Ответственность за катастрофу в Норильске должен нести Потанин и только Потанин. А чтобы у него не было соблазна уйти от ответственности необходимо собственность Потанина изъять в залог

Как ЦИК может опираться в своей практической деятельности по организации выборов на нормы избирательного права, которые впрямую противоречат Основному закону страны?

Хватит кошмарить ЕГЭ

17.03.2009 23:13


С этого года ЕГЭ становится единственной формой государственной итоговой аттестации в школе и вступительных испытаний в вузах. Теперь его результаты одновременно учитываются и в школьном аттестате, и при поступлении в вузы. На всей территории страны, от Курил до Краснодара, на экзаменах будут использоваться однотипные задания и единая шкала оценки.

Полемика вокруг Единого государственного экзамена не утихает с момента его введения в 2001 году. Защитники ЕГЭ приводят множество доводов в пользу экзамена, главные из которых - это возможность избежать коррупции и оценить знания ученика наиболее объективно. Кроме того, по последним данным, обнародованных Минобрнауки, введение в России единого госэкзамена (ЕГЭ) позволит семьям абитуриентов сэкономить порядка 100 млн. долларов в год на репетиторах, что более чем актуально в период кризиса. Так директор Департамента госполитики в образовании Игорь Реморенко пояснил, что раньше репетиторы были необходимы при поступлении, поскольку знали, какие билеты могут попасться абитуриенту на вступительных экзаменах, и соответствующим образом готовили детей. ЕГЭ же — универсальный экзамен, и многие репетиторы уходят с рынка образования.

Противники нововведения считают, что уровень коррупции при ЕГЭ не снижается, а лишь переносится из вузов в школы, а сам экзамен проверяет знания учеников, но не их способность рассуждать и мыслить. (Особенно много досталось от оппонентов ЕГЭ такому предмету как литература, но вот мнение эксперта: «ЕГЭ по литературе рассчитан не столько на знание фактов (хотя и это важно), сколько на понимание, осмысление художественного произведения, выявление авторского замысла», - декан филологического факультета Тюменского государственного университета, заведующая кафедрой русской литературы, профессор, доктор филологических наук Елена Эртнер).

Введение ЕГЭ идет непросто. Как любое новшество - оно не везде идет гладко и требует времени для понимания, Но уже сегодня очевиден несомненный плюс от введения ЕГЭ. Именно «ЕГЭ, несмотря на все свои недостатки, впервые выявил все изъяны структуры образования» — заявил Андрей Фурсенко на прошедшем на днях в Москве заседании, посвящённом проблемам отрасли в период кризиса.

Насколько реальны пессимистичные прогнозы? Так ли страшен ЕГЭ для абитуриентов и вузов? Об этом корреспондент REGIONS.RU попросил рассказать ректора Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова, доктора политических наук Владимира Дмитриевича Нечаева:

В этом году поступление в вуз для всех выпускников школ стало возможно только в форме сдачи ЕГЭ. До 1 марта 2009 года выпускники должны были определиться с перечнем ЕГЭ, которые они намерены сдать, а вузы – с перечнем ЕГЭ, которые они намерены "принять". И все же, как часто бывает в нашей стране, для многих введение ЕГЭ стало неожиданностью и многие люди относятся к этому нововведению как к личной и чуть ли ни национальной катастрофе. Известно, что многие ректора вузов высказываются против ЕГЭ, так как оно не позволяет "справедливо" оценить абитуриента. В этой связи первый вопрос: Вы, как ректор крупного московского государственного вуза, как оцениваете введение ЕГЭ?

Я отношусь к ЕГЭ как к попытке властей хотя бы как-то переломить тот негативный тренд в системе образования, который наметился в стране, начиная с 1990-х годов и который угрожает ее национальной безопасности. Я имею в виду катастрофическое падение качества образования. Дело в том, что в 1990-е годы социалистическая система образования (и общего, и профессионального) была брошена в море капиталистической действительности. Как только был брошен лозунг: "Все на продажу!", в системе образования стала развиваться коррупция. Оказалось, что за деньги часто можно купить и медаль в школе, и поступление в вуз, как на бюджетное место, так и на вполне легальных основаниях на коммерческое.

