Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Есть ли альтернатива светскому государству? - мнения священнослужителей

17.06.2009 17:36


Св. император Константин
Светская гуманистическая модель устройства общества исчерпала себя, секулярное мировоззрение «не дает народу жизненную силу, не способно мотивировать людей в экстремальной ситуации, не способно научить людей самоотказу, самопожертвованию», — заявил глава синодального Отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин на конференции в Москве, посвященной теме отношений религии и государства.

"В мире и у нас, в России, есть общества, которые живут по исламскому закону, который для них является высшим законом. Для православного человека религиозные нормы превыше всего, и он не должен отказываться от исполнения этой нормы даже под угрозой смерти. Для приверженцев иудейского закона этот закон также является самым главным", — отметил Всеволод Чаплин. В то же время, продолжил он, лишь "для меньшинства населения планеты самое важное — это приоритеты земной жизни, материального бытия, житейского душевного комфорта и все то, что лежит в основе гуманистических идеологий".

Как считает отец Всеволод, отсюда следует, что нужно отказаться «от попыток унифицировать человечество» на основе светской идеологии, признать и принять многоукладность человеческого общежития и не подгонять его под заданный Западом стандарт. Примечательно, однако, что именно тот же довод – «разные религии и обычаи диктуют разные законы» - приводят и сторонники секуляризма: они говорят, что в условиях такого многообразия нужна религиозно и морально нейтральная среда со своими законами, иначе разница приоритетов приведет к межобщинной розни и хаосу; а такую среду, по их мнению, создает только гуманизм.

«Как вы думаете, есть ли в наше время альтернатива светскому государству?» - с таким вопросом обратился корреспондент Regions.ru к священнослужителям разных конфессий.

Отец Димитрий Лин
Священник Димитрий Лин, сотрудник отдела Московского патриархата по религиозному образованию и катехизации, исполнительный директор Рождественских образовательных чтений, считает, что светскость – не единственно возможная почва для мирного сосуществования.

"Альтернативы светскому государству существуют. Есть Ватикан - государство, которое построено на религиозных принципах, есть и строго религиозные сообщества – несекуляризованные мусульманские государства. Так что построение такого государства возможно, но нужны специфические условия для его создания", - сказал он.

"Конечно, мы видим, что есть две тенденции. С одной стороны, есть некие общие ценности, которые исповедуют большинство людей на планете. Иногда эти ценности называются гуманистическими, или, как говорил Михаил Сергеевич Горбачев, общечеловеческими. Их существование признает и богословие: Господь, Который давал заповеди и Адаму и Ною, дал эти заповеди в их лице всему человечеству. Даже заповеди, которые давались Аврааму, признает большая часть человечества: приверженцев авраамических религий в мире абсолютное большинство. Поэтому общая среда, общая почва для взаимопонимания есть у всех. Этот базис и надо использовать для того, чтобы жить мирно", - добавил священник.

"Но отец Всеволод совершенно прав: модель, которую предлагает, в первую очередь, Америка, а вслед за ней многие европейские страны, нельзя распространить на весь мир. Именно потому, что авторы сами понимают неработоспособность своей модели, появляется так называемая политика двойных стандартов. События в Сербии, события вокруг Украины, - куда ни посмотришь, всюду двойные стандарты в реализации их так называемых гуманистических ценностей. Это обычная политика. Противостояние мировоззрений, несомненно, есть, и унификация, подразумевающая подведение всех под одну гребенку невозможна", - заключил он.


Отец Андрей Кураев
Известный православный публицист протодиакон Андрей Кураев считает, что радикально толерантное общество оборачивается гонениями.

"На Западе построение радикально толерантного общества идет гораздо дольше, чем в России. Мы видим, что на самом деле борьба за всеобщую терпимость оборачивается нетерпимостью. Недавно я вернулся из Швеции, где мой приезд совпал с тем, что епископом Стокгольма, епископом Шведской лютеранской церкви стала женщина-открытая лесбиянка. Именно в Швеции три года тому назад один лютеранский пастор в частной газете, за свои личные деньги, разместил объявление. Оно состояло из одной цитаты, цитаты из апостола Павла - "Не обманывайтесь: мужеложники Царства Божия не наследуют". Этому священнику дали три года тюрьмы. Аналогичные случаи были в США и Великобритании", - сказал он.

«Логика всегда одна и та же: сначала "дайте нам право частных собраний", "давайте будем терпимы", но потом курс на терпимость оборачивается весьма нетерпимой властью. Идеология либерализма этим путем однозначно идет», - добавил он.

