Парламентарии об исторической памяти и патриотическом воспитании
11.08.2009 20:40

В августе отмечается 66-годовщина Курской битвы, которая также известна как Битва на Курской дуге, или операция «Цитадель». По своему размаху, напряжённости, результатам и военно-политическим последствиям, Курская битва стала одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны. Она продолжалась сорок девять дней — с 5 июля по 23 августа 1943 года. С обеих сторон в сражении участвовали свыше четырех миллионов человек. Победа под Курском ознаменовала переход стратегической инициативы к Красной Армии. К моменту стабилизации фронта советские войска вышли на исходные позиции для наступления на Днепр. После окончания сражения на Курской дуге германское командование утратило возможность проводить стратегические наступательные операции.
При этом о Курской битве россияне знают непростительно мало, празднования в ее честь проходят тихо. Это объясняется, в частности, тем, что с нею не связано ярких и запоминающихся образов: "безымянные" сведения в народной памяти не остаются.
Между тем известно, что, например, американцы позаботились о том, чтобы ни одно мало-мальски значимое событие национальной истории не осталось не воплощенным в запоминающиеся образы героев.
Во времена Советского Союза тоже существовала целостная система патриотического воспитания, составной частью которой было поддержание памяти о войне и Победе – через школу, общественные организации, СМИ, издательские проекты, кинофильмы, театральные постановки, создание музеев и памятников и др.. Поэтому поколения, выросшие при Советской власти, усвоили благоговейное отношение к памяти о подвиге воинов-победителей.
"Можно ли добиться того, чтобы искусство, особенное массовое, служило делу патриотического воспитания молодежи? Как это сделать? Какие моменты русской истории следовало бы популяризировать в первую очередь?" – с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к депутатам верхней и нижней палаты парламента.
Подавляющее большинство опрошенных сочли, что целенаправленная программа воспитания патриотизма России необходима, и что для ее успешной работы нужно привлекать и школу, и СМИ, и кинематограф. Патриотизма не бывает без исторической памяти, уверены депутаты.
При этом он выразил несогласие с тем, что этому ключевому сражению сегодня мало уделяется внимания. «Сказать, что государство не отмечает годовщины «Цитадели», было бы неправильно. Другое дело, молодое поколение действительно имеет весьма относительное представление об истории Второй мировой войны», - отметил парламентарий, предложив серьезно поработать над программой патриотического воспитания молодежи и методами популяризации истории нашей страны .
«Мы говорим, что некоторые государства переписывают историю. Но знание истории россиянами оставляет желать лучшего, поэтому особое внимание стоит обратить на формы и методы донесения ключевых исторических фактов до молодежи, тем более что старые технологии современными молодыми людьми не воспринимаются», - подчеркнул Тулаев.
В этой связи политик предлагает государству взять инициативу в свои руки, профинансировав, например, проект «коротких и внятных» телерассказов об истории России вообще и Великой Отечественной в частности. Сенатор также советует активней привлекать молодежь для участия в мероприятиях, посвященным значимым вехам в жизни страны, и широко их транслировать по всем теле-радио- и интернетканалам. «Необходимо не просто повторять, что надо любить и знать историю, необходимо действовать», - заключил Николай Тулаев.
"До тех пор, пока Великой Отечественной войне в школьных учебниках по истории будет отведено всего 6 страниц, пока второстепенные даты будут заслонять собой первостепенные, пока будут твердить, что вся наша история – это только кровь, разгромы, разрушения, поражения и резня, мы так и будем оставаться Иванами, не помнящими родства", - заявил сенатор.
«Ведь о великих датах мы говорим очень мало, а потом удивляется, почему же их не знает молодежь? А откуда ей про них знать, если посвященной им популярной литературы, спектаклей, телепередач, различных мероприятий памяти непозволительно мало», - подчеркнул парламентарий.
Напомнив, что день для американских детей в детских садах и школах США начинается с поднятия государственного флага, Чеченов посоветовал подумать о необходимости популяризации в России, в том числе через массовое искусство, всех исторических событий, которые носили судьбоносный характер для страны.
Политик также рассказал, что лично ему о Курской битве известно очень много и говорить об этом эпохальном сражении он может долго. «Кстати, муж моей родной тети – артиллерист – погиб на Курской дуге и его имя выбито на обелиске», - сообщил Хусейн Чеченов.
"Массовую культуру можно и нужно использовать для пропаганды истории России и воспитания молодежи патриотами свой страны ", - заявил сенатор.
Для этого парламентарий призывает популярных у молодежи артистов чаще исполнять песни военных лет, читать стихи, посвященные героическому прошлому, снимать фильмы на историческую тему. «Не последнюю роль в деле патриотического воспитания молодежи могла бы сыграть и Церковь», - уверен Гусев.
На взгляд политика, «государство должно популяризировать все исторические моменты, связанные с безопасностью страны, в интересной и доступной форме рассказывать о борьбе за создание в России научной, культурной и индустриальной базы, о наших победах».
«Молодежи необходимо рассказывать и про первых князей на Руси, и про Ивана Грозного, Петра I, Екатерину II. Нельзя забывать и советский период с его научными открытиями, Гагариным, Терешковой, ГОЭЛРО, поднятием Целины, строительством БАМа и конечно Великой Отечественной с ее великими битвами, включая Курскую. Все эти вехи заслуживают остаться в памяти народа», - заключил Владимир Гусев.