Бастионы поддержки качества, которые были в советской системе, достаточно быстро в этих условиях рухнули, и мы стали страной всеобщего обмана: вузы часто делали вид, что качество подготовки абитуриента их устраивает, если абитуриент готов был платить. Потом мы ахнули: "Ах! В стране падает качество образования!. А чего мы ожидали в этих условиях: что вузы, которых государство в 1990-х и начале 2000-х весьма скромно финансировало, будут погибать, но не воспользуются возможностью принять "платежеспособного" абитуриента, закрыв глаза на качество его подготовки в школе. Или мы ожидали, что нищий учитель не соблазнится возможностью "помочь" выпускнику в получении медали. Конечно, нельзя всех здесь обвинять, но тенденция такая проявилась, и общество прекрасно знает о ней.

Так может просто нужно лучше финансировать вузы и закрыть прием на платные места?

Здесь не все так просто. Разложить систему легко, вернуть ее в чувство затем достаточно сложно. Кроме того, развитие платного образования – это мировая тенденция. Важно, как и в других сферах, придать рынку цивилизованные формы. Первый ша, самый важный, это начать реально смотреть на вещи и сказать правду самим себе о качестве нашего образования. Причем не только в национальном масштабе (а здесь следует признаться, что наше образование и школьное, и профессиональное уже давно далеко не самое лучшее в мире, как мы привыкли считать). Важно оценить каждого выпускника школы, абитуриента, студента по некой единой шкале. И введение ЕГЭ – это попытка сделать это.

Знаете, когда в прошлом году был скандал в связи с тем, что 30% наших выпускников завалили русский и математику в форме ЕГЭ, мне было жаль конкретных ребят, но для системы образования это был полезный "холодный душ", потому что это правда. Действительно примерно столько выпускников школ действительно не знают ни русский язык, не математику. И здесь обществу нужно для себя решить: закрыть глаза на этот "медицинский", как сказал бы Остап Бендер, факт или принять его, а дальше думать, как менять нашу систему образования так, чтобы процент этот в реальности стремился к нулю.

Да, но к методике ЕГЭ очень много претензий. Ведь задания тестовые, вряд ли они позволяют оценить реальные способности абитуриента?

Как и всякая методика, ЕГЭ не свободен от недостатков. И критика здесь часто очень справедливая. Но критикуя ЕГЭ, мы должны сравнивать его с реальными альтернативами. Можем ли мы сказать, что классическая форма, когда абитуриент тянет билет с двумя вопросами, лучше позволяет измерить его способности. По моему, это не очевидно. Традиционные формы сдачи экзамена, в т.ч. сочинение страдают очень высоким уровнем субъективности и в этом уступают ЕГЭ. Так, что идеальных форм измерения способности нет. Предпочтительность формы зависит от тех, конкретных задач, которые в данный период времени решают общество и его система образования. Если сейчас задача состоит в том, чтобы трезво оценить себя, сравнить всех выпускников между собой по единой шкале, обеспечить равенство шансов при поступлении в вуз, то ЕГЭ предпочтительнее.

Кроме того, надо понимать, что часто за критикой ЕГЭ стоят вполне конкретные интересы. Вузы теряют существенно степень своей свободы при формировании контингента студентов. От этого страдают, как это ни странно, самые сильные и самые слабые вузы. Первые опасаются, что будут вынуждены принять далеко не самых талантливых студентов, вторые, что им не дадут принять всех, кто напишет к ним заявление о приеме. Однако проблемы первых как-то снимаются. Они могут сами установить нижний уровень порога успешности для прохождения ЕГЭ, а кроме того им дано право провести дополнительные испытания. Важно, чтобы слабые вузы не получили своего.

