Государство и человеческая мораль по-разному оценивают убийство педофила
30.01.2008 20:45
Трагедия произошла в новогоднюю ночь. По словам обвиняемого, ребенок, когда он его нашел, был избит, раздет и находился в обморочном состоянии. Сдержаться Александр не смог.
Пока Александр Кузнецов обвиняется по ст. 111, ч. 4 УК РФ - умышленное нанесение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть, которая предусматривает от пяти до пятнадцати лет лишения свободы.
Обвиняемый ожидает суда на свободе, поскольку, несмотря на тяжесть преступления, его отпустили под подписку о невыезде. "По христианским законам - я виноват, - признается Кузнецов. - Виноват только перед Богом. Я эту жизнь не создавал, чтоб ее отнимать. Но по человеческим законам... Я не жалею. А по российским - пусть суд и общество решают".
Напомним, не так давно широкий общественный резонанс вызвало дело москвички Александры Иванниковой, обвинявшейся в убийстве водителя, который пытался ее изнасиловать. 25 ноября 2005 года столичный суд прекратил уголовное преследование Иванниковой.
Как вы оцениваете ситуацию с Кузнецовым, и может ли приговор суда в его отношении быть оправдательным? С такими вопросами корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратился к представителям верхней и нижней палат парламента, а также религиозным деятелям.
Политики и священнослужители были практически единодушны в оценке поступка отца, убившего насильника своего сына. Признавая ответственность Кузнецова перед законом, они отказались считать его виновным по законам человеческим. Многие, даже священнослужители, признались, что поступили бы на его месте так же.

Отец, убивший насильника-педофила, заслуживает оправдательного приговора, убежден председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, представитель в СФ от администрации Эвенкийского автономного округа Юрий Шарандин.
"Приговор в отношении отца, убившего того, кто пытался изнасиловать его восьмилетнего сына, должен быть оправдательным", - заявил сенатор. "И если бы я был присяжным, то вынес бы вердикт: "Не виновен!", - добавил парламентарий.
Председатель комитета уверен, что в данном случае инкриминировать отцу ст.111, которая звучит, как умышленное нанесение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть, нельзя. "Ясно, что, защищая своего ребенка, он действовал в состоянии аффекта, ярости, не контролировал себя, поэтому здесь требуется переквалификация", - считает Шарандин.
Сенатор также подчеркнул, что "в такое состояние ярости должен был бы прийти каждый нормальный человек, в сердце которого возникает чувство наказания подонка". "Отец действовал именно исходя из этого чувства, из чувства справедливости", - подытожил Юрий Шарандин.
С человеческой точки зрения и с юридической трактовать дело об убийстве педофила, пытавшегося изнасиловать ребенка, можно по-разному, считает член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в СФ от правительства Республики Ингушетия Исса Костоев, более 35 лет проработавший в прокуратуре СССР и Генпрокуратуре РФ.
"В данном деле приговор может быть оправдательным", - заявил сенатор. "Я бы его оправдал, поскольку для меня "опущенный" ребенок, получивший на всю жизнь травму, равносилен убитому ребенку. Поэтому, как человек, действия отца я одобряю", - подчеркнул парламентарий.
С другой стороны, заметил Костоев, "как юрист, я понимаю, что содеянное несоразмерно тем действиям, которые допустил отец-боксер, зная о силе своих ударов. И с этой юридически-правовой точки зрения элементы уголовно-наказуемого деяния в деле просматриваются", - отметил представитель комитета. "Но в любом случае, место подонков, которые этим увлекаются, в могиле", - заключил Исса Костоев.
Пока следствие по делу Кузнецова не завершено, говорить о возможности оправдательного приговора рано, считает первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, представитель в СФ от правительства Вологодской области Валерий Федоров, бывший в свое время заместителем министра внутренних дел РФ.
"На месте отца, убившего педофила, многие бы поступили точно так же", - заявил сенатор. "И хотя самосуд вершить неправильно, но я, как человек и отец, такие действия оправдываю", - сказал парламентарий.
В то же время Федоров подчеркнул, что как юрист он не может говорить об оправдательном приговоре в отношении отца пока идет следствие и не была проведена психиатрическая экспертиза, показывающая, находился ли человек во время содеянного в состоянии аффекта. "Хотя по тому, как он искренне раскаивался, как говорил о своей вине перед Богом, похоже, что человек действительно был в момент убийства невменяем", - предположил первый зампред комитета и напомнил, что в УК РФ есть ст.107 – убийство, совершенное в состоянии аффекта, предусматривающая наказание до 3 лет лишения свободы.
Валерий Федоров выразил уверенность в том, что суд при вынесении приговора "учтет все нюансы этого гнусного происшествия и вынесет такой вердикт, по которому другим сволочам было бы неповадно совершать такие преступления".
Приговор в отношении Кузнецова должен быть оправдательным, убежден член Комиссии СФ по делам молодежи и спорту, представитель в СФ от Госдумы Ярославской области Николай Тонков.
"Дело об убийстве педофила-насильника должно быть переквалифицировано в убийство в состоянии аффекта для того, чтобы затем вынести по нему оправдательный приговор", - заявил сенатор.
Парламентарий считает, что отец, будучи боксером, не смог рассчитать силу удара, поскольку не совладал с эмоциями. "Наверное, от ужаса, его действия носили спонтанный характер. Думаю, что в подобной ситуации, я, скорее всего, тоже не сдержал бы себя, и итог мог бы быть таким же, ведь я тоже имею определенную физическую подготовку", - предположил Николай Тонков.

