Виктор Лега : Проблема профессиональной этики глазами священнослужителей

15.01.2009 13:29

Виктор Лега

зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета


В последнее время все чаще звучат жалобы на увеличение числа врачебных ошибок. У всех на слуху трагедия с хоккеистом Черепановым и последний случай в Алтайском крае, когда по вине медработников 31 декабря умер трехлетний малыш. Очевидно, что ситуация с врачебной этикой требует кардинального решения.

Вместе с тем медицина – лишь одна из областей, где разрушение профессиональной этики сказывается особенно остро. Не меньше страдают от этического вакуума и другие области, - например, образование и военная служба. Здесь разрушение традиционной этики, где деньги не были единственным мерилом достоинства человека, обессмысливает само существование этих институтов. Это всегда осознавалось, даже в атеистическую советскую эпоху: недаром существуют воинская присяга и клятва Гиппократа, недаром повсюду были окружены особым ореолом отношения учителя и ученика.

«Возможно ли восстановить профессиональную этику в этих жизненно важных сферах, и если да, то как?» - с таким вопросом Regions.ru обратились к священнослужителям разных конфессий.


протоиерей Александр Кузин, зав. сектором отдела религиозного образования и катехизации Московской патриархии
Профессиональная этика, как и любая другая, есть продукт воспитания, отметил протоиерей Александр Кузин, зав. сектором отдела религиозного образования и катехизации Московской патриархии.

«Восстановление профессиональной этики врачей, учителей и прочих социально значимых профессий (причем я бы в первую очередь назвал чиновников) напрямую зависит от внедрения четкой программы по духовно-нравственному воспитанию общества на основах православной культуры», - сказал отец Александр.

«Идеологи секулярной государственности и секулярной культуры, отрицающие православную культуру в качестве базового элемента в жизни общества, иной духовной основы для возрождения России предложить не могут, поскольку иной живой и настоящей культуры, кроме православной, наша тысячелетняя история и не знала. Даже в безбожный советский период мораль и профессиональная этика подпитывались из христианского источника», - считает священник.

«Так что восстановление профессиональной этики это проблема в первую очередь духовная, связанная с духовным возрождением всего народа», - подытожил батюшка.


Отец Валентин Тимаков
Мы видим не только падение профессиональной этики, но и падение профессионализма как такового, отметил протоиерей Валентин Тимаков, заместитель главного редактора Издательского совета МП.

«Более того, мы все чаще слышим вопрос: «А зачем эта этика вообще нужна?». Упадок и кризис в этой сфере очевидны. И приступать к восстановлению этических норм жизни нужно как можно скорее, пока не поздно», - добавил он.

«Работа по восстановлению профессиональной этики и по восстановлению духовных основ жизни общества в целом – процесс длительный и тяжелый. Быстрых результатов не будет. И начинать нужно с семьи. Уже с самого раннего возраста ребенку нужно прививать элементарную честность и порядочность», - сказал священник.

«В обществе должна быть создана и соответствующая атмосфера, благоприятная для восприятия этических норм как естественных и необходимых условий жизни. В связи с этим огромная ответственность ложится на все наши СМИ, которые могли бы сыграть очень важную роль в этом благом деле», - заключил отец Александр.

Отец Александр Лаврин
Законами совесть не привьешь, считает протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери "Живоносный источник" в Царицыне.

«Существуют прекрасные своды этических норм и правил для представителей многих профессий. Но следовать или нет этим прекрасным законам, зависит исключительно от личного выбора человека, зависит от того, доросла ли его совесть до понимания этих законов», - подчеркнул он.

«Так что все дело, как мне кажется, в совести конкретного человека. Без нее самые лучшие этические законы останутся просто черными знаками на белой бумаге», - заключил священник.


Альбир-хазрат Крганов Главный муфтий Чувашии Альбир-хазрат Крганов считает благом уже то, что на проблему профессиональной этики обратили внимание.

«Важно, что сегодня есть такая попытка, есть люди, готовые решать эту проблему, это достойно внимания. Можно быть профессионалом в любом деле, но человек должен быть высокоэтичным, человечным, милосердным, воспитанным, добродушным — эти человеческие качества должны преобладать у любого человека. Они заложены Богом в природе человека, развивать их необходимо и надо этим заниматься. Люди вопреки всему должны любить и уважать друг друга — в этом и заключается путь веры. Мы должны это объяснять по мере сил», - сказал он.

