Всегда ли жизнь неприкосновенна, - мнения свяшеннослужителей

12.02.2009 10:49


В Италии вновь вспыхнули дебаты об эвтаназии: там суд разрешил прекратить искусственное питание 38-летней Элуаны Энгларо, которая 17 лет прожила в коме.


Комментируя этот случай, замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин сказал, что искусственное поддержание телесных функций людей, которые долгие годы находятся в вегетативном состоянии, может быть неоправданным.
"Конечно, бывают случаи, когда неясно, присутствует ли еще душа в теле, когда много лет тело не подает признаков осмысленной жизни, хотя некоторые его функции могут и действовать. В таких случаях, может быть, и не нужно годами искусственно поддерживать деятельность тела при помощи сложной аппаратуры", - заявил отец Всеволод. Он добавил, что выступает против деления эвтаназии на пассивную и активную и считает собственно эвтаназией то, что называется "активной эвтаназией". Отец Всеволод указал, что "христианское миропонимание всегда учило людей не приближать кончину, но и не удерживать всеми силами в этом мире человека, который определенно уже переходит в мир иной". заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин

"Христианин помнит, что самая важная, настоящая жизнь для человека начинается за пределами этого мира, и, когда человек достойно встретил конец временной жизни. Искусственно поддерживать жизнь его тела, когда он уже давно признаков осмысленной жизни не подает, не принято. Это не в христианской традиции, и наши предки никогда так не поступали", - заявил священник.



Корреспондент Regions.ru попросил священнослужителей и экспертов прокомментировать эту точку зрения.

Отец Александр Лаврин
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери "Живоносный источник" в Царицыне, считает, что бывают случаи, когда искусственно длить жизнь человека, годами пребывающего в коме, бессмысленно.

«Подобный шаг может быть оправдан, когда речь идет собственно не о спасении человеческой жизни, а лишь о поддержании функций тела, находящегося в вегетативном состоянии. Искусственная поддержка такой «жизни» становится попросту бессмысленной», - сказал священник.

«Другое дело, что каждый такой случай может стать прецедентом, расширяющим поле применения эвтаназии. Это очень тонкий вопрос, и каждый раз надо тщательно разбираться отдельно», - добавил он.

Отец Андрей Постернак
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак считает опасными любые уступки сторонникам легализации эвтаназии.

«Церковь достаточно четко сформулировала свое отношение к эвтаназии. В любом случае искусственное или насильственное прерывание человеческой жизни, будь то по инициативе самого человека (т.е. самоубийство), будь то по инициативе врачей или близких (т.е. убийство), - недопустимый тяжкий грех», - подчеркнул он.

«Понятно, что есть масса сложных и сомнительных случаев. Как, например, трактовать отказ человека от единственно возможной операции, не исключающей, правда, и смертельный риск? Я уж не говорю о случаях, связанных с сильнейшими мучениями и страданиями людей или с так называемым «вегетативным» состоянием, когда мы не знаем, где и в каком состоянии пребывает человеческая душа», - признал священник.

«Но с христианской точки зрения и в таком состоянии есть некий смысл, раз Господь его посылает. И это, может быть, не менее важно для духовного состояния родных и близких, заставляя их задуматься о смысле жизни. Я считаю, что пока есть хотя бы минимальная возможность сохранить человеческую жизнь, за нее нужно бороться. Хочу подчеркнуть, что и просто телесная жизнь человека – в руках Божиих. А разве христианам не следует во всем полагаться на волю Божию?» - сказал он.

«И здесь вновь возникают, можно сказать, глобальные вопросы о свободе выбора человека и о смысле существования «ненужных» людей. В Средние века в некоторых странах больных и немощных стариков было принято просто убивать или уводить в лес на голодную смерть. Лишь в 70-х годах прошлого века в Швейцарии и ряде стран Северной Европы отменили закон о стерилизации умалишенных (об этом, естественно, не любят вспоминать, поскольку само собой напрашивается сравнение с нацистскими методами). Едва осознав недопустимость лишения человека его целостности, мы вновь оказались перед гранью, переступив которую, уподобимся фашистам и нацистам, окончательно утратив связь с христианской традицией», - заключил батюшка.


