Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Еще один "предок человека" оказался дальним родственником

03.09.2008 16:53

Ученые пришли к выводу, что так называемый "Человек прямоходящий" (Homo erectus), которого прежде считали предком современного человека, на самом деле жил одновременно с Homo sapiens.

Такой вывод был сделан в результате нового исследования останков Homo erectus, найденных на острове Ява в Нгандонгском пласте у реки Соло. Новая датировка ископаемых - максимальный возраст 46 тыс. лет и наиболее вероятный возраст 27 тыс. лет - говорит о том, что Homo Erectus сосуществовал с современным человеком.

Группа ученых во главе с Карлом Свишером III и Г.Х.Кертисом из Геохронологического центра Беркли, установила новую датировку отложений ископаемых на Яве - Соло (Нгандонг) и Самбунгмакан - с помощью двух методов датирования, электрон-спинового резонанса и масс-спектрометрией серий U.

В период между 1931 и 1933 гг. группа голландских исследователей обнаружила останки двенадцати человеческих черепов в отложении песчаника полуметровой толщины у реки Соло. Были также найдены кости двух человеческих ног. На площади всего 50х100 м. были обнаружены разрозненные останки более чем 25 тысяч позвоночных животных. Между 1976 и 1980 годами экспедиция из Университета Гаджа Мада, раскапывавшая соседний участок площадью 25х16 м., извлекла еще два человеческих черепа, несколько осколков человеческих тазовых костей, различные человеческие артефакты, а также еще 1200 останков позвоночных животных. Это были не целые человеческие черепа, а фрагменты, в том числе череп без лицевых частей и нижней челюсти, а также крышка черепа.

С самого начала вокруг ископаемых Соло начались споры. Сразу было очевидно, что предметы эпохи мезолита, найденные вместе с черепами (которые Кеннет Окли назвал "азильской культурой оброботки кости", предполагают датировку порядка 10 тыс. лет назад. Это противоречило общепринятой точке зрения на Homo erectus (согласно которой возраст черепов должен был быть как минимум 450 тысяч лет), поэтому ее сторонники заявили, что человеческие останки и археологические находки не связаны между собой и находились в разных слоях. Это утверждение, сделанное постфактум, противоречит недвусмысленным свидетельствам очевидцев. Хотя окаменелости действительно найдены до появления многих современных археологических методов, но раскопки проводились под контролем Голландского геологического обозрения; знаменитый антрополог ван Кенигсвальд много раз бывал на раскопках, видел череп №VI (Нгандонг 7) и череп №VIII (Нгандонг 11) in situ (т.е. еще не извлеченными), сам откопал оба черепа и описал предметы культуры, найденные вместе с ними.

Возраст человеческих останков из Самбунгмакана, в 40 км. выше, оценивался в 1,3 млн. лет; новое исследование дало тот же результат - 27 тыс. лет.

Классифицировать останки из Соло оказалось не проще, чем определить их возраст. Когда они были обнаружены, ван Кенигсвальд предположил, что это "тропический неандерталец". В 1963 г. Бернард Кемпбелл окрестил их "Homo sapiens soloensis" ("человек разумный из Соло"). Санта-Люка в 1980 г. назвал их "Homo ereсtus erectus" ("человек прямоходящий прямоходящий"). Другие антропологи сочли, что это "древний Homo sapiens". Из-за явного сходства с яванскими и китайскими "классическими образцами Homo ereсtus" большинство современных исследователей все же причисляет эти останки к "Homo ereсtus". Однако у ископаемых людей из Соло вместимость черепной коробки больше, и эволюционисты не удержались от искушения назвать их "переходным звеном" между Homo ereсtus и современным человеком. Однако предполагается, что современный человек появился около 100 тыс. лет назад, и "переходные" ископаемые с возрастом в 27 тыс. лет в эту теорию никак не вписываются.

Пытаясь защитить традиционную датировку, некоторые ученые предположили, что черепа, кости животных и мезолитические орудия принесло и перемешала река. Однако группа Свишера подчеркивает, что невозможно представить, как 12 черепов и другие человеческие окаменелости могло принести на один уровень в два разных места (Нгандонг и Самбунгмакан). Свишер подчеркивает также высокую сохранность ископаемых; их хрупкие структуры совершенно не разрушены, как неизбежно произошло бы, если бы и принесло потоком.

Многие современные исследователи согласны с гипотезой ван Кенигсвальда о том, что "люди Соло (Нгандонга)" пали жертвой каннибализма. Он пишет: "большое количество костей всех видов животных лежит в своем естественном состоянии, а от костяков людей сохранился очень странный подбор фрагментов явно не естественного происхождения." У всех черепов без исключения разбиты лицевые кости, и у всех, кроме двух, разбито основание черепа. Ван Кенигсвальд называет их "трофейными черепами", проводя аналогию с современными "охотниками за головами", которые съедают мозг побежденного противника, чтобы овладеть его умом и храбростью. Черепа должны были отмечать границы территории племени. "Даже в наше время некоторые племена Новой Гвинеи отмечают подобным образом границы своих охотничьих угодий. Видимо, они считают, что дух, обитавший в черепе, помогает охранять их территорию от врагов."

Крис Стингер из Лондонского Музея Естественной истории пишет: "Если датировка верна, то мы видим три разных вида, существующих одновременно" (имея в виду Homo erectus\'а, современного человека и неандертальца, которого большинство антропологов считают подвидом Homo sapiens).

Regions.ru с использованием материалов портала "Baznica"