Партия сильна не числом, а идеями (мнения парламентариев)
09.02.2009 18:16

Согласно документу, вносящему изменения в закон "О политических партиях", снижение необходимого для регистрации и деятельности партий числа партийцев будет проходить поэтапно.
На первом этапе — с 1 января 2010 года по 1 января 2011 года — минимальная планка понизится до 45 тысяч членов. А в январе 2012-го начнется второй этап понижения минимальной численности до 40 тысяч человек.
Как пояснил глава Комитета Госдумы по конституционному законодательству Владимир Плигин, норма законопроекта, касающаяся обязательной ротации партийного руководства, подразумевает, что "один человек не имеет право исполнять обязанности руководителя коллегиального, постоянно действующего органа партии или ее регионального отделения более двух сроков подряд".
В свою очередь председатель Совета Федерации, лидер партии "Справедливая Россия" Сергей Миронов подчеркнув, что "партии как важнейший элемент демократической системы сами должны строиться на принципах демократии", назвал "вполне логичным" предложение о законодательном закреплении требования ротации руководящего состава политпартий. По его словам, "назревшей является и смягчение нормы о численности партии". "Завышенные требования к численности только провоцируют появление "мертвых душ". Численность партии – это, разумеется, очень важный показатель ее влияния. Но само это влияние должно все-таки основываться на идеологической определенности партии, на ее готовности предлагать свои ответы на вызовы, встающие перед обществом, на активности ее членов, а не на аппаратных, бюрократических ухищрениях", - сказал Миронов, отметив, что "предложенные президентом изменения в законодательство о партиях призваны укрепить и усилить российскую партийную систему".
О необходимости снизить "минимальное количество членов организации, требуемых для регистрации новой политической партии" в ноябре 2008 года заявил Дмитрий Медведев в своем Послании Федеральному собранию. Он также сказал, что в "закон о партиях надо внести поправки, обязывающие производить ротацию руководящего партийного аппарата, согласно которым одно и тоже лицо не может занимать определенную руководящую должность в аппарате партий дольше определенного срока".
Нужно ли увеличивать число партий? Может быть целесообразнее следовать принципу ряда западных стран, где существует двухпартийная система? Каково оптимальное количество партий для России? Как вы относитесь к принципу ротации руководящих кадров партии? С такими вопросами корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратился к представителям верхней и нижней палат парламента.
Парламентарии поддержали идею снижения минимального количества членов политических партий. По их мнению, такая мера оживит партийную жизнь в России. Между тем они не уверены в необходимости принудительной ротации партийного руководства.

"Россияне не настолько политически активны, чтобы после выхода закона броситься создавать новые партии", - заявил сенатор. "Такая мера лишь облегчит регистрацию имеющимся организациям", - считает он.
Парламентарий поддержал законодательное требование ротации партруководства. "Это правильно, при таком раскладе в партиях не будет застоя", - подчеркнул Починок.
Говоря об оптимальном для России числе партий, политик отметил, что "определять сверху это нельзя". "Количество партий определяется на выборах избирателями, указом они не сокращаются, тем более что сокращение происходит и естественным путем, например, с уходом ярких лидеров партии тоже уходят с политической сцены", - заключил Александр Починок.
"Минимальное число партийцев снижать необходимо", - заявил сенатор. При этом он заметил, что сам бы снизил порог численности до 10 тысяч. "Чем больше будет партий, тем больше будет мнений, что для российского общество очень хорошо", - подчеркнул парламентарий.
На взгляд Лисовского, вычислить оптимальное число партий для России невозможно. "Это зависит от народа, сколько люди посчитают нужным иметь партий, так и будет, это число они на выборах и поддержат", - подчеркнул он.
Принцип ротации руководящих кадров партии политику непонятен. "Избиратели голосуют не за партии, а за лидеров. Менять лидеров - это все равно, что менять хорошего повара в ресторане, поэтому в данном случае ротация непонятна. Ротацией надо заниматься среди чиновников, а не среди партруководителей", - заключил Сергей Лисовский.
"Такой закон даст возможность услышать небольшие партии", - заявила сенатор. При этом парламентарий выразила уверенность в том, что опасаться резкого расширения "партийной площадки" не стоит. "Этого не произойдет", - подчеркнула она.
Политик также считает правильным узаконивание принципа ротации для партийного руководства. "Ротация – это свежий взгляд и отсутствие диктата в правлении, что для партий очень важно", - подчеркнула сенатор.
На взгляд парламентария, наиболее приемлемым количеством партий для РФ являются "две крупные, серьезные партии". "Но это в идеале", - заключила Валентина Петренко.
"Своеобразного "партийного дождя" этот закон не вызовет, просто партиям будет легче регистрироваться", - заявил сенатор.
Парламентарий поддерживает принцип ротации руководства партий. "Пересиживание даже на достаточно нелегкой и несладкой партийной работе не привносит в деятельность партии ничего нового, в то время как партия всегда нуждается в новых мыслях, новых кадрах, одним словом, в новой, качественной крови", - заметил политик.