Мухаметгали Хузин
Председатель Духовного управления мусульман Пермского края Мухаммедгали-хазрат Хузин считает, что лишение человека жизни в любом случае нельзя оправдать.

«Позиция в этом вопросе может быть только одна – лишение жизни ничем нельзя оправдать. Любой медик в любой стране мира при поступлении и окончании образовательного учреждения дает присягу спасать жизнь. Если в какой-то стране медики объявляют себя бессильными по отношению к каким-то болезням, то это не повод узаконивать лишение жизни прекращением оказания помощи больному. С точки зрения морали и духовности этот вопрос не может быть оправдан», - сказал он.

«Пусть чья-то жизнь поддерживается с помощью сложнейшей аппаратуры, - но людей к нему приставил и аппаратуру ему поставил Всевышний для того, чтобы каким-то образом испытать его родственников, испытать это общество, испытать самого больного человека. Потому когда мы отказываемся от поддержания жизни человека, то мы противоречим воле Бога», - заключил он.


Альбир-хазрат Крганов Муфтий Чувашии Альбир-хазрат Крганов отметил, что вопрос эвтаназии вплотную касается ответственности родственников за жизнь больного.

«Жизнь дается человеку Богом и никто не вправе посягать на нее. И не только посторонний, но и сам человек не вправе посягать на свою жизнь», - сказал он.

«Попытки разделения эвтаназии на активную и пассивную и прочие аспекты, связанные с этим процессом, часто связаны с вопросом, насколько вправе близкие больного распоряжаться его жизнью. Поэтому так сложно что-то говорить, комментируя вопрос об эвтаназии», - заключил он.


Константин Бендас
Первый заместитель председателя, управляющий делами Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Константин Владимирович Бендас не считает важным придерживаться максимально строгой позиции в вопросе эвтаназии.

«Поскольку я не врач, то у меня нет детального знания ситуации, например, с Элуаной Энгларо. Насколько мне представляется, бесконечно поддерживать жизнь тела невозможно, лишь отдельные органы – сердце, которое перекачивает кровь, почки. Но насколько мне известно, по законодательству многих государств, в том числе Российской Федерации, смерть фиксируется при остановке умственной деятельности, способности мозга функционировать. Эту деятельность поддерживать искусственно ученые ещё не научились никакими приборами. Тема эвтаназии и ее разделения на пассивную и активную в таком случае просто перестает быть актуальной», - сказал он.

«В любом случае, даже если возможно установить разницу между эвтаназией и отказом поддерживать жизнедеятельность - это очень опасный путь. Здесь применима поговорка «дашь палец, а откусят по самый локоть». Религиозным организациям не стоит идти ни никакие уступки обществу, надо стоять на максимально жесткой позиции: никто не вправе отнимать жизнь, пока есть хоть какая-то надежда на то, что человек будет жить, продолжать свое существования. И нужно прилагать все возможные усилия, чтобы человек жил», - заключил он.

Виктор Петрович Лега
По мнению Виктора Петровича Леги, доцента МФТИ, кандидата богословия, доцента ПСТГУ, заведующего кафедрой философии ПСТГУ, решать проблему эвтаназии нужно в комплексе.

«Проблема эвтаназии очень сложна и включает в себя очень много моментов и часто сложно бывает отделить один случай от другого. Например, нельзя считать эвтаназией материальную невозможность поддерживать жизнь человека, то есть в ситуации, когда у кого-то не хватает денег на лекарства - он не убивает человека, которому не может помочь», - сказал он.

«Решать проблему эвтаназии следует, пожалуй, в комплексе - при участии врачей и богословов. Цель такой дискуссии – определить, где граница между аспектами. Одно несомненно – там где возможно спасение жизни человека, нужно прилагать все усилия для этого», - заключил он.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

В ночь на 1 августа 32-летний мужчина приставил к памятнику лестницу и ударил топором по голове изображение цесаревича Алексея. Вскоре он был задержан сотрудниками Росгвардии. Мотивы его поступка неясны. От дачи показаний подозреваемый отказался. По неофициальным данным, нападавший - бывший сотрудник правоохранительных органов.

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике (Брянская область). Депутат Госдумы (1993-1998, 2011-2015). Член ЛДПР. Министр труда и социального развития РФ (1998-2000)