Преступления, совершаемые людьми в погонах с использованием своего служебного положения, должны приравниваться к госизмене

Официально зарегистрированным политическим партиям не нужно собирать подписи - за них несут ответственность высшие органы партии, эта обязанность должна распространяться только на самовыдвиженцев

"Любой православный человек может и обязан отстаивать Православие везде". Борис Якеменко об интернет-миссионерстве

16.03.2009 19:07


Якеменко 
Борис Григорьевич

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России РУДН.
Политолог, публицист.
Руководитель Православного корпуса Молодежного движения "Наши".
Автор учебников "Основы Православной Культуры" и "История Отечества" для 10-11 классов.
Член Общественной Палаты РФ второго созыва.

В своем недавнем интервью известный публицист, руководитель Православного корпуса Молодежного движения "Наши" Борис Якеменко предложил обратить серьезное внимание на один из главных вопросов, который был «поставлен Патриархом Кириллом уже во время интронизации – это вопрос о взаимоотношениях Церкви и молодежи. Патриарх сказал, что Церкви нужно идти навстречу молодежи, не дожидаясь, пока она придет сама».

По мнению Бориса Якеменко особое внимание Церкви следует обратить на Интернет, как наиболее быстро изменяющуюся и не контролируемую среду. Он подчеркнул, что Интернет является одной из главных площадок общения современной молодежи и оказывает огромное влияние на формирование новой молодежной культуры, языка, символов. При этом, являясь отражением реальности, зачастую Интернет подменяет реальные жизненные площадки. Его инициатива Интернет-миссионерства – метода, который, по мнению Бориса Якеменко, позволит найти общий язык с молодежью в динамично развивающейся среде, встретила как широкое одобрение, так и критику.

 - БОРИС ЯКЕМЕНКО: ЦЕРКОВЬ ДОЛЖНА БОРОТЬСЯ ЗА МОЛОДЕЖЬ В ИНТЕРНЕТЕ

 - СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ ОБ ИНТЕРНЕТ-МИССИОНЕРСТВЕ  

 -
КРЕСТОВЫЙ ПОХОД В ИНТЕРНЕТ, - МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ


Сегодня Борис Якеменко отвечает на вопросы читателей Regions.ru/"НОВОСТИ ФЕДЕРАЦИИ":

Aleksey72 г.Волгоград.
Уважаемый, г.Якименко. Означает ли ваша позиция, что Патриарх выдал движению "Наши" карт-бланш на работу в интернете от имени РПЦ? И не кажется ли Вам, что подобные действия могут привести к тому, что отношение интернет-аудитории к религии в целом и к православию в частности, станет скорее более негативным? (не стоит забывать, что в большинстве своем движение "Наши" воспринимается как политически ангажированное Кремлем).

Уважаемый Алексей! Патриарх никому не выдает никаких карт-бланшей, тем более на работу «от имени РПЦ». Я просто высказал свои мысли. Я считаю, что любой православный человек может и обязан отстаивать Православие везде, где это необходимо и поэтому не обязательно обо всем советоваться лично с Патриархом. К Православию и религии отношение не станет более негативным (после того, что писал Лебедев, любому члену движения «Наши» уже очень трудно написать что-либо хуже даже нарочно). И «Интернет-аудитория» вмещает в себя очень разных людей, а не только тех, кто занимается матерным словоблудием во всех блогах одновременно. Кроме того, в Православном корпусе движения состоят люди, имеющие специальное богословское и теологическое образование, воцерковленные, поэтому разумный человек будет судить о религии по их мнениям, а не принадлежности к какому либо движению. Нужно спорить с человеком, а не со значком у него на груди. Кроме того, не стоит воспринимать поддержку инициатив действующей власти (в Вашей терминологии «ангажированность Кремлем») как поддержку Антихриста (тем более, что «в большинстве своем» термин весьма относительный, особенно если считать «большинством» бездоказательных трепачей из Интернета, у которых вообще вызывает раздражение все положительное, здоровое и динамичное). Власть эта за последние годы добилась серьезных успехов на внутри- и внешнеполитическом фронте, что вовсе не означает, что она не ошибалась. А если уж выбирать, то лучше быть «ангажированными Кремлем», чем Каспаровым и фашиствующей шпаной Лимонова.

