в школе не нужно и мораль, а тем более вера, опасна. Однако нельзя не учитывать, что это лишь точка зрения небольшой части элиты, в то время, как большая часть общества считает, что воспитание в духе традиционных религий – необходимо", - заключил отец Всеволод.

Марат-хазрат Муртазин
В общеобразовательных школах не должно быть обязательных религиозных предметов, уверен Марат-хазрат Муртазин, ректор Московского исламского университета, заместитель председателя Совета муфтиев России.

"О религиозном образовании в школах можно говорить только в том случае, если они закреплены за какой-то определенной конфессией. Тогда дети других вероисповеданий туда не пойдут", - считает муфтий.

"Если же мы говорим об общеобразовательных школах, - продолжил свою мысль Марат-хазрат Муртазин, - то в них, конечно, никаких обязательных религиозных предметов быть не может. Что же касается знаний о религиях, то они должны даваться в равных долях про все четыре основные религии России".

Впрочем, считает Муртазин, в школах возможны также факультативные занятия для групп детей, принадлежащих к одной из конфессий. По его мнению, "запись туда должна производиться по желанию родителей, или лиц их заменяющих". "В таком ключе, конечно, возможно и религиозное образование", - заключил муфтий.


Буддисты России уверены, что школьников нельзя в принудительном порядке обучать религиозным предметам.

"Слова президента выглядят разумно, - заявила координатор Московского буддийского центра Школы Карма Кагью Елена Леонтьева. - Мы, буддисты России, считаем, что специально, насильно в школах не нужно учить никаким религиозным предметам. Возможны лишь самые нейтральные обзорные курсы".
"Если речь идет о факультативах, то, учитывая особенности нашей страны, придется строго следить, чтобы они остались именно факультативами", - подчеркнула Елена Леонтьева.

Александр Игнатенко
Надо создать условия для ознакомления детей с духовными ценностями основных религий России, считает президент Института религии и политики Александр Игнатенко.

"Из слов президента следует, что в государственных и муниципальных школах в рамках обязательных часов вводить религиозные предметы – нельзя: это было бы нарушением Конституции. Однако должны быть созданы условия для того, чтобы дети могли ознакомиться с духовными ценностями основных религий России", - считает Александр Игнатенко.

Президент Института религии и политики сообщил, что поиск системы обучения, соответствующей этим требованиям, уже ведется. "Одна модель используется, к примеру, в Москве и Татарстане: введен обязательный курс "Мировые религии", а все собственно религиозные предметы преподаются факультативно или в воскресных школах", - рассказал Игнатенко.

Другая модель, по его словам, применяется, например, в Белгородской области и Чеченской республике, где в школах в обязательную сетку часов введены ОПК и основы исламской культуры, соответственно.
"Однако, - подчеркнул Александр Игнатенко, - поиск той модели, которая удовлетворит потребности общества, еще не завершен.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Судьба 387 олимпийцев, заявленных ОКР, будет решаться индивидуально. Из списка сразу можно исключить спортсменов, когда-либо уличенных в применении допинга. Таким решением МОК ставит в неравные условия РФ и другие страны

Конфликт России и Турции

По словам министра юстиции Бекира Боздага, пилоты оказались в числе 6 тыс. военнослужащих, которых задержали по подозрению в причастности к недавней попытке переворота.

Песков: "Правительству поручено четко мониторить ход реализации этого закона с тем, чтобы при необходимости минимизировать возможные риски, связанные с финансовыми расходами, с использованием отечественного оборудования для хранения информации и так далее".

благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки