Болгары выясняют, можно ли называть протестантов сектантами
23.01.2009 19:47
Портал «Православие БГ» обратилась к нескольким православным священнслужителям с просьбой прокомментировать этот случай. Приводим их ответы с некоторыми сокращениями.
Митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл:
Я хочу подчеркнуть, что не хочу никого обидеть, не хочу ни нападать на кого бы то ни было, ни защищать: я только излагаю свое мнение, основанное на Св.Писании. Как говорится, «Платон мне друг, но истина дороже»…
Церковью может быть только христианская общность, которая имеет иерархию, преемственность которой идет от апостолов, и св. таинства. Все другие общности, сколько бы добрых дел они ни творили, Церквами называть нельзя. Это ассоциации, служения, организации, - но не Церкви...
Ни история, ни - еще менее того – государственная регистрация не могут сделать такие организации Церквами, поскольку в них нет полноты истинного учения Спасителя и они не сообразуются со Словом Божьим…
Христиане, которые берут себе какие попало имена, которые не признают духовенства, не почитают икон, святых, даже Пресв. Богородицу – не имеют права называть свое сообщество Церковью. Когда православные говорят им об этом, мы не хотим их обидеть, а хотим помочь им осознать, что они неправы. Это наша обязанность…
Почему же эта объективно православная точка зрения воспринимается как злонамеренная? Это не мнение какого-либо отдельного богослова… Зачем обижаться, когда кто-то, основываясь на Св.Писании, сказал о нас неприятную истину?.. Тех, кто хотя и называет себя христианами, но неправильно толкует волю Божию о спасении человеков и не желает вернуться в истинную веру, назвать сектантами можно, и это еще очень мягкое выражение. Пусть докажут, что это неправда. А в сущности, они творят и нечто похуже, когда неокрепших в вере привлекают к своим нововведениям и тем соблазняют их…
Когда мы исповедуем и проповедуем нашу веру, согласную со Св.Писанием и Св.Преданием, мы излагаем не свое мнение и не проявляем религиозной нетерпимости. Стремление сохранить чистоту веры – не фанатизм, а исполнение заповедей Божьих…
По отношению к вере в принципе невозможен плюрализм. Это как в логике: третьего не дано, tertium non datur, потому и Христос говорит: «Да будет слово ваше: да, да; нет, нет» (Мф. 5 : 37). Это значит, что истина одна, а вера может быть либо истинной, либо нет…
Его преосвященство Игнатий (Карагезов), предстоятель Болгарского подворья в Москве:
Всякий человек должен быть православным, потому что это первое и важнейшее условие того, чтобы Господь мог сподобить его вечной радости. Потому секты и сектантов так и надо называть. Это самим сектантам полезно, поскольку называя их так, мы изобличаем их заблуждения, и не исключено, что некоторые из них задумаются, начнут искать Истину и захотят прийти к Богу. Это полезно и для общества, чтобы мы знали, кого сторониться и тем ограничивали их действия, нацеленные на нас… Мы изобличаем сектантов не чтобы их оскорбить, а чтобы общество не заразилось их болезнью, и чтобы после излечить их самих. Так доктора мудро отделяют больных от здоровых, а потом лечат их.
Архимандрит Павел (Стефанов), доцент кафедры теологии унивеситета им. Епископа Константина Преславского:
Юридического понятия «секта» не существует. Его нет ни в государственных, ни в международных документах. Это чисто церковный термин, который предполагает section – отделение религиозной общности от Церкви… Прежде секты зарождались внутри Церкви, некоторое время сущствовали в ее пределах, а когда они становились достаточно радикальными, Церковь выталкивала их из себя как нечто чуждое христианским истинам. Сейчас в науке принят термин «новые религиозные движения», поскольку они чаще всего появляются и действуют вне Церкви.
С православной точки зрения Церквами можно называть только те, которые сохраняют таинства и апостольское преемство. Протестантские группы – это секты, а не Церкви. И вопросы вроде: «Не обижаете ли вы этим американского президента?» - неуместны. Бог дал президенту свободу выбора, и тот свой выбор сделал. Мы не осуждаем его лично, мы констатируем его отпадение от вечного тела Христова – от Церкви.