Ольга Москва 
Может ли интернет-миссионерство стать альтернативой классическому миссионерству?

Уважаемая Ольга. Для начала нужно «договориться о терминах», то есть дать определение «классическому миссионерству» и понять, что имеется в виду – проповедь на улице среди людей, плохо знакомых с христианством, проповедь среди язычников и аборигенов, проповедь среди инославных и т.д. Но что бы ни имелось с виду, альтернативой Интернет-миссионерство стать не может. Общаясь с человеком, лучше знать его по имени смотреть в глаза, а не в юзерпик, подписанный кличкой. Тем более, что в Интернете обитает всего лишь несколько миллионов жителей больших городов, а в России около 140 миллионов человек. Просто работа в Интернете станет еще одной формой православной работы с самыми разными людьми.

Ирина Белгородская область
Какая, на ваш взгляд, роль может быть возложена на православную женщину в контексте современного миссионерскоо служения?

Уважаемая Ирина. Если мы вспомним, что проповедовала даже Богоматерь, не говоря уже о Марии Магдалине, св. Нине и многих других женщинах, то женщина должна занимать в этой проповеди самую активную роль. К сожалению сегодня все активные миссионеры мужчины. И это при том, что очень часто женщины веруют глубже и искреннее многих мужчин (не случайно в России в монастырях больше монахинь, нежели монахов). Поэтому мне кажется, что женщин надо привлекать к этой работе максимально активно.

Алексей г.Москва
Уважаемый, Борис Григорьевич! А откуда и каким образом будет совершаться подбор кандидатов на осуществление такой деятельности? На конкурсной основе? Или может быть будут организованы специальные курсы именно для интернет-миссионеров? Ведь подготовки преподавателей ОПК, которая уже ведется, очевидно, недостаточно для того, чтобы стать специалистом в этой области

Уважаемый Алексей. Для начала любой желающий может заявить о себе, о своем желании работать в этом сегменте. После чего необходимо дать ему возможность поработать некоторое время в Интернете и посмотреть, что получается, а что нет. Необходимо, разумеется, создавать специальные курсы и тренинги, где под руководством опытных людей (блоггеров, пользователей) учить людей работе в Интернете, одновременно восполняя пробелы в фактических и теоретических знаниях.

Лапада Сергей Иванович г. Санкт-Петербург
Полностью согласен с Вашей статьей, Борис Григорьевич. Однако мне кажется, что интернет-среда (и в особенности молодежная интернет-среда) не созрела для здоровой дискуссии о православии и не сможет адекватно воспринимать просветительскую деятельность. Отчасти это обусловлено "несерьезным" отношением пользователя к своему виртуальному эго и зачастую даже самые адекватные в "реале" люди позволяют себе детские выходки в сети, где главной целью вступления в диалог является самоутверждение. Многие социологические институты вообще не считают результаты, полученные через Интернет, репрезентативными. Если мы говорим об общении между пользователями, то насколько эффективна может быть просветительская деятельность в Интернет без качественной смены отношения к самой сети со стороны общества и большей ее приближенности к реальному, мирскому?

Уважаемый Сергей Иванович! Вы очень правильно ставите вопрос и я с Вами совершенно согласен, что Интернет сегодня зачастую становится не средством адекватного общения и, тем более, познания нового, а большим забором, на котором можно безнаказанно писать все, что угодно. Хорошо известно, что есть целые стада вечно «несогласных» со всем положительным, которые кочуют из блога в блог, из форума в форум и просто поливают грязью все подряд, совершенно не желая вступать в разумный диалог. Однако вместе с ними есть и множество адекватных и серьезных людей (в тех же блогах, в Одноклассниках и Контакте), готовых слушать разумные аргументы, спорить, доказывать. Поэтому убежден, что такая просветительская работа нужна, так же как и нужны эффективные технологии православной миссионерской работы в Интернете с учетом всех тех особенностей, о которых говорилось выше. Кроме того, чем больше адекватных, образованных людей будет появляться в Интернете, чем чаще они будут навязывать свои правила игры и дискуссии (а я уже видел в некоторых православных блогах, как несколько человек, ведя разумный диалог с фактами и цифрами, выставляют на позорище болтуна и маргинала, не опускаясь до его уровня, а бесконечно припирая к стенке аргументами), тем больше будет появляться пространств, свободных от самоутверждающейся неконструктивной публики. И конечным итогом должно стать выведение человека из Интернета на свет Божий и работа с ним уже в обычном, невиртуальном пространстве. Интернет-миссионерство – это приглашение к человеческому диалогу.

