Священнослужители о трудовой этике
28.10.2008 11:57
Однако же и за годы, минувшие с падения советской власти, трудовая этика не укрепилась. Блестящий профессионал, гордый своим мастерством, или крепкий хозяин, гордый делом, которое сам честно выстроил, не стали ни хозяевами жизни, ни образцами для подражания. "Героем дня" стал не работник, а потребитель, который живет в мире шикарных вещей, а деньги берет, как говорится, "из тумбочки". Таким предстает в СМИ герой нашего времени, такого человека они воспевают и воспитывают.
Наступающая эпоха кризиса требует совсем иных героев - людей, способных на ответственные решения и добросовестный труд. Но найдутся ли такие люди в поколении, воспитанном на "Поле чудес" и "Доме-2"?
"Какое отношение к труду следует воспитывать через СМИ?" - такой вопрос задали Regions.ru православным священнослужителям.

Пропаганда потребительства расчеловечивает, уверен протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах.
"Пропаганда потребления - ничто иное как "зомбирование". Она превращает людей в полуживотных, в биороботов, растлевает в человеке личность и уничтожает в нем образ и подобие Божие. И главный удар направлен, конечно, на молодежь", - считает священник.
"Труд делает человека человеком (обезьяна при этом остается обезьяной). Разумный человек должен трудиться, иначе он утратит разум и превратится в животное. Так учат все религии и культуры", - сказал отец Александр.
"А теперь распространилась какая-то новая философия, отрицающая значение труда в формировании человеческой личности и ставящая на первое место потребление. И наши современные СМИ коварно и весьма искусно навязывают миру эту философию потребления", - отметил он.

"Добросовестный труд - это послушание Богу", - так сформулировал православную точку зрения протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ.
"Традиционное православное отношение к труду пролегает между двумя крайностями. Одна крайность - труд как неизбежное зло и страдание. Необходимость нетворческого труда еще в античном язычестве воспринималась как тяжкая участь человека. Другая крайность - абсолютизация труда как некоей конечной ценности", - сказал отец Максим.
"В ряде протестантских этических учений человек, процветающий материально, мыслится как имеющий особое Божие благословение, что в определенном смысле привело к развитию современной буржуазной цивилизации", - напомнил отец Максим тезис известного социолога Макса Вебера.
"Православие смотрит на труд амбивалентно. С одной стороны, понимая необходимость труда для нашего спасения, мы воспринимаем труд как послушание пред Богом. С другой стороны, мы не возносим труд на вершину иерархии ценностей. Труд вовсе не является конечной ценностью, по отношению к которой и духовная жизнь, и жизнь в вечности должны отойти на второй план", - заключил он.