Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Мигранты и русская культура, - Мнения священнослужителей

01.07.2009 19:27


Министр культуры России Александр Авдеев в Хабаровске на совещании по вопросам толерантности сказал, что миграция разрушает культуру речи. Как пояснил слова министра директор института лингвистики РГГУ Максим Кронгауз, "когда в школьном классе много мигрантов, это неизбежно наложит отпечаток и на речь русских детей".

Александр Авдеев также отметил, что в регионах рядом со многими привычными культурами появляются новые, поэтому важно научиться уважать чужие культуры, которые приходят через миграцию и иностранную рабочую силу, развивать национальную солидарность и толерантность к разным национальным культурам.

Напомним, что в недавних опросах Regions.ru священнослужители и парламентарии подчеркнули, что нужно учить не толерантности и терпимости, а взаимному уважению наций и культур.

Мы в очередной раз видим, что власть пытается призвать население уважать приезжих, ничего не требуя от самих мигрантов. Как нам кажется, уважение со стороны коренного населения возможно лишь в том случае, если сами мигранты будут уважать нашу страну, нашу культуру, обычаи и знать русский язык. Подобный подход является общепринятым в любой уважающей себя цивилизованной стране.

"Возможно ли успешное развитие гражданского общества при отсутствии у мигрантов уважения к культуре принявшей их страны?" – таким вопросом обратился корреспондент Regions.ru к священнослужителям и экспертам.

См. также:
Мигранты не должны презирать язык и нравы приютившей их страны (Мнения парламентариев)

Отец Сергий
Известный православный миссионер игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, считает, что мигранту сейчас даже и при желании трудно получить необходимые для жизни в России познания.

"Взаимодействие цивилизаций неизбежно. В той цивилизационной модели, в которой мы живем, от него никуда не уйти. Запретить миграцию невозможно, а необходимость ее разумно ограничивать все и так понимают. Понятно и то, что государство в первую очередь должно заботиться о своем населении, своих гражданах", - сказал священник.

"Конечно, нужно, чтобы приезжие вели себя с уважением. А для этого нужно, чтобы они нас понимали. Нужны курсы, где бы их знакомили с русским языком, с православием, с русской культурой. А пока что и тем мигрантам, которые хотели бы изучить нашу культуру это не так и просто сделать", - отметил он.

"Добавлю, что культуры не бывает без культа, а значит, без изучения религии, в данном случае православия, они эту культуру так и не узнают. На разговоры о том. что, мол, мусульмане будут обижаться, отвечу, что если бы у меня были бы дети и жил бы я в Самарканде, то я счел бы необходимым, чтобы мои дети прослушали бы курс основ ислама, чтобы они просто адекватно могли существовать в том обществе, в котором они живут. Это не значит, что им придется отречься от православия", - считает он.

"Если мы хотим, чтобы уважение к нашей культуре появилось у приезжих и чтобы мы понимали их лучше, нужно предложить им православные ценности, на которых зиждется наша культура. Люди везут сюда свой труд и они вправе получить здесь какие-то материальные блага, а мы вправе предложить им высочайшие ценности, которые предлагает православие. Пока православие предстает перед мигрантами в виде скинхедов и маргинальных шовинистов, они боятся - так возникают различные нездоровые тенденции. Когда же они узнают само учение православия, все будет по-другому. Диалог цивилизаций будет происходить гораздо более мирно, как это было в Российской империи, где все уважали царя, жили очень мирно и толерантно", - уверен отец Сергий.

"Во взаимодействии языков тоже ничего особенно дурного нет. Это естественный процесс. Даже появление заимствование иноязычных слов и выражений (например, в жаргонах) – это вполне нормально, оно может и обогащать язык. Важно, какое смысловое наполнение и эмоциональную окраску он приобретает. В конце концов, в русском языке давно прижилось множество заимствованных слов – и с Востока, и с Запада", - напомнил он.

Отец Лука
Иеромонах Лука (Степанов), зав. кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С. Есенина, считает, что в настоящей ситуации мигрантам нас не за что уважать.

