
МИД РФ назвал решение японского парламента по Южным Курилам неуместным и неприемлемым. "Хорошо известно, что южные Курильские острова перешли к Советскому Союзу, а затем к России на законных основаниях по итогам Второй мировой войны. Соответственно, ни о каком "возвращении" этих территорий речи не шло, не идет и идти не может", – подчеркивается в заявлении российского внешнеполитического ведомства.
Председатель Совета Федерации Сергей Миронов также заявил, что "курильской территориальной проблемы не существует". "Суверенитет России над этими территориями безусловен. Есть вопрос о делимитации и демаркации российско-японской границы. И есть проблема заключения полномасштабного мирного договора между двумя странами, чему препятствуют территориальные претензии Японии к России", – отметил спикер.
По его мнению, "демарш японских парламентариев, однопартийцев премьера Таро Ассо, - не что иное, как попытка эскалации этих территориальных претензий". "Попытка тем более неуместная в преддверии июльского саммита G8, в ходе которого запланирована встреча Таро Ассо и президента России Дмитрия Медведева", - подчеркнул Сергей Миронов.
REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратились к представителям верхней и нижней палат парламента с просьбой прокомментировать решение японских депутатов.
Парламентарии единодушно отвергли претензии Японии на Курильские острова. По их мнению, выступление депутатов японского парламента сделано в расчете на выборы и не должно приниматься всерьез.

"Япония не имеет на Курильские острова ни морального, ни исторического права", - заявил сенатор. "На каком основании Курилы объявляются исконно японскими территориями, когда четыре острова отошли к нашей стране по итогам Второй мировой войны на законных основаниях, причем с согласия мирового сообщества?!", - возмущенно произнес парламентарий.
Политик не исключил, что такое решение японских депутатов – "это их предвыборный ход". "Очень жаль, что во время предвыборной борьбы забываются важные вещи, такие как, например, вопрос будущих российско-японских отношений. Видимо, кому-то не нравится сотрудничество между нашими странами", - заключил Михаил Николаев.

"В стране восходящего солнца в период обострения политической обстановки накануне парламентских выборов четыре острова Курильской гряды становятся разменной картой", - заявил сенатор.
По словам парламентария, "Россия уже не раз выражала готовность к проведению переговоров по этим "спорным" территориям, но исходя из того, что острова принадлежат нашей стране, и что впереди должны идти экономические вопросы".
Сенатор считает маловероятным появление в ближайшее время в России "ответственного государственного политика, который стал бы предлагать отторгнуть Курилы от нашей территории". "Такое вряд ли возможно", - заключил Виктор Озеров.

"Такие демарши никакого значения ни для кого не имеют, поэтому реагировать на них не стоит", - заявил сенатор в интервью REGIONS.RU/"Новости Федерации". "Этот закон – пустой звук. С таким же успехом они могут принять закон о том, что Москва – это тоже часть Японии", - подчеркнул парламентарий.
Политик напомнил о существовании официальных документов, доказывающих, что "Южно-Курильские острова по итогам Великой Отечественной войны отошли к Советскому Союзу, а затем и к его преемнице – России". "Курилы – это наша территория, и вопрос о территориальной целостности России подтвержден Конституцией", - отметил сенатор.
"Интересно, а если мы не согласимся на их условия, они нам что войну объявят?", - задался вопросом Амир Галлямов.

"Такими действиями японские депутаты торпедируют достигнутые ранее договоренности по островам", - заявил сенатор.
Назвав российское право на четыре острова Курильской гряды бесспорным, парламентарий напомнил, что Москва несколько раз предлагала Японии начать переговоры о передаче двух островов. "Первый раз это было еще в конце 50-х годов прошлого столетия, однако японская сторона все время отказывалась, требуя все четыре", - отметил Лихачев.
Кроме того, он напомнил и о другом нашем предложении, в частности, о совместном освоении этой части Южно-Курильского архипелага. По словам политика, "это предложение, которое звучит, наверное, последние лет пять, в письменном виде было передано японскому премьеру, находится у него, но ответа нет".
Появление данного закона сенатор связывает с приближающимися парламентскими выборами. "Депутатам нужны политические очки, поэтому и рождаются такого рода спекуляции. Хотя официальная Москва лица не раз подчеркивали, что подобные вопросы надо решать за столом переговоров, а не кулуарно", - заключил Василий Лихачев.