Валерий, Москва
В чем смысл христианского спасения? Можно ли спастись на «халяву»?

Уважаемый Валерий. «На халяву» в переводе на церковный язык означает «яко тать в нощи» или «прелазить инуде». То есть придти не как все, а другим путем, обманув всех и Бога. Открою Вам, что из бесед с врачами «скорой помощи» я с удивлением обнаружил, что каждую Пасху на «скорую» являются те самые желающие спастись на халяву и просят их как-нибудь безболезненно прикончить в пасхальную ночь, т.к. человек, умерший на Пасху, попадает в рай. Но можно обмануть себя или врачей, но не Бога. Смысл же христианского спасения состоит в вере в Иисуса Христа как Спасителя, в следовании его заповедям и стремлении сохранить свою бессмертную душу неповрежденной и назапятнанной человеческими недостатками и пороками с тем, чтобы после смерти быть вместе с Богом. Ведь рай и ад это не благоуханные сады и раскаленные сковородки. Там нет ни того, ни другого. Просто в одном случае человек живет вместе с Богом, а в другом – совсем один и без Бога. А это страшно. Ведь очень часто человек, расставшись с любимым или любимой, испытывает такие душевные муки, что готов принять любую физическую боль, лишь бы не страдала душа. И наоборот – пребывание с любимым заглушает любую физическую боль. Так насколько лучше пребывание (вечное) с источником любви – Богом. И насколько страшна богооставлнность.

Вероника Селиванова, Московская область
Как предполагается привлекать внимание интернет-молодежи к вопросам веры, если все доступные способы испробованы и, по-вашему мнению, не имеют должных результатов?

Уважаемая Вероника. Испробованы отнюдь не все способы – ведь сколько людей, столько и способов. То, что способно убедить одного, другого лишь рассмешит или вообще восстановит против. Кроме того, способ – это инструмент. А инструмент в умелых и неумелых руках - это разный инструмент. Поэтому необходимы прежде всего люди, готовые проповедовать. Особенно в Интернете, поскольку для работы в виртуальном пространстве нужны совсем другие инструменты. А вооружить их инструментом и научить пользоваться – это уже вопрос технологий, которые отчасти есть, а отчасти надо создавать.

Андрей Петров. г. Курск
В Интернет пользователь имеет возможность предельно фильтровать получаемую информацию, более того, каналы ее получения четко сегментированы. В данном контексте нежелательная информация, скорее всего, будет воспринята как ненужная и неинтересная. Грубо говоря, люди ограничиваются аргументами вроде "Мне не нравится, а попы – жирные", не столько потому, что это их жизненная позиция (возможно у них ее вообще нет по данному вопросу), сколько потому, что любая другая позиция им не интересна или не развлекает их. Ведь большинство идет в Интернет все же за развлечением. Не считаете ли Вы, что религиозный диалог в Интернет не только не востребован, а скорее вызовет отрицательную реакцию. В данном случае гораздо актуальнее были бы интеллектуальные, интересные личности, которые бы основывали сообщества и собирали вокруг себя людей, но не под знаменем веры. Религиозность таких людей, скорее должна носить латентный характер и проявляться лишь частично в их Интернет активности (публикациях в блогах, например). Это позволит одновременно подать молодежи яркие примеры "успешного верующего" (а не "жирного попа"), и в то же время создать своего рода переход от "показушного атеизма" к состоянию терпимости, при котором уже гораздо более реально вышеупомянутое Интернет-миссионерство.

