Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Священнослужители о чистоте языка

02.07.2009 19:58



Министр культуры России Александр Авдеев в Хабаровске на совещании по вопросам толерантности сказал, что миграция разрушает культуру речи. Как пояснил слова министра директор института лингвистики РГГУ Максим Кронгауз, "когда в школьном классе много мигрантов, это неизбежно наложит отпечаток и на речь русских детей".

Напомним, в сентябре 2008 года протоиерей Всеволод Чаплин выразил свою обеспокоенность падением культуры речи. "Скоро мы превратимся в народ эллочек-людоедок", - заявил он. По мнению отца Всеволода, "язык становится примитивным", и лекарство одно - "правильно говорить везде, и особенно дома, в присутствии детей".

При этом русский язык – одна из важнейших скреп, которые не только не дают распасться огромной и многонациональной России, но и обеспечивают ее присутствие в ближнем зарубежье, где он до сих пор, несмотря на усилия националистически настроенных элит, остается языком межнационального общения.

Напомним, что многие развитые страны заботятся о сохранении и международном распространении национальных языков. Во Франции действуют законы об охране языка, предполагающие, в частности, санкции для СМИ, злоупотребляющих англицизмами, немецкий "Институт Гете" содержит во многих странах мира культурные центры, где действуют курсы немецкого языка, имеющие право выдавать сертификаты о владении им, и т.п.

"Согласны ли вы с утверждением, что культура языка падает? В чем видите причины этого падения? Нуждается ли, по-вашему, русский язык в государственной или общественной поддержке и охране? Какой она должна быть?" -с такими вопросами обратился корреспондент REGIONS.RU к священнослужителям и экспертам.


Отец Максим Козлов
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, считает, что для детей мигрантов нужны специальные школы.

"Культура языка падает. Это настолько очевидно, что для этого не нужно включать телевизор или радиоприемник. Много повидавший на своем веку Кронгауз дал блестящую оценку состоянию языка современного в своей книге "Русский язык на грани нервного срыва", - сказал он.

"Я как отец четверых детей, двое из которых ещё учатся в школе, естественно, не могу не высказать озабоченности тем, что в наших городах, и, в частности, в столице, появляется все больше детей, которые приходят в школу, не владея русским. Вопрос этот очень острый, поскольку именно в школе закладывается будущее нации и, в частности, языка. В итоге их одноклассники слышат вокруг себя ломаную русскую речь, а учителя вынуждены говорить примитивным языком, чтобы оставаться понятными", - отметил священник.

"Я думаю, что единственный выход здесь - повысить требования к владению русским языком у поступающих в русские школы. А для тех, кто к школьному возрасту русского как следует не знает, нужно создавать специальные школы, где бы они учили русский по другим программам - как учат иностранные языки. Так и дети из таджикских, чеченских, азербайджанских и прочих семей приобщатся к русскому языку, без которого жить им в нашей стране будет сложно, и русскоязычное пока-еще-большинство не будет ущемлено", - предложил отец Максим.

Отец Димитрий Лин
Священник Димитрий Лин, сотрудник отдела Московского патриархата по религиозному образованию и катехизации, исполнительный директор Рождественских образовательных чтений, считает, что падение культуры языка с миграцией не связано.

"Виноваты, конечно, мы сами. Виноваты потому, что не чтим и не знаем своего собственного языка. Миграция, может быть, и вносит какой-то свой вклад в то, что размываются языковые нормы, но я думаю, что здесь дело скорее в том, что у нас стало принято на довольно серьезном уровне, - например, в парламенте, - применять жаргонные выражения, что любители этих выражений поселились на нашем телевидении и там задают тон", - сказал он.

"Причем дело, кажется, пошло на поправку: сейчас все не так плохо, как было недавно. В начале 90-х годов можно было по радио такие выражения, которые сейчас все же не услышишь. Тогда это считалось признаком свободы. Но теперь мы понимаем, что это не столько свобода, сколько "расхристанность", уход от своих духовных корней", - добавил священник.

"Оскудению языка можно противопоставить всяческое поощрение настоящей культуры в противовес всяким субкультурам и тому подобному. На радио, например, у нас до сих пор существуют передачи, цель которых - пропагандировать бескультурье и разврат. Была такая передача, в которой говорилось, например, о каких-то людях, которые пытаются во время спортивного матча в обнаженном виде бегать по полю. Об этом говорилось как о проявлении культуры, хотя никакая это не культура, а полнейшее безобразие. Вот когда мы станем подобные вещи называть безобразием, а не "выражением индивидуальности", "субкультурой" или еще чем-нибудь в этом духе, - только тогда мы сможем противостоять размыванию нашего языка".


Роман Силантьев Директор Правозащитного центра ВРНС Роман Анатольевич Силантьев полагает, что в упадке русского языка повинно общественное невнимание к нему.

"Действительно, и уровень школьного образования падает, и телевидение, которое раньше было эталоном речи, куда специально подбирали дикторов без дефектов произношения и отлично владеющих языком, становится все менее качественным. Не только через СМИ, но и через выступления чиновников и официальных лиц разного рода жаргонные слова все чаще можно услышать. Литературная норма языка размывается", - констатировал он.

"Государство может добиться хотя бы того, чтобы в серьезных СМИ, в том числе электронных, и в ведущих газетах ограничить немотивированное употребление жаргонов, "олбанского" языка, матерной брани (которая тоже, к сожалению, присутствует). Оно может наказывать за незнание нормального русского языка чиновников, потому что с русским плохо зачастую и в деловой переписке. Я встречал чиновников, которые вообще по-русски не говорят. С этой проблемой тоже надо как-то разбираться", - добавил Роман Силантьев.

"Надо какие-то меры принимать. Во всяком случае, во многих странах норму языка поддерживают специально. В противном случае язык превращается в хаос. Мне приходилось встречать носителей диалектов, которые друг друга просто не понимают. На Украине после насильственной украинизации некоторые говорят на гибридном таком языке, - они не могли бы ни на украинском написать диктант или сочинение, ни на русском. Желательно такой ситуации не допускать", - заключил он.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...