Сейчас в предпенсионном возрасте работают только 29% граждан. Значит, в результате пенсионной реформы оставшиеся 70% могут остаться и без работы, и без пенсии

Сегодня могут посадить кого угодно, вне закона у нас только олигархи: их освобождают от уголовной ответственности, от налогов, от всего, они беспредельничают - к ним никаких претензий

Как 25 декабря стало праздником Рождества

22.12.2008 17:07


Рождество
Распространено убеждение, что Рождество Христово празднуют 25 декабря (Русская Церковь и Афон – по юлианскому календарю, большинство христиан – по григорианскому) оттого, что христиане просто «заместили» языческий праздник зимнего солнцестояния своим торжеством. Однако это не так. Выбор 25 декабря как праздничной даты – результат рассуждений раннехристианских богословов, которые пытались на основе доступных им данных вычислить действительную дату рождения Христа. Напротив, языческий праздник «Рождения непобедимого Солнца» был установлен лишь при императоре Аврелиане (270 – 275), в 274 году, и скорее всего – именно в качестве языческой альтернативы Рождеству, утверждает американский ученый Вильям Тай из Мюлленберг-колледжа (Пенсильвания).

О языческих корнях рождества первыми заговорили в конце XVII – начале XVIII вв. протестантский полемист Пауль Эрнст Яблонский и монах-бенедиктинец Жан Ардуэн. Яблонский действовал в русле протестантской критики католичества, которое было принято уличать в бессчетных «уступках язычеству» и «извращениях истинного апостольского христианства». Дом Ардуэн стремился доказать, что усвоение некоторых дохристианских элементов – нормальная миссионерская практика и не ведет к «оязычиванию» христианства. Поскольку в начале нашей эры на 25 декабря выпадало зимнее солнцестояние, и Яблонский, и дом Ардуэн не сомневались, что язычники этот день почитали, а потом к религиозно значимой дате свой праздник приурочили и христиане. В действительности же в календаре языческих праздников Рима эта дата до Аврелиана отсутствовала, да и вообще культ солнца у римлян практически никакой роли не играл. Солнцу были посвящены всего 2 храма в городе. Один из них, находившийся под покровительством того самого рода, из которого происходил Аврелиан, праздновал храмовый праздник 9 августа, второй же – 28 августа. В II в. по Р.Хр., когда в Рим стали активно проникать восточные солярные культы (в частности, митраизм – один из изводов иранского зороастризма), оба храма были почти заброшены. Но и ни в одном из новых для Рима культов не было праздников, приуроченных к равноденствию или солнцестоянию.

Аврелиан относился к христианству враждебно, пишет Вильям Тай. Введенный им праздник «Рождения непобедимого Солнца» был движением к кодификации и унификации умиравшего язычества и попыткой противодействовать распространению новой религии. День, когда Солнце возрождается, а дни начинают удлиняться, должен был помочь Империи, которая страдала от внутренних неурядиц и ударов внешних врагов с севера и востока, вновь обрести милость богов, которые некогда уже привели ее к мировому господству, и вернуть себе былое величие. Если же удастся заодно отвадить римлян от новомодного варварского праздника – тем лучше.

Вильям Тай признает, что первые упоминания 25 декабря как праздника Рождества Христова датируются лишь 336 годом, то есть на полвека позже Аврелиана. Но, отмечает он, и на латинском Западе, и на греческом Востоке начиная со II века известны попытки вычислить дату Рождества – задолго до того, как оно стало церковным праздником. Первых христиан само по себе Рождество не особенно интересовало: эти вычисления были лишь подспорьем для установления дня Крестной смерти и Воскресения Христова. Побочным результатом расчета пасхалии и стало установление 25 декабря как дня рождения Иисуса Христа.

В синоптических Евангелиях (от Матфея, Луки и Марка) днем смерти Христа назван день иудейской Пасхи, в Евангелии от Иоанна – канун Пасхи, когда в храме резали ягнят для праздничной трапезы. Следовательно, надо было решить: была ли Тайная Вечеря пасхальной трапезой? Вопрос это сложный; здесь достаточно сказать, что ранняя Церковь следовала Иоанну, а не синоптикам, приняв, таким образом, что Христос умер 14 нисана по еврейскому календарю. На пятницу оно приходилось в 30 году (7 апреля) и в 33-м (3 апреля). Встала проблема согласования еврейского (лунного) календаря с принятыми в Империи греческим и юлианским (солнечными); жаркие споры о правилах вычисления пасхалии заняли почти весь II век.

На Востоке и Западе империи эту проблему решали по-разному. Греки поначалу установили соответствия между месяцами собственного (солнечного, как и юлианский) календаря и еврейского. На нисан приходится весеннее равноденствие, по этому признаку его приравняли греческому месяцу артемисиону, а 14 нисана, соответственно – к 14 артемисиона. При пересчете с греческого календаря на юлианский 14 артемисиона равнялось 6 апреля.
На Западе же стали вычислять точный день Крестной смерти. Во времена Тертуллиана его определили как 25 марта.

Следует также учесть распространенное в тогдашнем иудаизме (небиблейское) учение о «полноте лет»: считалось, что пророки Израиля умирали в годовщину либо своего рождения, либо зачатия. Из этого следовало, что 25 марта (на Западе) или 6 апреля (на Востоке) – это день либо Рождества, либо Благовещения. Довольно быстро возобладала вторая трактовка: к 25 марта приурочили Благовещение. В таком случае Рождество будет девятью месяцами позже (25 декабря), а 6 января (девять месяцев после 6 апреля) стало в итоге днем праздника Богоявления (Крещения Господня). Армянская Церковь до сих пор в этот день празднует Рождество, поклонение волхвов и Крещение сразу.

Обычай церковного празднования Рождества зародился на Западе; в Константинополе его стали праздновать лишь с 379 или 380 года, в Антиохии – с 432, а в Иерусалиме – только в середине V в. Напротив, празднование Крещения распространялось с Востока (в Риме оно привилось где-то между 366 и 394 годами). При этом на Востоке оно считалось вторым по значению праздником (после Пасхи), оттесняя Рождество на второй план, на Западе же представало прежде всего как день поклонения волхвов и потому оставалось праздником почитаемым, но второстепенным.

Таким образом, праздник Рождества – это вовсе не перелицованное языческое торжество, заключает Вильям Тай. Едва ли Христос действительно родился 25 декабря, но, во всяком случае, эта дата явилась как разрешение специфически христианских проблем и как результат рассуждений, опирающихся на церковную традицию. Напротив, именно язычники пытались «отбить» этот день у христиан. Другое дело, что впоследствии обращавшиеся в христианство язычники могли узнавать в рождественских торжествах знакомые черты праздника Рождения непобедимого Солнца, что, вероятно, и подсказало позднейшим гимнографам образы Христа как «Солнца спасения» и «Солнца правды».

По материалам сайта Touchstonemag.com
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Местное население, конечно, может быть недовольно теми, кто к ним приехал и ведет себя из рук вон плохо, вне закона. В этих случаях требование может быть только одно: чтобы власть применила власть. То есть, власть должна своевременно все предвидеть и предотвращать. Непредвиденной бывает только смерть, все остальное можно и нужно предвидеть, просчитывать

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".