Надо ли перекрашивать культуру? – парламентарии о Штирлице, молодежи и обществе потребления
07.05.2009 17:40

Напомним, телеканал "Россия" к майским праздникам начал показ новой, раскрашенной версии изначально черно-белого фильма "Семнадцать мгновений весны". Мода на раскрашивание фильмов пришла из Америки, где существует специальная компания по колоризации голливудских фильмов. Между тем и там отношение к этому неоднозначно. Так, шедевры голливудской кинематографии не подвергаются раскрашиванию. Эта участь ждет только семейные драмы, вестерны и комедии. Кстати, увидев цветную версию "Мальтийского сокола", режиссер фильма Джон Хьюстон заявил: "Это как если бы я продал в рабство своего ребенка". Мартин Скорсезе сравнил колоризацию с порчей картины Рембрандта, а Вуди Аллен назвал ее "смехотворным, но преступным явлением". Сын актера Хэмфри Богарта Стивен с издевкой заявлял: "Давайте тогда приделаем руки Венере Милосской!".
В России "усовершенствование" легендарного фильма Татьяны Лиозновой тоже вызвало неоднозначную реакцию. Многие сочли такую трансформацию фильма если не кощунством, то ничем не оправданной примитивизацией телешедевра 70-х.
В тоже время авторы проекта считают, что переделка фильма делает его доступнее для молодого поколения. Как заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" руководитель проекта, первый заместитель генерального директора телеканала "Россия" Александр Любимов, современный мир избаловал молодежь, поэтому смотреть черно-белую ленту им "кажется невозможным или слишком далеким и малоинтересным, чтобы следить за развитием драмы героев".
Во все времена передача культурных стандартов последующим поколениям была сопряжена с обучением, причем далеко не всегда легким. Не секрет, что в 90-е годы Россия получила в довесок к демократическим ценностям современную западную поп-культуру, которая смещает акцент с культурных и духовных ценностей в сторону идеологии потребления. Адаптация произведений культуры к потребностям рынка становится в последнее время неотъемлемой частью этого процесса.
Как вы относитесь к тому, что шедевр Лиозновой раскрасили? Не получается ли так, что мы сами отучаем молодежь прилагать усилия к восприятию культуры? С такими вопросами REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратились к представителям верхней и нижней палат парламента.
См. также "Священнослужители о размалеванном Штирлице".
***
В фильмах должна отражаться эпоха, убежден председатель Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, представитель в СФ от администрации Липецкой области Анатолий Лысков.
"Советские фильмы о войне лучше смотреть в черно-белом варианте. Это подчеркивает документальность событий", - заявил сенатор. Между тем парламентарий заметил, что "если бы съемки шли сегодня, то тогда против цвета никто бы и не выступал".
По предположению Лыскова, решение раскрасить фильм могло появиться в связи с тем, что "наверное, это достаточно дорогой проект, поэтому кто-то хотел на нем заработать".
Политик выразил несогласие с мнением автора проекта Александра Любимова, который заявил, что раскраска сериала привлечет к ленте внимание молодого поколения. "Любое поколение должно уметь мыслить исторически, а историческое мышление прививается за счет максимального приближения к подлинности событий", - подчеркнул Анатолий Лысков.
Отрицательно отнесся к появлению раскрашенной версии фильма "Семнадцать мгновений весны" первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, представитель в СФ от администрации Ивановской области Владимир Гусев.
"Фильм Лиозновой с цветом многое потерял", - заявил сенатор. "Шедевры переделывать нельзя!", - воскликнул политик.
По словам парламентария, во время нынешнего просмотра он все время задает себе вопрос "зачем это было сделано" и не находит на него ответа. "Утверждение Любимова о том, что цвет привлечет к этой кинокартине молодежь, – опасно. Мы уже и так сделали все, чтобы отучить ее думать. Уже выросло целое поколение потребления, а мы вместо того, чтобы заставить молодых людей шевелить мозгами, продолжаем ей все разжевывать. Так можно дойти и до переписывания произведений Пушкина, Толстого, Достоевского. Мол, они молодежи не понятны, может быть для лучшего восприятия подбавить туда мата?", - возмущенно заключил Владимир Гусев.
Неудачным экспериментом назвал выпуск цветной версии фильма "Семнадцать мгновений весны" заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в СФ от Народного собрания республики Ингушетия Василий Лихачев.
"Цвет закрыл содержание картины, и гармония, которая существовала в этом шедевре, ушла", - заявил сенатор.
По мнению парламентария, черно-белый вариант этого фильма "был важен с точки зрения политической оценки того периода". "Думаю, что Лиознова не просто как остановилась именно на этой гамме. Скорее всего, под черным цветом подразумевался фашизм, нацизм, зло, которое обрушилось на мир, а белый цвет олицетворял победу советского народа в Великой Отечественной войне, победу всего прогрессивного человечества, победу добра над злом", - подчеркнул Лихачев.
Политик также обратил внимание на то, что "простое раскрашивание не подвигнет представителей "поколения пепси" на оценку тех трагических событий и не заставит их ни о чем задуматься". "Здесь нужна пропаганда на государственном уровне", - заключил Василий Лихачев.
Не одобрил выпуск цветной версии фильма "Семнадцать мгновений весны" заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике, представитель в СФ от Курганской областной думы Сергей Лисовский.
"Мне такой вариант не понравился", - заявил сенатор.
Парламентарий не исключил, что на раскраску этого произведения пошли в связи с тем, что "не хватает творческого потенциала для создания чего-то подобного".
