Московский мусор сегодня лучше хранить в Кремле, который достаточно высок, и не скоро заполнится, и тогда, возможно, до властей дойдет, что мусор надо перерабатывать и утилизировать

20-22 миллионов россиян, находящихся за чертой бедности, вынуждены приобретать такие продукты питание, которые не позволяют им быть здоровыми. Как говорят, "не до жиру, быть живу"

Протоиерей Павел Великанов: Церковь не может позволить себе игнорировать интернет

03.03.2009 15:32


Главный редактор портала «Богослов.Ru» протоиерей Павел Великанов, размышляя на тему «Православие и интернет» на Рождественских образовательных чтениях, попытался ответить на два вопроса: «почему религиозная среда - в узком смысле, т.е. собственно церковная - «вечно запаздывает» в плане использования высоких технологий» и «какой должна быть стратегия использования информационных технологий в церковной среде». Он, в частности, пишет:

В целом, реакция церковного общества на развитие интернет-технологий оказалась двоякой. С одной стороны, православные стали грудью на защиту «реальности» - обвиняя компьютерные технологии, особенно игры, в том, что они подменяют настоящую жизнь виртуальной, что общение через компьютер только разъединяет людей, что всё это - не более чем очередной этап всеобщей апостасии (отступничества, отпадения от корней христианской веры - Regions.ru), ведущий нас к антихристу. С другой стороны, в конце концов значительная часть деятельных верующих так или иначе оказалась «втянутой» во всемирную паутину и IT-технологии, свидетельством чему и нынешняя секция Рождественских чтений. Таким образом, мы оказались в весьма привычном для нас положении идущего вперед с головой, повёрнутой назад…

Западное христианское веб-движение поначалу ограничивалось традиционной проповедью, обсуждением внутрицерковных проблем или новостей. Однако рост возможностей интернета все больше способствовал смещению приоритетов в миссионерской деятельности западных христиан в сторону веб-формата. По данным Гарвардского института религиозных исследований с 1998 по 2002 г. число американских церковных сайтов увеличилось с 11% до 45%. В этот период времени стали практиковаться виртуальные встречи в кибер-пространстве для проведения совместных молитв.
Первой Церковью, которая претендует на то, чтобы называться «i-Церковью», стала Церковь Англиканская, которая, исходя из собственных либеральных предпосылок, благодаря интернет-проектам стала похожа на дискуссионную комнату. Необычен и проект Методистской церкви «Церковь глупцов» - экспериментальный сайт, который представляет собой виртуальный храм. Используя «аватары», каждый желающий может перемещаться по виртуальному церковному строению в режиме online. Другим примером веб-креатива стал проект извергнутого из сана католического епископа Жака Галиота. Обиженный на Ватикан, Галиот создал в Интернет «диоцез без границ».

Все вышеприведенные проекты едва ли можно назвать примерами удачной трансляции христианских убеждений в интернет-среде. Гораздо интереснее выглядят попытки христианского применения таких популярных веб-проектов, как социальные сети, видеохостинги и интерактивные энциклопедии.
Непревзойденным лидером Интернет-видео остается YouТube, ежемесячная посещаемость которого составляет более 70 млн. пользователейНеудивительно, что и у YouТube существует множество клонов, среди которых есть и христианские - которые не только служат делу миссии, но и приносит своим создателям немалые деньги.
Христианский клон YouТube, получивший оригинальное название GodTube, был признан социологической компанией comScore лидером Интернета по темпам роста - в настоящее время на GodTube уже зарегистрировались более 500 тыс. пользователей, ежемесячная посещаемость - 2 млн. уникальных посетителей, которые просматривают более 12 млн. видеороликов. В настоящее время GodTube вырос в христианскую социальную сеть Tangle, условием участия в которой является вера в Иисуса Христа и Библию.

Другой пример «христианского клонирования» - известная социальная сеть MySpace, которая также приобрела своего христианского клона под названием MyChurch. Набор услуг в MyChurch вполне стандартен для социальных сетей: можно делиться фото, вести блог или проповедовать, организовывать собственные сообщества («церкви»), планировать совместные мероприятия и заводить новых друзей.

Следующее направление, которое также было успешно клонировано - Wikipedia, которой сегодня пользуются 90% студентов на Западе. Постоянными пользователями Wikipedia в образовательных целях являются 25% студентов. Особое внимание они уделяют даже не самим статьям, а источникам, считая их отправной точкой для собственного подбора материалов. Почти треть студентов используют эту online-энциклопедию, как основной источник информации. Однако не всем веб-пользователям Wikipedia кажется безвредной: консервативно настроенная часть преподавателей США оценивает материалы интерактивной энциклопедии как исключительно либеральные и антихристианские. Масла в огонь добавил новый проект Wiki Bible - создание Библии для всех мировых религий, которая будет написана и отредактирована всемирным интернет-сообществом.
В качестве аналога была создана Conservapedia - англоязычная, основанная на wiki-принципах, веб-энциклопедия, которая выражает америкоцентричный, христианско-консервативный взгляд на различные научные области. Первой заповедью Conservapedia является размещение только истинной и поддающейся проверке информации с решительным запретом копирования материалов из Википедии. Проект был начат в 2006 г. адвокатом и преподавателем истории Эндрю Шлефли, сыном известного консерватора и основателя образовательной программы Eagle Forum, Филлисом Шлефли.