Действиям отца, убившего педофила-насильника, была дана неправильная оценка, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Виктор Илюхин.
"Кузнецов действовал правомерно, защищая интересы потерпевшего – своего сына", - заявил депутат.
По словам парламентария, на месте органов предварительного расследования эту ситуацию стоило бы квалифицировать иначе, поскольку "пресечение этого преступления проходило не как умышленное нанесение тяжких повреждений, повлекших смерть, а как превышение пределов необходимой обороны". Конечно, отметил он, "Кузнецов знал о возможностях своего удара, но с другой стороны он не знал, кто стоит перед ним: подготовленный к борьбе человек или нет".
Что касается возможности оправдательного приговора, то, заметил зампред комитета, "надо знать все необходимые детали этого дела. Вердикт должен выноситься только исходя из реальных фактов".
"На месте Кузнецова я бы поступил по закону и по совести", - заключил Виктор Илюхин.
Член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн готов направить ходатайство в поддержку Александра Кузнецова.
"Мне сложно говорить о том, как я бы поступил в подобной ситуации. Не хочу даже себе этого представлять", - заявил депутат.
Что касается приговора, то, подчеркнул парламентарий, "в данном деле надо принимать во внимание все обстоятельства совершения преступления". "Несомненно, сам факт убийства есть. Но думаю, что при вынесении приговора суд сделает определенную скидку на обстоятельства и установить минимальное наказание", - считает депутат.
"Сложно сказать, будет Кузнецов оправдан или нет. Но поскольку его вину будет определять суд присяжных, то этого не стоит исключать", - заключил Александр Хинштейн.
Член Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей Елена Афанасьева поддержала действия Александра Кузнецова.
"Я не знаю всех подробностей этого дела, но считаю, что это был правильный поступок, поскольку любой родитель имеет право и обязан защищать своего ребенка", - заявила депутат.
По словам парламентария, "если на тот момент была опасность действительно немедленного физического или морального уничтожения ребенка, то Кузнецов имел право так поступить, поскольку защищал свое дитя".
"Я не могу его осуждать за то, что он сделал. Как родитель, я поддерживаю его, потому что в экстремальных ситуациях за свое чадо надо отдавать все. Главное, чтобы это не привело к кровной мести", - отметила депутат.
Касаясь возможности вынесенияАлександру Кузнецову оправдательного приговора, Елена Афанасьева подчеркнула, что "не стоит исключать и такого разворота событий". Хотя, подытожила парламентарий, "бывают случаи, когда оправдательный приговор может быть вынесен и настоящему преступнику".
Физическая сила должна применяться для защиты, а не для мести, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по собственности Юрий Медведев.
"Если кто-то нападает на ребенка с целью совершить над ним насилие, то в такой ситуации приемлемы любые формы защиты", - заявил депутат.
Парламентарий отметил, что не хотел бы делать прогнозы в отношении приговора Александру Кузнецову. Но, заключил Юрий Медведев, "если он действовал в состоянии аффекта, то, скорее всего, суд присяжных оправдает его".