"Наряду с созданной комиссией по фальсификации истории необходимо создать комиссию по борьбе с тем, о чем вещают нам сегодня СМИ. Они же воспитывают пораженцев. Кто сейчас может с гордостью заявить: "Я - русский, а моя страна - победительница во многих сражениях"? Вот такая у нас информационная политика", - отметила она.
Депутат предложила также вспомнить о тех формах патриотического воспитания, что хорошо зарекомендовали себя еще в Советском Союзе: встречах с ветеранами, тематических показах фильмов, литературных вечерах, посвященных тем или иным событиям.
"Моментов, знание о которых воспитывает патриотизм, в истории России очень много, начиная от Крещения Руси 988 года и заканчивая сегодняшними днями. Та же Курская битва - величайшее танковое сражение, которое безвозвратно преломило ход войны в пользу СССР и изменило выжидательное поведение союзников", - подчеркнула Любовь Слиска.
"Если кто и должен заниматься патриотическим воспитанием молодежи, то это творческая интеллигенция, не умеющая творить по приказу. Административно это не отрегулировать – хотя, конечно, должна быть поддержка творческих объединений со стороны государства. Но искусство ни в коем случае не должно стать пропагандой, иначе оно рискует перестать быть искусством. И получится, что опять политическая конъюнктура в очередной раз подорвет доверие народа, подтвердив лишний раз, что у нас "непредсказуемое прошлое", - сказал он.
"В российской истории множество успехов и достижений, начиная с древних времен и заканчивая, например, Битвой на Курской дуге, которые необходимо, безусловно, популяризировать так, чтобы они служили воспитанию нации. Курская битва - это величайшее сражение по использованию тяжелой техники: танков, самолетов. Это - одно из ключевых сражений Великой Отечественной, подобного ему по массовости, масштабности и ожесточенности не было. Победа Красной Армии в этой битве говорит о том, что Советский Союз в то время не уступал ни технически, ни морально фашистской Германии", - заключил Геннадий Гудков.

"Но на это должна быть политическая воля руководителей России, а также сконцентрированная и консолидированная воля правительства РФ. Мы должны перестать отворачиваться сами от своей истории. Если всего этого не будет, то разрозненные попытки, конечно, не дадут ожидаемого положительного результата", - отметил он.
"Для воспитания патриотизма нужен целый комплекс мероприятий. И начать надо с наших школьных и студенческих учебников по истории, совершенствуя учебные программы. Нужно обратить внимание и на тематику фильмов, - там слишком много грязи, которая выплескивается в сознание нашей молодежи", - сказал Виктор Илюхин.
"На мой взгляд, в первую очередь необходимо популяризировать те моменты истории, которые действительно воспитывают патриотизм, чувство долга и ответственности за судьбу России, - например, Курская битва. О ней нужно знать, о ней нужно помнить, и не только с точки зрения стратегии или военной истории, но и как о великом подвиге нашего народа", - заключил он.
"России нужна система патриотического воспитания молодежи, которая начиналась бы со сказок, рассказанных родителями на ночь, и рассказами взрослого поколения об истории страны, а заканчивалась бы изучением истории в школе и вузе. Новому поколению нужна память о прошлом, причем не только о военных победах, но и о людях, внесших значительный вклад в процветание страны", - сказал депутат.
"История России настолько многогранна и интересна, что фактически любой ее период и эпоху стоит популяризировать. Хотя наиболее интересным в этом смысле мне кажется XIX век", - признался он.
"Многое для этого делается и губернатором края, который уделяет огромное внимание вопросам патриотического воспитания молодежи", - заявил экс-депутат, заметив, что «все куряне, включая курскую молодежь, гордятся тем, что именно на их территории произошел перелом в Великой Отечественной войне благодаря героической операции «Цитадель».
«Как коренной курянин я знаю, наверное, все о Курской битве, и мне бы очень хотелось, чтобы память о грандиозном сражении, о ее участниках, павших смертью храбрых, жила в народе, и чтобы эта битва была возведена в ранг величайших битв», - сказал Федулов.
Адвокат высказал мнение, что сегодня российское государство не занимается системным патриотическим воспитанием молодежи. «Обязанность государства – сделать государственной идеологией формирование и сохранение образа народа-победителя - так, как это происходит в США, где в массовое сознание американцев закладывается то, что они - народ-победитель, и что именно они победили в том числе и во Второй мировой войне”, - подчеркнул депутат третьего созыва.
Заметив, что «в России вместо патриотического воспитания мы видим рекламу пива, алкогольных коктейлей и кока-колы», адвокат посоветовал соответствующим структурам для «изменения сознания людей привлекать СМИ».
«Россияне должны знать историю, без таких знаний нет страны. Людям с помощью документальных и художественных фильмом должны рассказывать о важнейших вехах развития страны, начиная с возникновения Государства Российского и его Крещения. Если молодежь будет патриотичной, будет знать историю, то она сможет гордиться своей страной и Россия будет непобедимой», - подытожил Александр Федулов.
"Я не считаю необходимым воспитывать в россиянах патриотизм – в частности, через исторические фильмы», – заявил депутат. «Сегодня люди не всегда отмечают даже свои дни рождения, не говоря уже о памятных датах. Не надо поддерживать память о них искусственно", - добавил он.
"Свойство человеческой памяти - забывать. Ведь не многие сегодня вспомнят Куликовскую битву, Козельск, а также оборону тысячелетней давности других городов. Пусть народ помнит то, что он помнит сам. Ничего лишнего вбивать ему в голову не надо. Все равно такая информация не усвоится", - полагает депутат.