"Невозможно уважать нацию, руководство которой не уважает собственную культуру. Когда столько лет подряд не удается добиться, чтобы в школах давались элементарные знания о православии, на котором эта культура держится, это нельзя понять иначе как сознательный отказ от собственных корней. Так за что же нас уважать тем, кто за свою культуру держится и активно ее внедряет?" – сказал он.

"Пока Россия не наберется смелости быть собою, все разговоры о толерантности бессмысленны. Никакого отношения к национальному достоинству такая толерантность не имеет. Нужно сначала навести порядок в собственном образовании, вспомнив о богооткровенных истинах, которыми всегда питалась и культура и дух нашего народа. Нужно навести порядок на собственном телевидении, чтобы оно прекратило глумиться над моральными нормами, которые разделяет подавляющее большинство у нас в стране. Вот тогда можно будет требовать уважения от других народов", - резко сказал отец Лука.

"Надо сказать, что многие конкретные руководители не таковы: некоторые из них смело и ясно исповедуют настоящие ценности. В этом отношении хотелось бы подчеркнуть добрый опыт нашей Рязанской губернии, где областное министерство образования и наша епархия подписали документы о сотрудничестве и во многих вопросах действуют сообща. Хотя в чем-то нас и сдерживает общероссийская инертность", - добавил он.

Отец Андрей Постернак
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак подчеркнул, что проблема обучения русскому языку, русским традициям у мигрантов действительно существует.

"Мигранты, безусловно, должны уважительно относиться к той стране, где они находятся. На мой взгляд, это очевидная истина. Понятно, что если приезжие будут вести себя недостойным образом, это вызовет волну недовольства, если гости не ценят обычаев и традиций принимающей страны, то это вызовет негативную реакцию", - сказал он.

"Но мы, русские, сами утрачиваем свои традиции. Я имею в первую очередь традиции духовные, но то же касается и культуры вообще, и русского языка: их не ценят и не берегут. Люди часто говорят плохо, невнятно, убого. Новояз, созданный в интернете, проникает и в устную речь. Размываются нормы языка, меняется словоупотребление, и молодые русские люди часто не знают самых элементарных правил родной речи. Сложно упрекать мигрантов, которые плохо говорят по-русски, когда мы сами свой язык забываем. Если б у нашего народа были крепкие собственные традиции и мы сохраняли бы культуру в ее чистом виде, то многих проблем бы просто не возникало. Иностранцы поддавались бы притяжению высокой культуры", - отметил отец Андрей.

"Вполне очевидно также, что, оказавшись в чужой среде, люди должны учитывать факторы, которые формировали ее традиции. Опять же, если мы сами попадаем в чужую среду, мы же стараемся ее уважать – на Востоке, в Западной Европе. А как у нас приезжие могут понять основы культуры, когда мы их сами позабыли?" – добавил он.

Иеродиакон Иоанн Корниенко, известный православный общественник и миссионер, считает, что нужно обращаться в первую очередь к тем, чей авторитет признают сами мигранты.

"Прежде всего признаем очевидное: этнические русские вымирают. Следовательно, надо искать возможности передать русскую культуру будущему поколению, из кого бы в этническом смысле оно ни состояло", – сказал он.

"Если мы примем такое стратегическое понимание развития, то мы будем соответственно относиться к этим людям. Нам нужно делить людей не на приезжих и местных, а на тех, кто хочет или не хочет глубоко усваивать культуру страны, где они живут. Тех, кто хочет, нужно стратегически продвигать, а они в свою очередь будут нести эту культуру тем, кто не был готов уважать ее прежде. Речь идет о выявлении лидеров, лучших представителей своего народа. Не надо требовать, чтобы они отказывались от своего опыта и культурного наследия, - но нужно добиться, чтобы они учитывали наш опыт и добавляли его к своему. Мудрый человек всегда будет готов воспринять опыт другой нации", - считает отец Иоанн.

"Такая политика принесет плоды не сразу, но через 10-20 лет общество будет освобождено от таких проблем, как национальная нетерпимость", - подчеркнул он.

