Чем дальше религия от государства, тем сплоченней общество (мнение парламентариев)
27.03.2009 17:57

Как заявил ранее министр культуры Таджикистана Мирзошохрух Асрори, представляя 5 марта законопроект в нижней палате парламента, "причиной принятия нового закона стали появившиеся в последнее время в обществе религиозный радикализм, нигилизм и некоторые чуждые для нашего народа течения в исламе".
Закон предусматривает ограничения на регистрацию малочисленных общин верующих, разрешает государственную цензуру религиозной литературы на предмет экстремизма и вводит ряд других условий - например, запрет молиться в больницах и тюрьмах без разрешения администрации. Ранее Таджикистан, а вслед за ним Киргизия ввели запрет на ношение учащимися мусульманских головных уборов - хиджабов.
Как известно, Общественная палата недавно приступила к разработке комплексной программы по развитию в России толерантности и призывает ориентироваться при этом на западный опыт, когда в школах пропагандируют однополые браки, а приехавшие из Азии сикхи могут приходить в школу даже с кинжалами, нагоняя страх на цивилизованных людей.
Не стоит ли России взять на вооружение отдельные положения таджикского закона? Не кажется ли Вам, что четкое отделение Церкви от государства, в частности, запрет ношения школьниками подчеркивающей религиозную и этническую принадлежность атрибутики могли бы способствовать построению взаимоуважительного и дружественного отношения между народами? С такими вопросами корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратился к представителям верхней и нижней палат российского парламента.
Парламентарии поддержали принятый в Таджикистане закон о религии. По их мнению, госрегулирование в этой сфере не может нарушить ничьих прав, если оно направлено на благо общества. Политики рекомендуют России подумать о принятии аналогичного закона.
"Документ соответствует реалиям времени, когда экстремизм зачастую переходит в терроризм", - заявил сенатор. "Думаю, и России следует повнимательней присмотреться к нему. Наша страна по горло сыта терроризмом, возросшем, в том числе, на почве ваххабизма и других радикальных мусульманских течений", - добавил парламентарий, заметив, что этот закон, на его взгляд, "абсолютно не ущемляет права граждан".
Высказав свое уважительное отношение к религии в целом, политик в то же время отметил, что он всегда являлся активным сторонником отделения "религии от государства и школы от Церкви". "Я не приветствую вторжение Церкви в образовательную систему. В многонациональной стране такого быть не должно", - заключил Валерий Кадохов.
"Этот закон отвечает современным тенденциям развития многонационального общества. Он принят и в интересах Таджикистана, как государства, и в интересах самого таджикского народа", - заявил сенатор.
По мнению парламентария, России тоже "следует вводить некоторые элементы регулирования общественного развития, в частности, запретить стремление к яркой демонстрации религиозной принадлежности". "Экстремизм должен убиваться в зародыше, а явная и навязчивая демонстрация элементов веры или нации – это тоже своего рода экстремизм", - подчеркнул Леонид Белов, призвав не обращать внимания на критику США, а также "не попадаться на удочку распространения опыта западной толерантности".
"Рахмон молодец, он знает, что делает!", - заявил сенатор. При этом он заметил, что таджикский президент ему "давно нравится и своими делами, и прекрасным отношением к России".
На взгляд парламентария, "России следует внимательно проштудировать этот закон и, может быть, воплотить в жизнь некоторые его позиции". "Всем должно быть понятно, что в многонациональной стране выставлять напоказ свою религиозную принадлежность просто опасно, это может грозить социальным взрывом. Добрые и дружественные отношения между народами не стоятся на "бряцанье" своими верами", - заключил Владимир Гусев.
"Таджикистан переживает сейчас непростое время, поэтому страна нуждается в таком законе", - заявил сенатор.
Парламентарий затруднился ответить на вопрос, стоит ли России взять на вооружение отдельные положения этого закона. "Единственное, что я могу сказать, я всегда был категорическим противником того, когда та или иная конфессия берет на себя светские функции. В многонациональной стране, где по Конституции Церковь отделена от государства, такого быть не должно", - заключил Хусейн Чеченов.