«Не берусь судить о перспективах этой попытки, но здесь может помочь и религия. Те ценности, которые заложены в священных книгах традиционных для России конфессий, должны доноситься о людей. Религия стоит на высокогуманных ценностях. Сам пророк Мухаммед говорил, что если во время молитвы в мечеть войдет человек и будет умолять оказать ему помощь, то если никто не поможет ему, все молящиеся будут в аду. Даже во время военных действий он учил гуманному отношению к пленным и раненым врагам, говорил, что нельзя зарывать колодцы, рубить деревья, убивать детей и женщин», - отметил Альбир-хазрат.


Рушан-хазрат Аббясов Рушан-хазрат Аббясов, руководитель международного департамента Совета муфтиев России полагает, что необходимо в любом случае повышать уровень специалистов стратегически важных сфер, не забывая и об их материальном обеспечении.

«Безусловно, качество специалистов нужно улучшать, в том числе и в связи с тем, что, к сожалению, немало трагических случаев. В перспективе это скорее всего улучшит качество оказания таких услуг. Сегодня помимо того, что есть конкурентоспособные, например, коммерческие структуры, которые привлекают специалистов, имеющих и хорошее образование и хорошие рекомендации, наши районные поликлиники и больницы сегодня не могут достойно платить своим специалистам. Слова клятвы Гиппократа, конечно, обязывают, но сегодня у людей немного другие ценности — материальное благосостояние играет важную роль», - сказал он.

«Этот нелегкий вопрос, пожалуй, необходимо решать в комплексе. Предложение правительства Москвы — первый этап к тому, чтобы мы получали квалифицированную медицинскую помощь. Важно изменить ситуацию и с образованием по смежным специальностям. Туда должны идти учиться не люди, не поступившие в вузы финансово-экономического профиля, а те, кто готов жить ради помощи людям», - заключил он.

Рав Зиновий Коган
Председатель конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР) Зиновий Львович Коган считает, что профессиональная этика вряд ли улучшится от таких мер, но по реакции общества можно будет судить о перспективах решения проблемы.

«Профессиональная этика вряд ли улучшится от таких мер. Деньги не помогут в любом случае ни врачам, ни их пациентам. А ведь подобных описанным случаев и правда немало. Пробудить совесть может только богобоязненность, страх нарушить заповеди», - считает раввин.

«С другой стороны, с чего-то все равно нужно начинать. О перспективах решения этих проблем, наверное, все же можно будет судить по тому, как люди откликнутся на предложение московских властей», - заключил Зиновий Львович.

Виктор Петрович Лега
«Очевидно, что профессиональная этика необходима абсолютно во всех сферах. Особенно это очевидно в тех сферах, где речь идет о жизни и здоровье человека, там, где работают военные, врачи и педагоги» - считает Виктор Петрович Лега, доцент МФТИ, кандидат богословия, доцент ПСТГУ, заведующий кафедрой философии ПСТГУ.

«В медицинских вузах есть курс медицинской этики, но, насколько я понимаю, этот курс на данный момент недостаточен. Его нужно усилять, углублять, потому что такого рода ошибки и сознательный вред противоречат не только клятве Гиппократа, но и всем мыслимым и немыслимым нравственным законам», - сказал он.

«Очевидно, например, что к абортам, эвтаназии, как и к многим другим проблемам современности, подход нужен этический, а не медицинский. Самый элементарный, вопрос, показывающий, насколько необходимо участие религии в этом процессе: «Почему нельзя убивать клетку, которая пока не стала человеком?». Если подходить к этому вопросу только с научной точки зрения, то станет понятно, что вопрос может быть решен как в одну, так и в другую сторону. Если же есть жесткие моральные ценности, а они могут быть только религиозного происхождения, то вопрос уже решается однозначно. Это касается и фармацевтов, хотя, может быть, и в меньшей степени», - сказал он.

«Меры принимать необходимо. Насколько они должны карательными, сказать сложно. Но для меня это очевидно, что нужно решать вопрос нравственно и, поскольку нравственность теснейшим образом связана с религией, то и с помощью системы религиозно-нравственного воспитания», - заключил он.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Общественного согласия вокруг темы репрессий как не было, так и нет. В частности, орловский обком КПРФ в очередной раз требуют установить в Орле памятник Сталину и «восстановить справедливость в оценке исторической роли Верховного главнокомандующего», которую искажают «исторические спекулянты».

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике (Брянская область). Депутат Госдумы (1993-1998, 2011-2015). Член ЛДПР. Министр труда и социального развития РФ (1998-2000)