Политик в принципе согласился с автором проекта Александром Любимовым, заявившим, что цветная картина привлечет внимание молодежи. "Это может сработать чисто психологически – модную историю перевели в цвет, поэтому ее надо посмотреть. Но будет ли от этого толк? Проснется ли в молодежи интерес к изучению духовного наследия? Вряд ли. Скорее всего, такими действиями мы отучаем молодое поколение думать", - подчеркнул Лисовский.
Сенатор также обратил внимание и на материальный аспект этого эксперимента. "Уверен, что бюджет раскраски в несколько раз превышает бюджет самого фильма. Так может быть эти деньги стоило потратить на что-то более стоящее, например, снять современный, достойный фильм о войне", - заключил Сергей Лисовский.
С энтузиазмом воспринял появление раскрашенной версии фильма "Семнадцать мгновений весны" первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, представитель в СФ от администрации Курганской области Олег Пантелеев.
"Концепция фильма не нарушена, его идею никто не трогал, но в цвете кино смотрится интересней и воспринимается лучше, поскольку, как известно, с красками мозг получает больше информации", - заявил сенатор.
Заметив, что ему приятней "жить цветной жизнью, а не черно-белой", парламентарий поддержал и колоризацию фильма "В бой идут одни старики". "Я с удовольствием посмотрел бы в цвете и "Молодую гвардию", и другие картины", - заверил Пантелеев, посоветовав тем, кому не нравятся раскрашенные варианты, "просто с помощью пульта убирать цветность на телевизоре".
"Когда снимали легендарную киноэпопею "Семнадцать мгновений весны", телевизоры у всех были черно-белые, поэтому необходимости в цветной съемке не было. Сейчас время другое, глаз привык к цвету, да и молодежи надо помочь с восприятием тех страшных событий. Ведь старшие всегда старались сориентировать младших", - заключил Олег Пантелеев.
Ничего плохого не видит в колоризации черно-белого фильма "Семнадцать мгновений весны" вице-спикер Госдумы, заместитель председателя фракции "Единая Россия" Любовь Слиска.
"Я не думаю, что от этого фильм стал хуже. Он великолепен и в черно-белом, и цветном варианте", - заявила депутат. "В этом фильме, - продолжила она, - представлены прекрасная игра актеров и мастерство постановщика, поэтому через сколько бы лет его не повторили, у него всегда будут поклонники".
Парламентарий убеждена, что на сегодняшний день нет необходимости в том, чтобы поднимать вокруг трансформации "Семнадцати мгновений весны" дискуссию, поскольку "главное – это не цвет, а его содержание".
"Я помню, когда фильм впервые вышел на телеэкраны. Город, в котором я жила, просто "вымирал" во время его показа. Фильмов, подобных "Семнадцати мгновениям весны" мы давно уже не видели, и не знаю, скоро ли вообще увидим", - подытожила Любовь Слиска.
Неодобрительно отнесся к колоризации черно-белого фильма "Семнадцать мгновений весны" член Комитета Госдумы по бюджету и налогам, представитель фракции "Единая Россия" Ахмар Завгаев.
"Такой телешедевр, как "Семнадцать мгновений весны", надо было оставить в изначальном варианте", - заявил депутат. "Подобного рода трансформация - это издевательство над историей", - добавил он.
По мнению парламентария, раскрашенная версия фильма "отучает современную молодежь воспринимать исторические и культурные ценности страны, что в последствии может привести к росту числа представителей так называемого "поколения Next". "Не нужно извращать историю постоянными попытками что-то переделать или перекрасить", - подчеркнул политик.
"Семнадцать мгновений весны" - это история, это культура, которые никогда не должны подвергаться ревизии", - подытожил Ахмар Завгаев.
Одобрил проделанный над черно-белой версией фильма "Семнадцать мгновений весны" цветовой эксперимент заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, член фракции "Справедливая Россия" Виктор Шудегов.
"Я считаю, что авторами идеи проведена очень большая и удачная работа, поскольку им удалось сохранить самое главное – идею фильма", - заявил депутат. "Мне понравилась новая версия фильма. Эксперимент удался", - добавил он.
Парламентарий отметил, что "не стоит зацикливаться на цвете картины", поскольку "черно-белую версию никто не отменял". "Те, кто не захочет смотреть фильм в новой трансформации, могут смотреть его в начальной", - подчеркнул политик.
"Мир должен быть красочным. Более того, колоризация "Семнадцати мгновений весны" делает это фильм доступнее для понимания молодежью. Ведь культуру интереснее воспринимать в цвете", - заключил Виктор Шудегов.
Скептически отнесся к колоризации черно-белого фильма "Семнадцать мгновений весны" заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, член фракции КПРФ Олег Смолин.
"Сама идея колоризации фильма мне кажется сомнительной, поскольку нельзя войти в одну и ту же реку дважды", - заявил депутат. "Невозможно превзойти то, что один раз уже было сделано гениально", - подчеркнул он.
По мнению парламентария, "такой эксперимент может пагубно отразиться на восприятии культуры современной молодежью". "Классика должна оставаться классикой", - подытожил Олег Смолин.
Колоризация "Семнадцати мгновений весны" поможет сделать современную молодежь более восприимчивой к культуре, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по труду и социальной политике, член фракции "Единая Россия" Екатерина Лахова.
"Цветная версия фильма будет способствовать тому, что молодежь станет активней тянуться к изучению культуры и духовного наследия", - заявила депутат. "Современное поколение восприимчивей к цветным краскам, нежели к черно-белым", - заметила она.
При этом парламентарий отметила, что у нее самой "даже не возникает желания смотреть" раскрашенную версию "Семнадцати мгновений весны". "Однако, - заключила Екатерина Лахова, - цветная версия фильма будет больше интересна молодежи, поскольку вряд ли она станет смотреть черно-белую".