Священнослужители о трудовой этике (продолжение разговора)
29.10.2008 10:42
СМИ воспевали и продолжают воспевать не созидательный труд, а "радости" легкой жизни, и в итоге воспитали многомиллионную армию потребителей.
Regions.ru продолжают разговор о трудовой этике со священнослужителями и общественными деятелями.
Пропагандировать нужно не удовольствия, а условно говоря, здоровый (в том числе и в нравственном отношении) образ жизни, подчеркнул директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак.
"Кажется странным, что нужно доказывать необходимость и ценность труда. Ведь именно на труде основывается история любого народа и любой цивилизации, - отметил священник.
"Но в современном мире акценты смещаются. На первый план выдвигаются наслаждение, удовольствие, удовлетворение страстей, и для их достижения, как твердят СМИ, не нужно прилагать усилий или какого-либо труда. И в этом - одно из глобальных заблуждений современного общества", - сказал отец Андрей.
"Любовь к труду надо прививать и в семье (с самого раннего детства), и в школе (слава Богу, еще не отменили уроки труда). А вот СМИ следовало бы ограничить в пропаганде и рекламе наслаждений и навязывании потребительского отношения к жизни", - заключил батюшка.

Без уважения к честному труженику обществу не выжить, уверен протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках.
"Именно труд лежит в основании мировой цивилизации. Именно труд отличает человека от животного. Сейчас же вслед за утратой культуры труда утрачивается и культура отдыха, и все больше людей жалуются на постоянную усталость", - отметил батюшка.
"Правильное отношение к труду мы находим на страницах Св. Писания, где имеется множество указаний о необходимости труда. Адаму, первому из людей, Господь еще в раю заповедал хранить и возделывать райский сад. Святые праотцы пасли овец, апостолы добывали пропитание трудами рук своих, а Сын Божий плотничал", - напомнил отец Олег.
"Сейчас же все чаще в пример молодежи ставятся удачливые спекулянты, делающие деньги буквально из воздуха и ничего не производящие. В нормальном обществе так не должно быть. Если общество хочет быть здоровым, то в первую очередь необходимо вернуть уважение простому честному труженику", - заключил православный священник.

Уважительное отношение к труду воспитывается через уважительное отношение к труженику, даже если труд его незаметен и непривлекателен, подчеркнул протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской.
"Человек ценен не тем, сколько он приобрел, получил и потребил, а тем, что он принес и отдал людям, как он распорядился талантами, полученными от Бога. Сам Господь повелел человеку трудиться. Это заповедь Божья, данная еще Адаму", - сказал батюшка.
"В основании радостной, гармоничной и трудолюбивой личности лежит любовь к людям и к труду, что и нужно прививать с самого раннего детства", - заключил священник.

Ислам учит, что любые деньги должны быть заработаны честным трудом, напомнил муфтий Ростовской области Джафар Зуфярович Бикмаев.
"При этом трудом считается не только физическая работа. Работать воспитателем, учителем, муфтием - тяжелый труд", - отметил Джафар Зуфярович.
"Торговля для ислама - тоже важная профессия, не хуже других. Но труд должен быть честным. Так в торговле, если кто-то просто покупает вещи в одном месте, а продает в другом, он не имеет права повышать цену больше чем на 10%. Купил за 100 рублей - продавай не дороже чем за 110. Только если ты вещь переделал, вложил в нее свой труд, тогда можешь продавать дороже", - рассказал муфтий.
"Просто жить за чужой счет, не трудиться - это "харам", нарушение запрета. Ислам полностью запрещает жизнь в праздности", - заключил муфтий.
Труд - это в первую очередь ответственность, подчеркнул первый заместитель председателя, управляющий делами Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Константин Владимирович Бендас.
"Сейчас во всем мире, и Россия, к сожалению, не исключение, преобладает неправильное отношение к труду. СМИ и кинематограф воспитывают людей в мысли, что деньги можно получать не трудясь, - сказал он.
"Труд - это в первую очередь ответственность за семью, близких, за свою страну. Если человек чувствует эту ответственность, он будет хорошо трудиться. Когда эту ответственность в нем не воспитали, когда человек думает только о "себе, любимом", когда им правит эгоизм - мы получаем коррупцию и обман потребителей", - отметил Константин Владимирович.
"Богатство не трудящихся людей иллюзорно. Богатство - не количество денег, а умение их заработать и правильно распорядиться ими", - добавил он.
"СМИ должны воспитывать ценности, основанные на Священном Писании. А там ясно сказано, что только трудящийся достоин пропитания", - заключил Константин Бендас.

И коммунистический и современный взгляды на труд - оба односторонни, - сказал председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и Объединений в России (КЕРООР) раввин Зиновий Львович Коган.
"Труд не должен быть идолом: идолов вообще быть не должно. Но Господь заповедал нам в поте лица зарабатывать хлеб насущный. Жизнь состоит не только из удовольствий, но и из труда. При этом работа не должна вытеснять другую сторону жизни: веру, любовь и прочие радости. Труд ради труда, карьеризм, теряет смысл", - отметил раввин.
"СМИ должны показывать что радость без труда невозможна, жить "на халяву" и только развлекаться нельзя, - но и не говорить только про труд, как коммунисты, не забывать, что труд - только средство для достижения определенной цели", - заключил он.

Общество потребления неестественно, отметил председатель Союза православных граждан Валентин Владимирович Лебедев.
"Общество потребления фантастично по своей природе: деньги нельзя получить не трудясь (за исключением тех, кто нажил свои капиталы неправедным путем, но о них я не говорю)", - сказал он.
"СМИ, которые пропагандируют потребление, опасны не тем, что люди перестанут работать - деньги не берутся из ничего. Но они дают неверное представление о смысле труда", - подчеркнул Валентин Владимирович.
"Тот, кто зарабатывает много денег, должен в первую очередь делать что-либо полезное для общества: давать людям работу, вкладывать деньги в благотворительность, в культуру, в спорт, в те же СМИ, пропагандирующие традиционные ценности; и уже только потом - его обязанность содержать себя и свою семью. Человек, который не имеет возможности давать людям работу и заниматься благотворительностью, должен просто ежедневно упорно трудиться. А бездельник не может дать ничего ни обществу, ни своей семье", - сказал председатель Союза православных граждан.
"Так было всегда, так жили наши (и не только наши) богобоязненные предки и это должно быть эталоном и сейчас. Даже коммунистическая позиция была несколько искаженным отражением того, что написано в Священном Писании. Принцип "кто не работает, тот не ест" взят у апостола Павла. Только в коммунизме этот принцип не был подкреплен верой и примерами святых", - заключил Валентин Лебедев.
См. также:
Не готов к труду и обороне (Парламентарии о финансовом кризисе и потребительской идеологии)