Как относиться к подобным «клонам»? С одной стороны, они свидетельствуют, увы, о неспособности создать что-то собственное, оригинальное, что действительно соответствовало бы и по форме, и по сути задачам, которые могут христиане ставить перед собой в пространстве Интернета. С другой стороны, в такой ситуации «подражание» оказывается допустимым, но только при условии, что клонируемый проект все-таки будет творчески переосмыслен, а не просто обвешен религиозными атрибутами и всячески ограждён от присутствия внешних врагов.
Особо хочется остановиться на таком явлении, как православные социальные сети. Ровно год назад здесь, на предыдущих «Рождественских Чтениях», была представлена сеть «Храмина» - «первая социальная сеть, созданная для поддержки общения и укрепления личных связей православных пользователей сети и тех, кто интересуется вопросами веры». Судя по обновлениям, проект «Храмины» застыл на 27 октября 2008 г. И это неудивительно. Странно, что на прошлых «Рождественских Чтениях» православное сообщество никак не отреагировало на проект, изначально обреченный на неудачу.
Новый проект православной социальной сети - «Соборное дело», который скопирован с сети «ВКонтакте» и дополнен рядом фильтров и условий, которые должны помешать оказаться в этой сети человеку, чуждому христианской веры. «Сделано православными для православных и на благо Православной Церкви». Такой девиз «Соборного дела», конечно, замечательный, но только неизбежно возникает вопрос: действительно ли позиция Православной Церкви в интернет-обществе - это позиция изоляционизма, самодостаточности и закрытости? Коммунистическое гетто для православных разрушено - и наши руки сами тянутся к воссозданию оного теперь в пространстве интернета? Не просматривается ли сквозь эту неудержную тенденцию к замкнутости банальное самодовольство и страх, что это мнимое духовное благополучие кто-то посмеет нарушить кощунственной фразой или неприличной рекламой? Как заявил руководитель проекта «Храмина» Павел Рогожин, «Храмина» была создана для того, чтобы «православным никто не мешал общаться», «их никто не притеснял и не обижал». Заявление, мягко сказать, странное, т.к. подобные намерения если и приведут православие куда-то, то только в замкнутое пространство субкультуры. Похоже, забыли, чем Церковь Христова отличается от секты, - да и апостольское свидетельство о том, что устами исповедуется вера во спасение.
Какова же мотивация создания такой социальной сети? «Самый сложный вопрос - это цель, с которой собственно была создана социальная сеть. Игорь Матвеев ответа на этот вопрос не знает, но полагает, что его можно будет получить в процессе работы и регистрации пользователей. Само существование такого ресурса - мера во многом вынужденная, спровоцированная тем, что владельцы крупных соцсетей, таких как "ВКонтакте", не желали прислушаться к нуждам верующих и создать у себя функциональность, позволяющую указать день ангела, загрузить икону святого покровителя, найти людей, посещающих тот же приход или имеющих того же духовного наставника». Перед нами - великолепная иллюстрация того, как православные пытаются виртуализировать христианство вместо того, чтобы христианизировать киберпространство. Зачем икона святого покровителя в социальной сети? В качестве аватара? Кто перед ней будет молиться? Разве не превращается икона из молитвенного образа в очередной кибернетический симулякр? Проблема найти друзей, которые окормляются у одного и того же духовника - не менее странная проблема именно потому, что сообщество духовных чад старца N обречено на превращение в очередную параправославную секту духоносцев. Создание православных сетей может сослужить только одну добрую службу - локализовать психически больных веб-пользователей, которые себя так или иначе связывают с православием. Но это уже, как говорится, клинический случай, который требует отдельного разговора и особого попечения.

Сегодня виртуальные социальные сети - это точная проекция современного общества и существующих в реальном мире социальных отношений. И то, как позиционируют себя православные, говорит, к сожалению, только об одном: мы не только страшно боимся окружающего нас мира, мы не менее боимся и друг друга. Сегодня надо чётко понять, что стремление выделить какой-то особый «православный сегмент сети», куда согнать всех верующих - чтобы они остальным жить не мешали - обращёно против Церкви. Это именно то, чего и хочет добиться секуляризованное общество, не допуская свидетельства о Христе ни в школе, ни в университете, ни в средствах массовой информации. Легче всего «застолбить» территорию православным дизайном, православными баннерами, православными аватарами, увидев которые внешний человек сразу поймёт - туда ему лучше не заходить: враждебная территория. Куда сложнее донести основные христианские истины на языке, понятном и доступном для любого посетителя. А ведь сегодня этот язык - совсем не язык Пушкина и Достоевского; более того - это уже и не язык текста, поскольку интернет давно уже не читают, а смотрят. И если уже сегодня, здесь, сейчас, мы не научимся трансляции христианских истин в удобоприемлемый для сообщества формат - аудио, видео, мультимедиа, в том числе и компьютерных игр - очень скоро мы окажемся выброшены за борт современной культуры, или в лучшем случае станем законсервированным музейным экспонатом, «христианским заповедником».