Вообще ЕГЭ хорош хотя бы тем, что он позволяет сравнивать по единой шкале не только отдельных выпускников, но и вузы, создавая поле общенациональной конкуренции за качественно подготовленных абитуриентов, а также школы с точки зрения качества подготовки их выпускников. Резюме простое: ЕГЭ несовершенен, но никто не мешает совершенствовать его методику в будущем. В нынешней ситуации от введения ЕГЭ больше плюсов, чем минусов.

Как, на Ваш взгляд, может быть усовершенствована система ЕГЭ?

Во-первых, нужно думать о качестве тестовых материалов. К сожалению, как у нас часто бывает в России, тесты попадаются весьма сырые и непроработанные. Многие комичные примеры часто приводятся и по телевидению, и в выступлениях руководства страны. Поэтому, видимо, должна быть усовершенствована процедура разработки, апробации и внедрения тестов. Это первый и наиболее очевидный шаг.

Во-вторых, наверно нужно думать о совершенствовании методики путем дополнения чисто тестовых заданий заданиями, позволяющими оценить логику, ход рассуждений, мышление выпускника. Это очень трудная задача, но, я думаю, решаемая.

В-третьих, я бы дал право повторной сдачи ЕГЭ в том же году без всякого ущемления в правах. Везде могут быть ошибки. Даже пробы на допинг дважды проверяются. Не будет ничего плохого в том, чтобы дать человеку еще один шанс, хотя следует отметить, что традиционная система такого шанса (по крайней мере, в советское время) не давала.

В-четвертых, должно быть осуществлено повышение квалификации учителей старших классов. Учителя должны уметь осуществлять подготовку выпускника к ЕГЭ, в том числе психологическую и правовую. Мы, кстати, в своем вузе это успешно делаем.

Что бы Вы могли пожелать выпускникам школ, которые в этом году будут сдавать ЕГЭ?

Трех вещей: удачи, настойчивости и веры в себя.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Если у нас будет разрушена экономика, то пенсионный возраст придется вообще отменять, потому что платить будет нечем. Если у нас сегодня 6,5 миллионов безработных, а по данным фонда «Сколково» 12 млн, то платить в социальные фонды скоро будут совсем немногие. Поэтому надеяться на то, что пенсионный возраст вернут обратно просто нет оснований, поскольку экономику правительство разрушает умышленно и скорее всего навсегда. Ничего они пересматривать не будут: они разрушали не для того, чтобы потом ...

ЧМ-2018

Бортников: "Органы Федеральной службы безопасности предприняли все необходимые меры для выявления и пресечения попыток использования беспилотных летательных аппаратов террористами в ходе проводившегося в России чемпионата мира по футболу".

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

Авиатранспорт: безопасность полетов, терроризм, инциденты

Заявление WADA речь идет о политических дивидендах, о каких-то заказных «разборках». Во главе этого стоят и политики, и разного рода миллиардеры, использующие большой спорт в погоне за новой прибылью, рекламой. От здорового, полезного, от идеи спорта ради мира, в олимпизме ничего не осталось. А ведь все, что делалось здесь раньше, начиная с Древней Греции, служило тому, чтобы остановить конфликты, войны, чтобы направить энергию тех или иных противоборствующих сторон в мирное, состязательное спо ...

Ефремов – человек достаточно оппозиционный, и его творчество было не по душе властям. Но при этом столь же очевидно, что никто Ефремова наручниками к рулю не приковывал и водку в него не заливал. Произошла трагедия, погиб человек, и вместо того, чтобы попытаться как-то сгладить ситуацию, выбрать путь покаяния, что-то компенсировать, защита ответчика выбрала весьма сомнительную стратегию. Адвокат попытался сделать изо всей этой истории максимальный хайп для себя, и это бумерангом ударило ...

Туристическая группа под руководством Игоря Дятлова погибла на перевале на Северном Урале зимой 1959 года при не выясненных до сих пор обстоятельствах. С тех пор выдвигались различные версии причин трагедии: от научных до фантастических, но ни одна из них не объясняла произошедшее. Перевал, где погибла группа, теперь называется перевалом Дятлова.