Уважаемый Андрей! Согласен с Вами. При этом считаю, что религиозный диалог все-таки востребован. Другое дело, что нужно уметь преподносить религиозные истины. Есть люди, стоящие на позиции «мне не нравится, потому что не нравится» и с ними дискуссия практически невозможна. Однако есть и многие другие, которых и должны собирать «интеллектуальные личности» сначала вокруг того, что интересует людей, а затем постепенно уже объяснять им то, что необходимо объяснить о Православии.

Игорь, Московская область
Кто и как будет отслеживать профессионализм миссионеров?

Уважаемый Игорь. Необходимо подготовить экспертную группу, хорошо подготовленную богословски и хорошо знающую Интернет. Оценивать, на мой взгляд, просто – по количеству людей, собирающихся вокруг миссионера в Интернете и, главное, по количеству людей, которые затем придут к нему на личную встречу. Еще раз повторю – главная задача – заинтересовать человеку, вытащить его из Интернета на личную миссионерскую встречу и в конечном итоге человека привести в храм, к настоящему, а не виртуальному Православию.

Cветлана г.Нижний Новгород
Уважаемый Борис Григорьевич, каким образом интернет-миссионеры собираются "вытаскивать запутавшихся из всемирной паутины на свет Божий и передавать их тем, кто поведет их в храмы", если учесть, что люди интернета (особенно там "запутавшиеся") в принципе тратят большую часть своего времени на интернет и не собираются расставаться с такой жизнью. Другими словами, как по-вашему, в принципе возможно решить во многом не относящуюся лишь к миссионерству проблему увлеченности интернетом (а не секрет, что таких людей все больше) через сам интернет?

Уважаемая Светлана. Люди не собираются расставаться с Интернетом потому, что ничего другого кроме Интернета они в своей жизни не видели. Нужно показать и доказать им, что жизнь и Интернете – не настоящая. И люди там не настоящие. И задача Интернет-миссионера именно в том, чтобы убедить человека перейти от встреч в Интернете к встречам в реале, чтобы увидеть настоящие церкви и настоящую православную жизнь. Тем более, что многие сидят в Интернете именно потому, что бегут от жизни, боясь ее. То есть они нуждаются в помощи.

4elove4niy Московская область
Интернет-миссионеры будут работать группами или по одиночке?

Уважаемый … И так и так. Думаю, что группами будет лучше.

Александр г.Новосибирск
Не секрет, что большинство действительно активных интернет - пользователей, на которых предложенная работа может быть направлена, воспринимают любую поднятую на их поле тему несерьезно, как повод "отжечь в каментах". Достаточно вспомнить, как была воспринята блоггерами война в Осетии - в этой сфере все становится лишь темой для разговора. Более адекватная часть пользователей чаще идет в интернет на определенные ресурсы, в определенные темы. Многие из них считают ниже своего достоинства участие в жарких, пусть и актуальных обсуждениях. Каким образом Вы собираетесь строить отношения с перечисленными группами пользователей?

Уважаемый Александр. Стучаться надо, даже если закрыто наглухо. «Вот стою у двери и стучу, кто мне откроет – к тому войду и буду вечерять с ним». Так Бог говорит в Апокалипсисе. Кто то обязательно откроет. Кроме того, те опыты миссионерства, которые я уже наблюдал в Интернете, имеют важную особенность – если упорно прижимать болтуна к стенке аргументами и фактами, то он либо заткнется, либо начнет вести себя иначе, то есть попытается спорить, тоже привлекая какие-либо аргументы. Ключ к успеху – навязывание своих правил: вежливого, аргументированного, убедительного разговора без обычных для интеренет-формата мата и околесицы. Ведь многие, кто читают материалы, не комментируют, то есть реальных участников дискуссии гораздо больше. Поэтому нужно упорно бить в одно место, говорить, убеждать, заставлять переходить на другой формат и стиль общения. И даже если несколько человек задумаются – уже успех.

Фролова.О.А г.Москва
Уважаемый Борис Григорьевич, является ли предложенная вами инициатива сейчас поддержанной Церковью? Если да, то в каких рамках и на каких началах. К примеру, будут ли привлечены к такой работе студенты, профильное образование которых - миссионерство?