Оптимальным количеством партий для России сенатор считает 4-5. "Наверное, со временем мы придем к двухпартийной системе, но пока это не менее 4-5", - заключил Валерий Федоров.
"Бояться этого не стоит. 40 тысяч – это тоже достаточно высокая планка, которая не даст появиться партиям-однодневкам", - заявил сенатор.
Парламентарий поддержал законодательное требование ротации партруководства. "Партийные лидеры не должны быть пожизненными. Все вожди КПСС сидели подолгу. Кроме того, они были престарелыми, в основном думали о здоровье и в результате прозевали не только великую страну, но и свою партию", - заметил Пантелеев.
Сенатор является приверженцем трехпартийной системы. "Думаю, такая модель для России подойдет лучше всего. Две партии – это все-таки маловато, а три – в самый раз", - заключил Олег Пантелеев.
"Политическая система сильна не количеством, а качеством", - заявил депутат. "Что же касается ротации руководящих кадров, это дело самих партий. Партия – это самостоятельная система, которая должна сама регулировать происходящие внутри процессы", - подчеркнул он.
Парламентарий считает, что "внесенный президентом законопроект не связан с увеличением количества партий". "Уменьшение численности членов вовсе не означает, что количество партий в России станет больше. Возможно, здесь преследуются несколько иные цели, например, связанные с сокращением расходов", - отметил он.
Касаясь вопроса об оптимальном количестве партий для России, политик заметил, что "российское общество достаточно расслоено, и если, например, искусственно создавать двухпартийную систему, к которой западные страны шли годами, то интересы многих россиян будут ущемлены, что, безусловно, не отразится положительно на стране в целом". "Нельзя сказать, что для России приемлемо какое-то определенное количество партий", - подытожил Юрий Медведев.
"Количество членов – это вопрос вкуса", - заявил депутат. "Я не вижу разницы в том, что будет 50 или 40 тысяч человек в партии. Значение имеет только одно: партия пользуется влиянием или нет, а все остальное – это бюрократизм, - подчеркнул он.
Что касается ротации руководящих кадров, то, по словам парламентария, "нет разницы в том кто лидер партии и сколько у него сроков, если партия может выиграть выборы и пройти в парламент. Тем более что ротация не настолько сильно влияет на эффективность политических партий". "Ротация руководящих кадров – это дело самой партии", - считает он.
На вопрос о том, какое оптимальное количество партий для России, политик высказал свое сомнение относительно изменения числа партий. "Я сильно сомневаюсь, что будут образовываться новые партии. Не думаю, что будут больше пяти-шести реальных идеологий", - убежден депутат.
"Я понимаю, что мы хотим все как у взрослых, но пока в России однопартийная система", - подытожил Геннадий Гудков.
"Чтобы поднять роль политических партий не надо постоянно менять тактику", - заявил депутат. "Идти надо, - продолжил он, - на создание двух-трехпартийной системы, хотя для России идеальным вариантом была бы все же двухпартийная система, поскольку она будет стимулировать развитие народно-хозяйственного комплекса страны".
По словам парламентария, "при двухпартийной системе возрастет роль и ответственность партий на всех уровнях".
Что же касается ротации руководящих кадров партии, то, убежден политик, этот вопрос решается уставом партии. "Партия должна сама прописывать когда и кого менять", - подытожил Николай Харитонов.
"То, что делается – это правильно, а для демократизации процесса эти цифры можно было бы и уменьшить", - заявила депутат.
Говоря о перспективах создания в России двухпартийной системы, парламентарий отметила, что "думать нам о такой системе пока рано, поскольку когда у нас пытались искусственно сократить количество партий, это не принесло хороших результатов". "Складывание двухпартийной системы - не быстрый процесс, кроме того население должно понимать за что голосует: за программу или за бренд", - подчеркнула она.
Афанасьева не стала строить предположения насчет оптимального количества партий для России, однако выступила против принудительной ротации руководителей, отметив, что "кого и насколько сроков избирать – это внутренние дела партии". "В России, прежде всего, ротация должна происходить в органах исполнительной власти, где люди как маленькие князьки сидят по три-четыре срока", - заключила Елена Афанасьева.
"Численность партийцев надо не снижать, а увеличивать, поскольку партии должны идти в народ, активно пропагандируя свою политическую точку зрения, а не сидеть в пределах Садового кольца", - заявил политик.
Говоря об оптимальном для РФ количестве партий, Федулов отметил, что "оно не имеет принципиального значения из-за существующего семипроцентного барьера для прохождения в Госдуму". "А вообще, - подчеркнул он, - для России по идеологии оптимальное количество партий три: левая - объединившиеся КПРФ и "Справедливая Россия", центристы - "Единая Россия и правая - "Правое дело".
Принцип ротации партруководства, прописанный в законопроекте, адвокат назвал "основополагающим". "Благодаря этому не будет застоя среди руководящих кадров партии. Хотя с другой стороны, если руководитель ценный и его избирает сама партия, то почему в угоду западным странам его должны менять только для того, чтобы соблюсти принцип демократии, который, кстати, наши западные соседи зачастую не соблюдают, они делают так, как им выгодно", - заключил Александр Федулов.