«Приведу простой пример. Известная писательница Ирина Ратушинская четыре года провела в советской тюрьме, она исповедник за веру. Причем в тюрьме ей удавалось писать стихи и передавать эти стихи на волю. Когда Рейгана после его второго избрания на президентский срок спросили, какое поздравление вас тронуло больше всего, он сказал, что это было поздравление из советской тюрьмы, из политической женской зоны, от Ирины Ратушинской. Когда затем ее выслали из СССР, перед ней были открыты все двери, ее книги переводились и издавались, ее книга "Серый цвет надежды" стала бестселлером номер один в Англии. Когда она приехала в Великобританию, то руководитель крупнейшего издательского блока, можно сказать «министр печати» США, в беседе с ней сказал, что ее готовы поддержать с условием, что она станет директором хельсинской группы Великобритании. А хельсинские группы отличаются не просто правозащитной деятельностью, а воинственно-разрушительной, разрушающей все традиционные скрепы и устои. Они насаждают ювенальную юстицию, то есть практику доноса детей на родителей, прелести гомосексуальной культуры и прочее. Поэтому поэтесса отказалась, после чего издание ее книг в США было резко заторможено. Примеров такого рода цензуры огромное количество. Любой человек, который пробовал писать в США, знает, что эта страна крайне идеологизирована. Гораздо более идеологизирована, чем современная Россия. Но они заявляют: «У нас никакой идеологии нет, у нас полная свобода высказываний!» - рассказал протодиакон.

"Поэтому надо иметь в виду, что очень разные люди называют себя светскими гуманистами. Одно дело мой коллега по МГУ, профессор Кувакин, председатель Российского гуманистического общества, с которым мы вместе преподаем уже не один десяток лет. Я не сомневаюсь в чистоте его помыслов. Когда он выступает за то, чтобы общество было светским, чтобы религии не навязывали себя, то я понимаю, что это его позиция. Я могу эту позицию уважать и считаю ее во многом достаточно оправданной. Другое дело, когда высокопоставленные чинуши из США трубят о светскости в современной жизни. Для них это одна из форм их собственной имперской политики. Я думаю, что именно против такого рода идеологической оккупации планеты и было направлено выступление отца Всеволода Чаплина. Это не призыв изменить Российскую конституцию в соответствии с канонами Русской Православной Церкви, это форма защиты нашей страны, как и суверенная демократия", - заключил он.


Альбир-хазрат Крганов Муфтий Чувашии, первый заместитель председателя ЦДУМ России Альбир-хазрат Крганов считает, что сегодня искать альтернативу светскому государству преждевременно.

"Нельзя отрицать, что много полезного в этом высказывании Всеволода Чаплина по столь серьезном вопросу. Конечно, религиозные сообщества стараются жить по религиозным убеждениям. Но и конституция гарантирует человеку право на свободу вероисповедания. Россия светское, многоконфессиональное и многонациональное государство, поэтому сегодня искать альтернативу светскому государству преждевременно. Светское государство должно сохраняться, а государство должно продолжать гарантировать людям право свободно реализовывать свои убеждения. Светское государство, несомненно, могло бы расширить форматы общения, в том числе формат законов, учитывающих религиозные убеждения граждан. К этому нужно подходить аккуратно и взвешенно", - сказал он.

"Общество действительно нельзя унифицировать, как невозможно и России пойти по западному пути. У России есть свой путь. Сегодня, насколько это возможно, нужно применять к действительности сложившиеся законы. Кроме того, нужно понять, насколько нынешнее гражданское общество способно принять, к примеру, религиозные законы", - заключил муфтий.

Отец Эдуард Шатов
Священник Эдуард Шатов, директор центра семьи Римско-Католической Архиепархии Божией Матери в Москве, полагает, что самое трудное сегодня - сохранять традиционные ценности и свидетельствовать о Христе, живя в современном обществе.

«Мы живем в светском государстве. Это факт, и мечты о каком-нибудь ином строе – теократическом, например, - его не отменят», - сказал он.

«Призвание Церкви и призвание каждого человека - своей жизнью, своими словами и делами свидетельствовать о христианских ценностях. И такое свидетельство может приводить к конфликту с любым государством. Об этом свидетельствует вся история – и до императора Константина, и после. Выбирая христианство, выбирая прямое свидетельство о Христе, мы должны помнить, что выбираем мученичество», - подчеркнул отец Эдуард.

«В принципе светского государства ничего плохого нет. Но оно не должно превращаться в государство атеистическое, антиклерикальное или антирелигиозное, оно должно всегда поддерживать свободу совести и свободу вероисповедания», - добавил священник.

«Другое дело, что сейчас в душах, в том числе и в России, господствуют релятивизм и синкретизм. Иными словами, все идеи считаются равноценными, разные идеи смешиваются в одну окрошку и непонятно, какие принципы руководят человеком. Религиозность выбирают, как обед из меню ресторана. Поэтому сохранять традиционные ценности и свидетельствовать о Христе, живя в современном обществе, действительно нелегко», - сказал он.

«Принцип светского государства – свобода - сам по себе хорош. Но нужно помнить, что мы должны быть свободны не от чего-то, но для чего-то. Свобода для добра, свобода для Бога, свобода для нравственности. Если такое понимание свободы возобладает, тогда, наверное, светское государство и религии смогут спокойно сосуществовать и находиться друг с другом в диалоге», - заключил католический священник.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...