Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Митрополит Кирилл о распре с Константинополем

25.06.2008 12:46


Председатель Отдела вешних церковных связей Московской патриархии, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл выступил с докладом на Архиерейском соборе РПЦ. Он, в частности, сказал:

Расширение нашего присутствия в мире, пастырская и миссионерская работа с диаспорой и связанное с этим расширение нашей церковной деятельности сталкивается и с определенными проблемами.
Еще с 20-х годов прошлого века мы постоянно встречаемся с проблемой выдвинутого Константинопольской Церковью особенного толкования 28-го правила IV Вселенского Собора, где упоминается поставление епископов "у иноплеменников" Понтийской, Асийской и Фракийской областей. Из этого, как известно, Константинопольский Патриархат сделал вывод, что только Константинопольская Церковь имеет право церковной юрисдикции вне своих территориальных пределов, а именно - во всем мире, сколь угодно далеко от вышереченных областей из 28-го правила. Пока наша Церковь исповеднически претерпевала гонения от богоборческой власти, она не имела возможности вступать в полномасштабные дискуссии по подобным вопросам и вести об этом диалог с прочими Церквами. Теперь эту же каноническую новеллу пытаются представить в качестве общего мнения, консенсуса всех православных, хотя далеко не все Поместные Церкви согласны с таким толкованием 28 правила.
Не буду сейчас останавливаться на каноническом анализе этой теории, который давно был дан русскими и не только русскими богословами. Но должен сказать о нескольких новых моментах в ее интерпретации, которые обнаруживаются в самое последнее время. Они создают впечатление постепенного развития новой экклесиологии, ранее не известной православному сознанию, которая может быть кратко сведена к следующим тезисам.
1. Православной считается и всегда считалась только та Поместная Церковь, которая состоит в общении с Константинопольским Патриархатом.
2. Любой архиерей или клирик, находящийся за пределами географических границ своей Поместной Церкви, находится под церковной юрисдикцией Константинопольского Патриархата, даже если сам он этого еще не осознает. Поэтому формальное принятие такого священнослужителя в константинопольскую юрисдикцию может происходить без ведома рукоположивших его архиереев, без отпустительной грамоты и помимо воли его Священноначалия (как и было в случае с бывшим епископом Сергиевским Василием и группой клириков Сурожской епархии).
3. Константинопольский Патриархат устанавливает границы Церквей, и если его мнение по данному вопросу не совпадает с мнением той или иной Церкви, может учреждать на соответствующей территории собственную юрисдикцию (как и произошло в Эстонии).
4. Константинопольский Патриархат единолично определяет, кто может и кто не может участвовать в межправославных мероприятиях. Поэтому, например, константинопольская юрисдикция в Эстонии может быть приглашена к таковым, а Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата или Украинская Православная Церковь - нет, как и Автономная Японская Православная Церковь или Автокефальная Православная Церковь в Америке.
Причем тот факт, что эта концепция воплощается в жизнь еще не вполне последовательно и повсеместно, что в странах рассеяния присутствуют другие церковные юрисдикции, по мнению представителей Константинопольского Престола, объясняется лишь его долготерпением и имеет временный характер. Однако уже сейчас в каждой из стран, где живет православная диаспора, именно иерарх Константинопольской Церкви, как первенствующей, должен, по мнению ее руководства, представлять интересы всех православных в отношениях с правительством, другими конфессиями, государственными и межконфессиональными организациями.

О важности присутствия Русской Православной Церкви в сфере межхристианских отношений свидетельствуют серьезность и настойчивость попыток нас оттуда вытеснить. Наиболее красноречивым примером являются известные события, произошедшие в октябре 2007 года в итальянской Равенне. Тогда делегация Московского Патриархата была вынуждена покинуть X пленарное заседание Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью из-за присутствия на нем представителей так называемой Эстонской Апостольской Православной Церкви.
К сожалению, все указывает на то, что ситуация вокруг участия ЭАПЦ в диалоге с католиками - это не единичный случай, а часть некой стратегии. Эта структура, не имеющая общего признания в православном мире и весьма малочисленная, начинает настойчиво приглашаться к участию в различных диалогах с инославными и к членству в международных христианских организациях, например, в КЕЦ. Есть опасность, что попытки настаивать на одностороннем, не приемлющем никаких компромиссных вариантов, участии ЭАПЦ в грядущей Генеральной ассамблее КЕЦ в 2009 году приведут к нежелательно скандальному ходу этого мероприятия. При этом Константинополь пытается блокировать вхождение в КЕЦ Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, удовлетворяющей всем критериям членства.
Между тем, вышеозначенные тенденции ни в коей мере не должны обескураживать представителей нашей Церкви в межхристианском диалоге. Убежден, что разнообразные попытки вытеснить Русскую Православную Церковь из этой сферы должны лишний раз убеждать нас в необходимости и важности сохранить это участие. У нас, несмотря на порой кажущееся одиночество, есть вполне реальные перспективы и все необходимые ресурсы - духовные, идейные и интеллектуальные - для развития своей лидирующей роли в деле убедительного свидетельства об истине Православия.

Свидетельство Православия в современном мире требует укрепления всеправославного единства и единства нашей Русской Православной Церкви. Несмотря на сложный исторический контекст, в котором живут наши страны и народы, несмотря на многие вызовы единству Православия, существует сильная надежда, что с помощью Божией наша Поместная Церковь, как и все вселенское Православие, найдут в себе силы к их преодолению. Очень важно, не поддаваясь на искушения, сохранить молитвенное общение и возгревать те проявления доверия и братской любви, которые сегодня реально существуют в семье Поместных Православных Церквей.

Я с благодарностью вспоминаю свое паломничество в древнюю Каппадокию вместе со Святейшим Патриархом Варфоломеем. Я вспоминаю сердечное и братское общение с ним, с собратьями архипастырями и верующим греческим народом, посещавшим вместе со своим Патриархом эти великие и славные исторические места. И насколько ни было бы опасным современное развитие событий, в том числе и в межправославных отношениях, нужно молиться и трудиться для сохранения канонического и евхаристического общения между Поместными Православными Церквами, несущими миру свидетельство о Древней Неразделенной Церкви.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...