Москва точно может позволить себе многостороннюю социальную поддержку пожилых граждан. Достаточно хотя бы плитку перекладывать не два раза в год, а один, и сэкономленные деньги направлять на заботу о пожилых людях

При строительстве Юго-Восточной хорды в Москве был разрыт ядерный могильник. Радиация поползла по столице и никто за это ЧП не отвечает! Случись подобное в СССР – бошки бы поотрывали сразу, всем, начиная с 1-го секретаря МГК КПСС

Зачем нужна литература в школе

27.03.2008 13:20


Русская литература перестала быть обязательным экзаменом. "В этом году мы сделали литературу предметом по выбору", - сообщил руководитель Рособрнадзора Виктор Болотов, - "Это сделано для технарей. У нас было много вопросов от родителей, чьи дети прекрасно знают математику, физику, но сдать экзамен по литературе не могут. Ну и зачем перегружать ребенка?"
Эксперты отмечают, что аналогичного послабления для гуманитариев, у которых сложности с математикой и физикой, не воспоследовало.

Известный публицист Александр Привалов полагает, что низведение литературы до второстепенного предмета будет иметь катастрофические последствия: "Избавив школьников от обязательного экзамена по литературе, их избавили от стимула учиться внятно излагать свои мысли о чем бы то ни было. Людям практически официально позволяется, таким образом, не только несопоставимо меньше читать, но и не учиться писать. Это безумие. Это интеллектуальный холокост. Люди, которые не умеют и не учатся связно говорить и писать, как правило, не умеют и не научаются думать".
Кроме того, отмечает он, "по общеизвестным причинам этнический состав России будет меняться, и нашей стране предстоит волей-неволей становиться "плавильным котлом". Русский язык, русская история, русская литература - их важность, их сугубая нефакультативность должны подчеркиваться и расти. Так резко снижать их роль в массовой школе означает заранее подписывать капитуляцию русского мира в предстоящей борьбе за выживание".

Regions.ru попросили прокомментировать это нововведение священнослужителей, педагогов и общественных деятелей.

Отец Максим Козлов
"Отмена экзамена по литературе – классический пример того, как с водой выплеснули и ребенка", - сказал протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ.

"Сначала пытались ввести этот экзамен в тестовую систему, что было справедливо воспринято как еще один шаг к деградации общества. А сейчас принимается решение, которое иначе как преступным не назовешь. Это решение неизбежно приведет к девальвации значимости важнейшей гуманитарной дисциплины в школе. Совершенно реальным станет отторжение молодого поколения от традиций русской культуры. Русская литература, история отечества, русский язык – это базисные дисциплины, которые должны самым серьезным образом изучаться в школе. Знание этих предметов должно быть обязательным при получении высшего образования. То, что происходит сейчас – самый настоящий подрыв нашей национальной школы, и я считаю, что за это нужно нести уголовную ответственность", - резко заявил батюшка.

протоиерей Александр Кузин, зав. сектором отдела религиозного образования и катехизации Московской патриархии
"Я надеюсь, что здравомыслие все-таки возобладает", - сказал протоиерей Александр Кузин, зав. сектором отдела религиозного образования и катехизации Московской патриархии.

"Отмена экзамена по литературе автоматически приведет к снижению статуса этого предмета и сокращению часов на его преподавание. Система образования, консервативная по своей сути, я надеюсь, сама преодолеет этот соблазн. Иначе должна подняться мощная волна возмущения и протеста со стороны всей здравомыслящей общественности. Я думаю, что и Церковь молчать не будет. Попытки принизить значение русской литературы должны вызвать обратный эффект. Как, кстати, это случилось с ОПК", - подчеркнул он.

Отец Андрей Постернак
"Сейчас многое будет зависеть от самих школ, педагогов", - считает директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак.

"То, что происходит сейчас, является следствием процессов, запущенных достаточно давно. И реформирование экзаменационной системы – только часть этих процессов. Там, где учебный процесс поставлен должным образом, никакого снижения статуса такого базисного предмета как русская литература, не произойдет. Если этот предмет ставится в зависимость от выбора, то выбор должен быть сделан в пользу данного предмета. Насколько я знаю, в нормальных школах так и поступают", - сказал отец Андрей.

Отец Алексей Козливсков
"Родная литература – это живая связь с отечественной историей и традициями. Ее воспитательное значение ни с чем не сравнится", - сказал священник Алексий Козливсков, клирик Богоявленского собора в Елохове.

"Сокращение часов на изучение литературы, замена обязательного сочинения изложением, а то и диктантом, наконец, отмена самого экзамена по литературе, плюс, казалось бы, не связанное с этой темой остаточное финансирование музеев и библиотек, и все это на фоне экономического удушения российской глубинки – элементы одного плана: лишить вымирающий русский народ исторической памяти и расчистить территорию для заселения ее иными народами. Проснемся ли мы, пока не поздно?!" - задался вопросом отец Алексий.

Надежда Ароновна Шапиро
"Мы, словесники, оказались в положении трех пальм из стихотворения Лермонтова", - сказала Надежда Ароновна Шапиро, преподаватель русского языка и литературы в Московской государственной Пятьдесят седьмой школе (в составленном в 2006 году списке лучших школ Москвы по предметам гуманитарного цикла 57-я занимала 3-е место - Regions.ru). "Мы годами роптали на глупые, казенные и заезженные темы сочинений и на по-дурацки составленные программы. И жаловались не напрасно. Наконец, высокое начальство сказало: "Вам не нравится? Хорошо, сделаем по-другому" - и разорило все", - пояснила она.