"Ситуация в Таджикистане сейчас сложная, а близость Пакистана и Афганистана, где ваххабистские центры все увеличивают свою активность, делает ее особенно напряженной", - заявил сенатор. "С точки зрения национальной безопасности, такой документ стране необходим", - добавил он.
Что же касается России, то, на взгляд парламентария, "четкое разделение на светскую и духовную сферы у нас уже прописано в Конституции". Тем не менее, полагает политик, "религиозным организациям и конфессиям постоянно следует напоминать о том, что они действуют на светской территории". "Конфессиям не стоит призывать людей демонстрировать свою религиозную принадлежность. Для отправления религиозных нужд существуют церкви, мечети, синагоги, буддистские храмы, куда можно и даже следует приходить в определенного рода одеждах", - заключил Василий Лихачев.
"Я полностью поддерживаю данный закон и считаю, что Россия могла бы принять аналогичный, в частности, ввести ограничения на регистрацию малых общин, а также цензуру религиозной литературы на предмет экстремизма, поскольку это позволит государству уберечь народ от всякого рода сект", - заявил депутат.
Парламентарий убежден, чтобы сегодня между народами выстроились дружественные отношения, Церковь должна быть отделена от государства, поскольку "нельзя добиться взаимоуважения между народами за счет яркого демонстрирования религиозной или этнической атрибутики в общественных местах". "Я против всякого разделения школьников по каким-либо признакам: религиозным, национальным и так далее. Школа – это место, где получают знания, усваивают общечеловеческие ценности, а всякое разделение рано или поздно приводит к столкновениям. Поэтому, безусловно, должно быть четкое отделение Церкви от государства", - заключил Виктор Шудегов.
"России не мешало бы последовать примеру Таджикистана и взять на вооружение отдельные нормы их закона", - заявил депутат.
По мнению парламентария, "демонстрация любых религиозных проявлений в общественных местах, в том числе и в государственных школах, должна быть под запретом". "Исключения могут быть только для учащихся и педагогов религиозных школ, а также для представителей религиозных учреждений, поскольку, на мой взгляд, только в стенах таких заведений стоит разрешить носить атрибутику, характеризующую национальную и этническую принадлежность", - подчеркнул он.
"Отделение Церкви от государства будет способствовать взаимоуважению между народами. Ведь если каждый будет ходить в своем тюрбане или халате, то это ни к чему хорошему не приведет. Более того, со стороны это смотрится глупо", - подытожил Гаджимет Сафаралиев.

"Нет лучшего варианта, чем отделение Церкви от государства, причем, для обоих этих институтов", - заявил депутат. "Конечно, - продолжил он, - вряд ли Россия в целом может позаимствовать опыт законодательного регулирования религиозных отношений в Таджикистане, однако государство должно заботиться о том, чтобы все верования именно гуманистической направленности чувствовали себя в стране не "как дома", а просто дома".
По мнению парламентария, "задача государства на сегодняшний день заключается в том, чтобы отделить нормальные гуманистические религиозные верования от экстремизма". "Вопросы религиозной веры – это всегда тонкие вопросы. Но я уверен, что среди нормальных больших религий нет плохих, а есть только хорошие, хотя любую религию, если довести ее до абсурда, можно превратить в экстремизм", - заключил Олег Смолин.
"Тема межнациональных и межрелигиозных отношений - это актуальная тема для России, поскольку в данном вопросе появляется слишком много злоупотреблений, в частности, со стороны сектантских групп, поэтому наша страна вполне могла бы взять на заметку некоторые положения таджикского закона", - заявил депутат.
Парламентарий убежден, что Церковь и государство должны быть отделены друг от друга. "В нашей многонациональной стране Церковь не может быть госинститутом, иначе это каждый раз будет провоцировать межрелигиозные и межнациональные стычки", - пояснил политик. "Единственное, что может сделать государство для Церкви – это оказывать финансовую поддержку, например, на восстановление храмов", - заключил Юрий Медведев.
"Я поддерживаю этот закон и считаю, что экстремизм или любое другое "изобретение" подобного характера должно пресекаться", - заявил депутат.
Парламентарий считает, что Россия могла бы взять на вооружение отдельные положения данного документа, поскольку "если дано право на свободу слова, то это вовсе не значит, что можно забыть о своих обязанностях". "Тем, кто хочет навязать свою волю, государство должно "перебить" руки, поскольку истинно верующий человек вовсе необязательно будет носить на себе религиозную атрибутику, понимая, что не одежда красит человека, а он ее", - подчеркнул политик.
"В России нельзя допускать межрелигиозного и межнационального противостояния. По Конституции, в нашей стране Церковь отделена от государства, этому и нужно следовать", - подытожил Ахмар Завгаев.