Уважаемая О.А.Фролова. Официальной бумаги от Церкви, разумеется, нет, да она сейчас и не нужна. Думаю, что миссионерская работа в Интернете полезна по определению. Рано или поздно мы, надеюсь, получим официальное одобрение, но для начала у нас должны быть убедительные результаты. Студентов-миссионеров необходимо привлекать к такой работе, мало того, они сами должны предлагать себя. Но, к сожалению, опыт показывает, что очень многие студенты миссионерских факультетов лишь праздно проводят время в стенах ВУЗов.

Петр Герасимов Москва
Здравствуйте! Очень своевременная и актуальная статья. Думаю, что живой интерес верующих, которые пользуются интернетом, возрос (а многие остаются на связи, но не там, где надо). Вижу необходимость создать рассылки с приглашениями к участию. Возможно, это многих заинтересует? Что Вы думаете по этому поводу?

Уважаемый Петр. Согласен с Вами полностью. Но приглашать нужно куда-то. Поэтому необходимо выработать формат, методы, провести встречу вне Интернета, а затем начать работу.

Леша, Московская область
Только ли молодежь предполагается как объект внимания миссионеров?

Уважаемый Алексей. Разумеется, нет. Просто молодежи больше всего в Интернете. И она более восприимчива к новому.

Batrled Москва
Борис Григорьевич, а стоит ли так серьезно воспринимать "кампании Лебедева и иже с ним"? Разве необходимо бороться с ними, пытаясь доказывать что-то кому-то? На меня "аргументы", которые приводит Лебедев, не производят никакого впечатления, потому что преподносятся человеком изначально атеистически настроенным с целью популяризации блога... Получается, что это не миссионерство в общепринятом значении, а защита церковного влияния, интересов церкви, ее деятельности в отношении потенциального "электората"... а слова в блоге, как бы красиво они не были написаны, не способны заставить человека верить, веровать, начинать уделять внимание духовной стороне жизни..

Уважаемый…. Слова в блоге – такие же слова, как и в повседневной жизни. И так же способны убеждать и вести в нужном направлении. Другое дело, что во время беседы лучше смотреть в глаза. И труднее уйти. Это правда. Хорошо, что на Вас аргументы Лебедева не производят впечатления, но есть другие, кто получает поддержку собственным заблуждениям. Это раз. И два – множество откликов (чаще всего одних и тех же людей, а иногда одних и тех же под разными кличками) создают впечатление, что «несогласных» реально много. Поэтому проходить мимо не стоит. Другое дело, что не надо лезть в эту грязь, к самому Лебедеву и пачкаться об него – нужно рядом создавать сообщество по обсуждению и тянуть туда людей, приглашать к серьезному разговору. Всегда ведь есть те, кто ничего не знает, а кричит за компанию. А что касается «потенциального электората Церкви», то человека приглашают в Церковь не для борьбы и не для того, чтобы получить с него деньги (вы можете за всю жизнь не оставить в Церкви ни копейки и никто Вас не заставит это сделать), а для того, чтобы помочь ему спасти свою душу. Чтобы приобщить его (заодно) к огромному пласту духовной культуры. Церковь не спасает всех – она спасает каждого. И чем выше будет влияние Церкви – тем больше шансов на то, что у нас будут другие люди. Как говорил покойный Патриарх Алексий: «чем больше будем строить храмов, тем меньше будем строить тюрем». И это правда.

Дарья, Московская область
Живое общение необходимо, какие действия предусмотрены на этот счет, учитывая ожидаемый масштаб деятельности?

Уважаемая Дарья. Главная задача Интернет-миссионера в том и состоит, чтобы вытащить человека из Интернета на личную встречу. Пообщаться, познакомить с опытными, интересными людьми, священниками и т.д. Поэтому если человека удастся заинтересовать в Интернете, дальше должны быть места, где регулярно проходят встречи, куда и приглашать тех, кому интересно. А дальше работать с каждым.

Oksik84 Курская область
Добрый день, Борис. Идея с интернет-миссионерами мне кажется весьма сомнительной. Здесь сложно будет сохранить чистые намерения в глазах пользователей интернета, многим может показаться это агитацией. Как мне кажется, такой индивидуальный вопрос, как вера, религия, должны оставаться за приделами интернета и сми. Потому что ничто так не отстраняет человека, как то, что ему навязывают. Если человек действительно ищет помощи в лице церковнослужителей, то он сам придёт в храм и попросит совета. Но понять, что именно в храме будет его спасение, должен он сам.