Борис Якеменко Борис Якеменко, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Российского университета дружбы народов, член комиссии общественной палаты по сохранению культурного и духовного наследия, руководитель православного корпуса движения "Наши" отметил, что те, кто хотят жить в России, обязаны не просто знать язык, традицию и культуру, но знать их досконально.

"По сути дела, мигрант - человек, который живет в твоем доме, причем часто живет, тебя не спросивши. Причем очевидно, что в случае чего ему есть куда пойти, а хозяевам некуда. Поэтому мигранты обязаны придерживаться некоего свода правил, который им необходимо предложить без обсуждения. Люди обязаны понимать, что, попадая в Россию, они вынуждены будут выполнить огромное количество требований. Чтобы рано или поздно оказаться на равных правах с хозяевами, приезжие должны это право заслужить. Они должны приложить множество усилий - работая созидательно на эту страну, стремясь как можно глубже окунуться в ее традиции и обычаи. Они обязаны знать язык, они обязаны знать традицию и культуру. Прежде чем получить права граждан, они должны гражданами стать. Недопустимо требовать от всех относиться одинаково к только что приехавшему мигранту и к человеку, который всю жизнь прожил в этой стране", - сказал он. "Кстати, я всегда выступал за то, чтобы миссионерская работа православных организаций очень плотно велась с гастарбайтерами, именно для того, чтобы они знали исконную культуру страны, в которую они попали. Эта работа не означает воцерковления, она означает знакомство с истоками культуры России", - отметил Борис Якеменко.

"Иначе мы получим Париж, национальные кварталы-гетто, куда будет бояться заходить милиция, и так далее и тому подобное. Когда я был во Франции, нам объясняли, что в некоторые кварталы не стоит заходить никогда, потому что если там что-то с нами случится, концов не найти. Такие кварталы, надо сказать, находятся там в десяти минутах от центра. Причем со всеми вытекающими последствиями - вонью, грязью, бельем, висящим через улицу. В Америке вызывает серьезную озабоченность факт, что более четверти населения живет всю жизнь не зная английского. Это мигранты, которым настолько хорошо живется в своем сообществе, что у них даже не возникает необходимости выучить язык. С другой стороны, есть такие страны, как Япония, где миграции практически не существует, хотя работать там есть где. Потому что бесполезно - всегда ты будешь жить на вторых ролях. Чтобы ты ни делал. Если японки выходят замуж за иностранца, они, как правило, уезжают следом за ним, потому что в Японии он никогда не сможет стать полноценным гражданином. Благодаря этому это одна из самых монолитных стран: 99 процентов населения – японцы. Таким образом, надо понимать, что существует множество технологий, которые позволяют сохранять национальную идентичность и при этом не попадать в рабство к тем, кто вроде бы приехал столоваться и подработать", - сказал Якеменко.

"Нужна очень серьезная разъяснительная работа как с коренным населением, так и с мигрантами. Те, кто предлагает "избавиться от чужаков", должны быть готовы взять в руки метлы, мастерки, лопаты, и выйти на улицы - чистить помойки, подметать улицы, фасовать продукты. А не готовы - не стоит на них и роптать. Эти люди работают за копейки и живут в нищете, - они хотят лишь стабильной зарплаты для восьмерых детей, оставшихся на родине", подчеркнул он.

"Другое дело, когда они начинают вести себя по законам собственной страны, а зачастую и гораздо хуже. У себя на родине кавказец никогда не оскорбит старика, а у нас я сам наблюдал обратное. На нашу старушку можно накричать матом и пихнуть ее, потому что здесь снесут, а там давно уже пробили бы голову. Так что баланс между разъяснительной работой с коренным населением и работой с мигрантами должен быть очень чутко соблюден. Объясняя местному населению, что у мигрантов нет цели угрожать нашему суверенитету, у них нет в мыслях покушаться на государственность, нужно дать возможность мигрантам чувствовать себя спокойно, уверенно. Но они должны вести себя в соответствии с моральными, духовными, нравственными, юридическими законами той страны, в которой они находятся", - заключил Борис Якеменко.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...