"Насколько я могу судить, Александр очень хороший человек, и с системой нравственных координат у него все в порядке"- сказал протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех святителей на Кулишках. - "Он трезво осознает, что мы живем одновременно в разных системах отчета: объективно-юридической законности и субъективно-человеческой нравственности".
"Я бы на его месте в меру сил поступил бы так же. Другое дело, что не надо было доводить до смерти, хотя в такой ситуации, конечно, сложно себя контролировать. Но урок преподать этому мерзавцу было просто необходимо", - добавил он.
"Вообще я солидарен с призывом нашего замечательного философа И.А. Ильина к сопротивлению злу силою. А наше правосудие часто действует настолько медленно и неправильно, что просто провоцирует самосуд", - заключил батюшка.
"Александра Кузнецова я понимаю. Убийство, конечно, вещь отвратительная, но человек явно был в состоянии аффекта - и понятно почему", - сказал настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов.
"Хотя я уже 40 лет священник, я не знаю, сумел ли бы я сдержаться в подобной ситуации" - добавил он.
Нужно молиться за этого человека, молиться, чтобы суд оказал к нему снисхождение. К сожалению наш суд редко обращает внимание на обстоятельства психологического плана. Если бы я был присяжным, я бы вынес оправдательный вердикт", - подчеркнул отец Димитрий.
"Не дай Аллах попасть в такое положение! Как человек, я думаю, я поступил бы также, и, мне кажется, читатели поймут меня", - сказал Анас-хаджи Пшихачев, председатель Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии. - "Но по закону этот человек заслуживает штрафа, или какого-то срока тюремного заключения: не за убийство, нет, - за самосуд".
"По законам шариата насильника ждала бы смертная казнь. Тут и говорить не о чем", - добавил он.

"Мне кажется, что этого человека не нужно судить. Любой на его месте, и я в том числе, поступил бы так же", - сказал Исмаил Бердиев, председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края.
"Я, и как человек, и как муфтий, считаю, что он невиновен. Он не думал о том, по закону он действует, или нет - он защищал своего сына. Что касается законов, то по мусульманским законам человек не должен нападать, но когда нападают на него, он может защищаться. Я думаю, так же и во всех религиях. Божеские законы - законы общие", - подчеркнул Исмаил Бердиев.
"Я думаю, что если общественное мнение хоть что-нибудь значит, то этого человека оправдают", - заключил он.

"Ситуация, в которой оказался Александр Кузнецов, конечно, ужасная. Действия этого человека легко объяснимы и понятны каждому. Но, с точки зрения буддизма, это поступок, тем не менее, негативный" - сказала Елена Валерьевна Леонтьева, руководитель Московского буддистского центра школы Карма Кагью.
"Буддизм основан на идее непричинения вреда. С точки зрения буддизма, государство не должно наказывать преступников, а лишь изолировать их от общества. Лучше было бы, если бы А.Кузнецов взял себя в руки, связал насильника и сдал милиции", - считает она.
"На суде я бы не оправдала этого человека, но постаралась бы максимально смягчить наказания. Я думаю, что следовало бы осудить его на некоторое время общественных работ", - заключила Елена Леонтьева.