На 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент Украины Петр Порошенко по ошибке открыл дверь кабинета, где находилась российская делегация во главе с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым.

Появление такой инициативы Минтранса – это просто прикрытие для того, чтобы вводить платные дороги везде, где только можно. Минтранс в данном случае просто обнаглел, он хочет возложить на водителей всю обязанность по содержанию дорог. Тогда возникает вопрос: а зачем мы налоги платим? Только чтобы чиновников содержать? Налоги должны идти на общие нужды граждан страны, в том числе на дороги, на их ремонт и содержание

Александр Пушкин явно не сдал бы Единый государственный экзамен. Альберт Эйнштейн в школе считался, мягко говоря, не самым способным учеником по физико-математическим наукам, а Дмитрий Менделеев был одним из последних в своем классе. Но все это не помешало этим людям стать мировыми гениями. ЕГЭ предполагает формальный подход к знанию, и многим творческим людям он совершенно не годится. Не говоря уже о том, что далеко не все выпускники школ собираются сразу поступать в высшие учебные заведения

Исследования ученых показывают, что из-за недофинансирования медицины в стране национальная экономика ежегодно теряет порядка 12% ВВП, т.е. около 12 трлн рублей. И это обусловлено тем, что люди среднего возраста вынуждены часто обращаться за медицинской помощью, потому что они не имеют профилактической и прочей поддержки тогда, когда это необходимо. На это накладывается фактор интенсивного труда, исключающего возможность тратить время на собственное здоровье. В итоге, до пенсии многие просто ...

У нас нет сейчас ни лесников, ни рыбнадзора, нет охраны воздуха. Все уничтожили: лесничества оказались не нужны, гидрометеорологии, гидрологи не нужны. А в результате мы и тонем, и горим постоянно, тут и там техногенные катастрофы возникают с распространением отравляющих веществ, потому что нет никакого контроля ни за водой, ни за воздухом, ни за лесами, ни за морями – ни за чем. То Сибирь горела, теперь весь Юг горит, и конца этому не видно. А вместо решения мы наблюдаем только бездействие ...

Необходимо наладить системную работу, сориентированную на долгосрочный период, чтобы участок за участком анализировалась ситуация в местах предполагаемого, возможного затопления, и принимались конкретные меры. А если этого не будет, тогда будет каждый раз повторяться одно и то же: сегодня в Иркутской области, завтра в Амурской области, послезавтра еще где-нибудь, и т.д. Понятно, что налаживание такой работы – это довольно непростая задача, и стоит это больших денег. Но на ликвидацию последс ...

По данным зарубежных социологов примерно за половину всех преступлений, даже в развитых странах, отвечает так называемая массовая культура. В частности, публичное насилие в учебных заведениях характерно для Соединенных Штатов, и увы, для России, хотя Америку в этом мы, слава богу, не догнали. И гораздо меньше такого насилия в социальных государствах Европы и в Канаде. Одна из главных причин негативных сценариев – это крайне жесткая конкурентная среда в жизни и на телевидении

О том, как работает власть, население должно узнавать, ощущая это на своей жизни, через состояние качества и уровня жизни. А сегодня людям по телевизору рассказывают о том, как хорошо они живут, в то время как в холодильнике у них пусто, мест в детских садах нет, и т.д. Но подконтрольные власти СМИ уверяют, что проблема с нехваткой детских садов давно решена, и вообще везде все у нас хорошо. Понятно, что говорить о чем-либо гораздо проще и дешевле, чем делать...

Если мы в нашей стране начнем сажать людей за то, что они являются алкоголиками или наркоманами, у нас одна половина журналистов окажется хроническими алкоголиками, а вторая половина – хроническими наркоманами. Сегодня кто-то выходит на митинг в поддержку необоснованно задержанного или невинно осужденного, а завтра самых активных его участников объявляют наркоманами и отправляют за решетку! Ну а сотрудникам полиции города Москвы остается только рекомендовать организовать внутренний чемпионат ...