"Чиновники из Минобразования любят красивые фразы, например: "Пушкина убили дважды: в первый раз Дантес, во второй - Марья Ивановна". Фраза хлесткая, потому что правда в ней есть. Действительно, не все мы умеем учить, и даже те, кто умеет, не могут научить каждого. Но детей лишают шанса обучиться чему-то очень важному", - отметила Надежда Ароновна.

"Школьный курс литературы - одна из скреп, держащих огромную Россию и сцепляющих между собой поколения. Пушкин, и Гоголь, и Толстой, - с их заблуждениями, с их неправильными фразами, - именно этим велика русская культура. И то, что в любой глухой деревне говорили про образ Наташи и учили наизусть "Пророка", закладывало нечто фундаментальное, - и в пограничных ситуациях это срабатывало: многие, побывавшие в таких ситуациях, об этом свидетельствуют", - сказала она.

"Но пришли безответственные люди и стали эти скрепы рушить. Они говорят на другом языке, и слова в нем не имеют смысла. "Все предметы воспитывают и все развивают речь, почему вы отказываете в этом математике?", - говорят нам. И еще: "Почему вы думаете, что дети без принуждения не будут читать классику? Нужно уметь увлечь своим предметом!" Эти фразы не предполагают ничего - ни возможности ответить, ни проверки действительностью", - отметила учительница.

"Конечно, некоторые школы, вроде нашей, могут сохранить и обязательный экзамен по литературе, и уровень преподавания. Но большая часть того, что мы вкладываем в понятие "русская культура", исчезнет, и, боюсь, навсегда - поднять эту Атлантиду со дна будет очень трудно, практически невозможно", - заключила Надежда Ароновна.

Валентин Владимирович Лебедев
"Человек должен знать историю и литературу своей страны", - считает председатель Союза православных граждан Валентин Владимирович Лебедев.

"Я абсолютно согласен с Александром Приваловым: причастность великой русской литературе - это то, что дает человеку право называться русским. А борьба за выживание действительно идет, ведь как говорят аналитики, если все будет идти так, как сейчас, то уже через 50 лет в России останется меньше половины русских по национальности", - напомнил он.

"Кроме того, изучение литературы преследует и воспитательные цели, и то, что ее значение преуменьшают на официальном уровне, - это безусловно плохо", - заключил Валентин Владимирович.

А.И.Буркин
"Литература и язык - это первейшие признаки самоидентификации народа" - напомнил Александр Иванович Буркин, председатель Центрального совета Общероссийского общественного движения "Россия православная", член Общественного совета при Министерстве юстиции РФ.

"А если нет народа, то нет и государства. Русская литература сама по себе порождает любовь к Родине. Таким образом, люди, которые говорят о необязательности литературы, говорят и о необязательности существования России", - резко заявил он.

"Многие сейчас говорят о том, что на смену книгам приходят компьютеры. Якобы дети учатся их посредством. Однако это глупо: компьютер и интернет могут быть необходимы для работы, но так как сетевые ресурсы лишены всякой цензуры, правки, то там можно прочесть, к примеру, что Дионисий Ареопагит - член Законодательного собрания Греции", - сказал Александр Иванович.

"Уже сейчас дети разучились писать: попробуйте сейчас устроить конкурс на лучшее письмо к матери, и сравните с тем, как писали люди еще 50 лет назад. Сейчас все пишут только деловым стилем, простыми предложениями, а на большее не способны", - отметил он.

"Важно отметить, что литература - предмет, касающийся вопросов нравственности, которая, в свою очередь, основана на религии. Если лишить человека и того, и другого, то исчезнет самоидентификация человека. Он превратится в робота, который умеет только крутить гайки и нажимать на клавиши. Таким образом, Рособрнадзор показал, что ему не нужны люди думающие, и неинтересно, останется ли Россия Россией. В общем, как было сказано, "по делам их узнаете их", - закончил он евангельской цитатой.

Рав Зиновий Коган
"Я сожалею об отмене обязательного экзамена по литературе", - заявил председатель Конгресса еврейский религиозных организаций и Объединений в России (КЕРООР) раввин Зиновий Львович Коган.

"Литература - это один из путей духовно-нравственного воспитания: это усвоение традиций, истории своей страны. К тому же это еще и одна из основ самоидентификации русского человека. Все это, безусловно, следует поощрять и стимулировать, а экзамен служит одним из стимулов, следовательно, он нужен. Да, сейчас дети мало читают, но Рособрнадзор должен бороться с этим явлением, а не плестись на поводу", - считает раввин.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Мигрантов, которые потеряли работу, живут скученно, в антисоциальных условиях, нужно немедленно из России вывозить! А на то время, пока они продолжают у нас проживать, конечно, их надо обеспечить, но не пособиями, не социальными гарантиями, а просто едой, и в этом заключается существенная разница. Не деньги им нужно давать - они не должны ходить по магазинам, а должны пребывать в жестком карантине. Нужно выявить их всех усилиями той же Росгвардии, полиции, обеспечить едой, и готовить к возврату ...

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...