Священнослужители о взорванном памятнике Ленину
02.04.2009 17:46

День юмора начался в Петербурге с нешуточного происшествия. Неизвестные заложили взрывное устройство на памятнике Ленину на площади у Финляндского вокзала. Оно сработало около четырех утра. По предварительным данным, безоболочное СВУ мощностью порядка 400 граммов в тротиловом эквиваленте было заложено между ногами статуи. Взрывом был раскурочен плащ вождя большевиков — в нем образовалась дыра размером порядка 80 сантиметров на метр. Фигуру посекли осколки бронзы, от взрывной волны пострадали плафоны наружного освещения.
Игумен Сергий (Рыбко), известный православный миссионер, сказал корреспонденту Regions.ru по этому поводу: «Я только надеюсь, что, может, найдутся ещё нормальные русские люди, которые смогут сделать что-то подобное. А что господин Зюганов обидится, так это не страшно. У толерантности есть границы. Ленина пора выбрасывать. Я благословляю людей, которые это сделали».
«Как бы вы прокомментировали питерское происшествие и позицию отца Сергия?» - с таким вопросом корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Священник Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при университете им. Герцена в г. Санкт-Петербурге, считает, что с Лениным действительно пора прощаться.
«До сих пор функционирующий мавзолей Ленина и огромное количество памятников, названий городов и улиц, - это, конечно, анахронизм. Должен быть на государственном уровне поставлен вопрос о декоммунизации и деленинизации нашей страны. И чем раньше он будет поставлен, чем раньше будет работать по этому поводу хорошая, авторитетная государственная комиссия, тем меньше будет поводов для такого рода вандализма, который имеет место быть», - сказал он.
«Но именно вандализмом стоит назвать произошедшее - стоит только представить себе, к примеру, что было бы, если бы рядом находились люди. Такие методы недопустимы, даже когда сама реальность провоцирует людей к таким действиям», - подчеркнул батюшка.
«Отец Сергий прав в том смысле, что если существующие безобразия, о которых я уже сказал, не убирать, то дойдет до попыток взорвать и мавзолей. А это никому не нужно, тем более христианам. Давайте начнем решать этот вопрос и не будем делать вид, что у нас в этом отношении все в порядке, потому что это не так. Чем больше проходит времени, тем более вопиющими становятся дикие и абсурдные несоответствия вроде Санкт-Петербурга в качестве столицы Ленинградской области", - сказал он.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что Ленин - самая зловещая фигура нашей национальной истории.
«Дело в том, что фигура Ленина, вернее, его злодеяния, у нас пока остаются в тени. Хотя документы, свидетельствующие о беспощадной жестокости вождя к нашим соотечественникам, опубликованы. Например, передо мной текст телеграммы из полного собрания сочинений Ленина 9 августа 1918 года, где он требует "провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев. Сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города". Понятно, что кулаки - это крестьяне, а попы - мы с отцом Сергием. Неправильно, что сегодня ещё стоят памятники, что улицы носят его имя», - сказал он.
«Я могу только призывать, чтобы правда о делах Ленина, которые, на мой взгляд, можно назвать злодеяниями, была бы донесена до сознания наших сограждан, потому что всегда нужно, чтобы люди понимали, что и почему происходит. Тогда сами исчезнут и памятники и названия с площадей и карт. К таким резким мерам можно относиться по-разному, но надо понимать, что важнее привлечь внимание к проблеме, чтобы у всех возникло правильное понимание, почему мы должны бороться с возвеличением самой зловещей, на мой взгляд, фигуры нашей национальной истории", - сказал он.

Известный православный публицист диакон Андрей Кураев подчеркнул, что нельзя одной рукой бороться с мировым терроризмом, а другой охранять памятники террористам-большевикам.
«По-человечески позиция отца Сергия мне понятна. Но разумом я понимаю, что не надо разворачивать войну памятников, когда один будет за памятники Николаю II, другой - за памятники Ленину. Нужно помнить евангельские слова о том, что каким судом мерите, таким и вам отмерится», - сказал он.
«Другой вопрос, что количество памятников Ленину весьма сомнительной художественной ценности преизбыточно и вообще эти памятники большевизму хорошо бы свезти куда-нибудь в заповедник - это действительно важно. Но гораздо важнее борьбы с памятниками топонимика России, - чтобы наши города, улицы и площади не носили имена палачей и преступников. Нельзя одной рукой бороться с терроризмом, глобальным терроризмом, а другой ставить памятники не менее страшному терроризму, каким был красный террор 100 лет назад», - заключил отец Андрей.

Ахмед-хаджи Тагаев, первый заместитель председателя ДУМ Дагестана, уверен, что взрыв – недопустимая мера борьбы с чем бы то ни было.
«Взрыв памятника Ленину в Петербурге - чистой воды экстремистская вылазка, от кого бы это действие ни исходило. Подойдет время, люди поймут и аккуратно уберут то, что не нравится кому-то» - сказал он. «Шариат вообще не одобряет памятников, объемных фигур. Но нельзя давать повод к расколу общества – а споры по поводу взрыва на Финляндском вокзале стравили множество людей. Это тоже не одобряется исламом. Нужно искать другие пути решения спорных вопросов. Если народ потребует сноса этих памятников, - я уверен, руководство обязательно примет нужное решение. А взрывы до добра не доведут", - заключил муфтий.
Первый заместитель председателя, управляющий делами Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Константин Владимирович Бендас считает, что деяния, подобные взрыва памятника Ленину, греховны, а призывы к повторению подобных действий - не что иное, как призыв к беззаконию и греху. «Наследие Ленина несладкое. Все конфессии, все священнослужители горя сполна хлебнули за семьдесят лет воинствующего атеизма. Но как бы мы ни относились к Владимиру Ильичу Ленину и его наследию, действия, связанные с нарушением общественного порядка и возможной угрозой для жизни и здоровья людей, - и тех, что могли оказаться поблизости, и тех, кто закладывал устройство, потому что это иной раз взрывчатка взрывается и в руках, - греховны. Установка взрывного устройства может рассматриваться как покушение на убийство, а с христианской точки зрения - и самоубийство. И призывы к повторению подобных действий - ни что иное, как призыв к беззаконию, призыв ко греху», - сказал он.
«Сегодня эти памятники не причиняют вреда никому. Идеология уже рухнула, и, надеюсь, мы никогда к ней не вернемся. Постепенно эти памятники разрушаются, переносятся в отдаленные парки, музеи - это естественный процесс, и мы должны позволить ему развиваться естественно, без насилия и взрывов", - сказал он.