"Очень приятно осознавать, что японские депутаты - представители такой великой страны - поголовно оказались весельчаками", - заявил сенатор, отметив попутно, что появление такого закона его "очень повеселило". "Своим решением они опровергли устоявшееся мнение, что японцы – серьезные, хладнокровные, зажатые, неюморные люди. Оказалось совсем наоборот. Я рад за их веселый нрав, но не более того", - отметил парламентарий.
"С тем же успехом они могут вынести решение и о принадлежности себе еще какой-нибудь части Земли", - заключил Михаил Капура.

"Принятие такого рода документа было продиктовано внутренними политическими мотивами, поэтому практического результата не будет", - заявил депутат. "Подобные решения только лишь усложняют общую политическую атмосферу", - добавил он.
По словам парламентария, "можно принять еще сто подобных законов, однако ничего из этого не выйдет". "С таким же успехом Япония могла бы присоединить к себе Австралию или еще что-нибудь", - заметил он.
"Такие вещи не делаются в одностороннем порядке, особенно когда рядом находится уважаемое и, самое главное, соседское государство Россия. Депутаты через принятие данного закона просто пытались решить свои внутренние проблемы, поскольку среди избирателей очень многие считают Курилы японскими островами", - заключил Андрей Климов.
"Желание Японии заполучить Курилы всем давно известно, следовательно, данный закон – это внутреннее политическое решение, которое не будет иметь никаких последствий", - заявил депутат. "Это то же самое как если, например, российский парламент принял бы закон о том, что Аляска снова принадлежит нашей стране", - пояснил политик.
"Закон о принадлежности Курил Японии – это провокационная позиция, которая не вносит никаких конструктивных моментов во взаимоотношения между нашими странами", - заключил Валерий Богомолов.
"Решение японских депутатов - это недружественный шаг, который усложняет наши соседские отношения", - заявил депутат.
Парламентарий подчеркнул, что "право России на эту территорию подтверждено международными соглашениями".
"Японский парламент поторопился принять этот закон. Я не думаю, что мы, депутаты, просто так согласимся отдать эти четыре острова Южно-Курильской гряды, даже если исполнительная власть России будет предлагать те или иные решения вопросов, связанных с передачей данной территории Японии", - заключил Юрий Медведев.
"Принятое японскими депутатами решение – это провокация", - заявил депутат. "Более того, - продолжил он, - это попытка пересмотреть итоги Второй мировой войны".
По словам парламентария, "четыре острова Южно-Курильской гряды, на которые претендует Япония, по итогам Второй мировой войны отошли к СССР, а затем соответственно и к России". "Если же пересматривать итоги войны, то можно далеко зайти: сегодня Япония требует Курилы, а завтра Финляндия будет претендовать на часть Ленинградской области. Так вопросы не решаются, тем более что из этого ничего не выйдет", - отметил Харитонов.
Политик считает, что "последствиями принятого закона может стать охлаждение отношений между Россией и Японией, которые только начали согреваться". "Любой спор за земли и территории, как правило, заканчивается войной. Очень бы не хотелось в современном мире и при современном вооружении говорить на языке ракет и руин", - заключил Николай Харитонов.

"Основатель кибернетики Норберт Винер в свое время сказал, что даже человека можно передать по телеграфным проводам, просто трудности, которые встретятся на этом пути, превосходят возможности, - точно так же и решение японских депутатов является абсолютно бессмысленным шагом", - заявил депутат. "Однако, - продолжил он, - каждый имеет право на самореализацию".
Парламентарий отметил, что "тема Курильских островов – это реально существующая проблема, которая осложняет отношения России и Японии". "Данную проблему нельзя решить в одностороннем порядке, но возможно путем проявления доброй воли и идя навстречу друг другу".
"Если у японских депутатов была задача зафиксировать позицию японской стороны, то она и так известна всему миру. Поэтому в этом плане принятый ими закон ничего нового к этой позиции не добавляет. Более того, он не является эффективным шагом в разрешении вопроса Курильских островов, а также не способствует двустороннему решению этой проблемы", - подытожил Андрей Макаров.