В завершение хотелось бы обозначить несколько направлений, по которым могло бы развиваться представительство православных в Интернете. Прекрасная идея с открытой энциклопедией «Древо», судя по количеству участников, держится исключительно на энтузиазме трех - четырех человек. Ценность подобных проектов не только в исключительно справочных материалах по религиозной тематике, но и в наличии христианской оценки исторических событий или современных реалий, которые и представляют значительный интерес для самых широких слоев общества. На наш взгляд, этот удачный проект должен быть значительно расширен с расставлением христианских акцентов в различных областях культуры, этики или науки, а не только богословия и церковной истории.
Что касается видео-хостингов, то здесь огромное поле для работы. Нельзя ограничиваться только документальным кино. Конечно, видеопродукция требует значительных финансовых вложений, но и по уровню отдачи она стоит на первом месте. Краткие, в формате флеш-анимации, образовательные и просветительные видеоролики, не отягощённые нравственными назиданиями, а раскрывающие глубину христианской истины - могли бы привлечь ту часть аудитории, которая сегодня и не помышляет о христианстве.
На портале «Богослов.Ru» представлены материалы проекта «Мир. Человек. Слово», который осуществляется совместно Московской Патриархией и «Радио России». Это более 200 радиопостановок по разным темам христианского вероучения и истории Церкви. Материалы представлены как в виде mp3-файлов, так и в виде текста. Скоро мы предложим вниманию новый блок материалов - аудиоэнциклопедию по материалам «Пастырских бесед», в которых принимали участие известные архиереи и пастыри Русской Православной Церкви, а также «Детскую Библию», где предпринята попытка помещения библейского повествования в контекст современной жизни.

Особое внимание хотелось бы уделить развитию мультимедийных образовательных и развлекательных программ, включая стратегии и квесты. Очевидно, что это крайне сложная и опасная работа, которая будет идти на грани: и важно суметь выдержать правильный тон и стиль, чтобы избежать как кощунства, так и ханжества.

Но всё это - уже давно пройденный чужими путь. На нём мы будем снова «вечно запаздывающими». Чтобы наметить хотя бы возможные перспективы стратегического планирования, редакция портала «Богослов.Ru» выступила с инициативой создания открытой рабочей группы по развитию и использованию информационных технологий для миссионерской и образовательной деятельности Церкви. Группа предполагается в виде открытого сообщества в нескольких социальных сетях - Вконтакте, Facebook и Одноклассники, причем к участию приглашаются все заинтересованные, вне зависимости от конфессиональной принадлежности или отсутствия таковой. Задача сообщества - творческое осмысление процессов и тенденций в интернет-пространстве с целью создания новых форм для христианской миссии.

И последнее. В качестве пробного шара мне бы хотелось предложить задуматься о возможности использования такого явления в интернет-пространстве, как Second Life. При всей внешней отвратительности самого явления SL надо понимать, что в ближайшем будущем именно такими станут браузеры, где острова - это хостинг и сервера; дома и участки - страницы, а телепортация - переход по адресной ссылке браузера. Сегодня SL представляет собой трехмерный аналог социальной сети с совершенно новыми горизонтами визуального представления информации, где гипертекст перерастает в гиперпространство. Сегодня среднее количество посетителей SL - 45 - 50 000 посетителей; всего участников - 12,5 млн. Для российских пользователей участие определяется во многом техническими возможностями, поскольку трехмерная on-line графика требует высокой скорости и безлимитного трафика. Однако преодоление этих препятствий - вопрос времени.
Мы не можем сегодня позволить себе роскошь жизни исключительно в реальном мире. Тем более, что он сам по себе никогда и не существовал: ведь любое пространство культуры - это пространство виртуальное. В этом смысле от наскального рисунка пещеры Ласко до трехмерных аватар в Second Life расстояние куда меньше, чем от палки в руках обезьяны до кремниева ножа кроманьонца. Но если «хорошая виртуальность» возвращает человека к реальности уже другим, с правильными или улучшенными понятиями и представлениями, то «плохая виртуальность» затягивает и замыкает в себе самом. И здесь большой разницы, что «виртуализировало» человека - ритуальный танец, театр, книга, фильм или on-line игра - по сути нет».
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"Она направлена, в том числе, на формирование более комфортных условий для переселения в Россию на постоянное место жительства соотечественников из-за рубежа, а также – на создание чётких правил въезда и получения права на проживание, работу, на приобретение российского гражданства".

Возгорание временного деревянного храма Апостола Иоанна Богослова произошло 6 ноября на территории религиозной организации "Подворье патриарха Московского и всея Руси при храме святителя Николая Мирликийского в Тушино г. Москвы".

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".