Уважаемый … «Сам» человек никогда ничего не понимает. Либо это божественное откровение, либо слова другого человека. И если нам кажется, что мы не должны ни в чем кого-то убеждать (он сам до всего дойдет), то это значит, что в эту самую минуту его начинает убеждать кто-то другой. За человека, его душу, нужно бороться. Кроме того, «навязывать» и «убедительно говорить», «убеждать» - это разные вещи. И «пользователи» Интернета слишком разные, чтобы объединять их в одно целое. Есть шпана, для которой Интернет – это аналог любимого забора, на котором они бесконечно пишут одно и то же слово из трех букв и никак не остановятся. А есть люди ищущие, занимающиеся делом, готовые слушать и слышать. И за пределами Интернета и СМИ оставлять религию нельзя. Ведь Интернет и СМИ – это средство современного общения, современный язык. И его необходимо знать. Всюду, где есть люди, туда должен идти миссионер. Кроме того, очень многим придти в храм мешает незнание, стеснение («да как я туда пойду, я там не знаю, как и шагу ступить»), заблуждения («там тебя заставят от всего отказаться, лбом стучать все дни, рубище будешь носить и т.д.»), ничем не оправданное «чувство протеста» (все ходят, а я не буду). С этими людьми нужно общаться, осторожно счищать эту шелуху. Ведь в конечном итоге речь идет о человеке. И когда прорастет брошенное семя – никто не знает. В миссионерстве вообще не бывает мгновенного результата.

Света, Москва
Куда смогут обращаться люди заинтересовавшиеся и готовые выйти на миссионерское поприще в сети интернет? Кто будет организовывать и координировать их работу?

Уважаемая Светлана. Для начала можно обращаться ко мне. Будем создавать группы и готовить их. Координаторы есть. Затем, очевидно, понадобится сайт и место для регулярных встреч и обсуждений.

Федор, Брянск
Борис Григорьевич, мне не совсем ясно, какую конечную цель вы бы поставили перед интернет-миссионерами: привести молодежь, обитающую в виртуальной сети, к Богу или в целом повысить авторитет Церкви? Какие методы, кроме предложенной вами защиты Церкви, вы могли бы предложить, учитывая различную специфику этих целей?

Уважаемый Федор. Задача – привести человека к Богу и Церкви, показать, что Православие – современная, актуальная религия, способная дать ответы на все вопросы и осмыслить жизнь человека. Авторитет Церкви специально поднимать не нужно – он и так достаточно высок. Задача – спасти конкретного человека, показать ему путь в Небо.

Наталья, Воронеж
Уважаемый Борис Григорьевич, если существующие православные сайты не приносят должных результатов, то какие ресурсы интернета должны послужить площадкой для эффективной миссионерской работы? Что в таком случае вообще понимать под эффектом - количество пришедших в храм людей или количество информповодов, касающихся жизни Церкви, положительно освещенных в Сети?

Уважаемая Наталья. Нужно создавать собственные ресурсы, форумы и блоги, где вести адекватный разговор. Нужно внедряться в любые сообщества и там говорить с людьми, невзирая ни на какие предрассудки. О Церкви (особенно вначале) можно не говорить вообще. Это потом. Речь о людях, которые нуждаются в помощи. Эффект – если хотя бы один человек вышел из Интернет-подполья на свет Божий и согласился жить иначе. Стремиться к численному успеху неправильно. Тем более, что слова, сказанные сегодня и отвергнутые, могут сработать через год или два. Главное – постоянно работать. Стучать. И тогда отверзется.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Местное население, конечно, может быть недовольно теми, кто к ним приехал и ведет себя из рук вон плохо, вне закона. В этих случаях требование может быть только одно: чтобы власть применила власть. То есть, власть должна своевременно все предвидеть и предотвращать. Непредвиденной бывает только смерть, все остальное можно и нужно предвидеть, просчитывать

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".