Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Не надо бояться своего прошлого (мнения парламентариев)

21.10.2009 17:45


 Комитет по культурному наследию Москвы (Москомнаследие) назвал "недопустимой" проведенную два месяца назад реставрацию станции метро "Курская" (кольцевая). Об этом говорится в письме ведомства в адрес движения "За права человека". Правозащитники обратились в мэрию после того, как в августе 2009 года в вестибюле станции появилась фраза из советского гимна 1943 года, прославляющая Сталина. В Москомнаследии не исключают, что надпись, вызвавшая общественный протест, будет демонтирована, пишет "Коммерсант".

Поводом для возмущения правозащитников стала появившаяся на одной из стен вестибюля станции фраза из старого советского гимна: "Нас вырастил Сталин на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил". Надпись металлическими буквами была нанесена на стену еще в 1950 году, но заменена в 1961 году на другую строчку из гимна: "Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, и Ленин великий нам путь озарил. На правое дело он поднял народы, на труд и на подвиги нас вдохновил!".

Правозащитники посчитали это оскорблением памяти жертв репрессий. "Создается впечатление, точно не было миллионов расстрелянных и замученных в сталинских лагерях и их сосланных семей. Мы требуем ликвидации надписей, которые были убраны после того, как наша страна осудила преступления Сталина", - говорится в письме мэру Москвы Юрию Лужкову.

В Москомнаследии в свою очередь отмечают, что проектная документация на реставрацию не была согласована с ведомством. Источник "Коммерсанта" в Москомнаследии не исключил, что в отношении метрополитена будет заведено административное производство, и предприятие должно будет заплатить штраф. Однако собеседник издания отметил, что штраф – это не самоцель, и Москомнаследие будет добиваться переделки вестибюля.

Между тем гендиректор института "Мосметропроект" (разрабатывал проект станции) Эрнест Сементовский заявил "Ъ", что "реконструкция никак не связана с попыткой восхвалить Сталина. Это лишь воссоздание исторического облика станции". При этом господин Сементовский отметил, что московские власти не имеют права принимать решения о переделке станции, так как она является памятником федерального значения. "Не думаю, что решение о демонтаже надписи может быть принято кем-либо в принципе", - уверен он.

25 августа в Москве был открыт отреставрированный в соответствии с проектом 1949 года вестибюль станции "Курская-кольцевая". Помимо цитаты из гимна, в вестибюле появились надписи "За Родину, за Сталина", однако статую советского вождя, которая стояла там до середины пятидесятых годов, восстанавливать не стали.

REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратились к представителям верхней и нижней палат парламента с просьбой выразить свое отношение к сохранению исторических памятников и к создавшейся ситуации вокруг "Курской".

См. также ""Нас вырастил Сталин": историческая правда или пропагандистская ложь? (мнения священнослужителей)".

"Нельзя вычеркивать Сталина из истории (мнение парламентариев)".

Парламентарии призвали воздержаться от переписывания истории. По их мнению, знание даже самых сложных и неоднозначных страниц своего прошлого поможет нации обеспечить России стабильное развитие и прочную репутацию на международной арене.

Хусейн Чеченов С почтением относиться к истории призывает председатель Комитета Совета Федерации по образованию и науке, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Кабардино-Балкарской республики Хусейн Чеченов.

"Московское метро было построено не вчера и не Москомнаследием. Все знают, когда это было и при ком. Поэтому нечего в угоду времени украшать его, например, какими-нибудь бантиками. Историю не переделать", - заявил сенатор. "И вообще, что за мода пошла на переписывание истории, на вычеркивание из нее неугодных для кого-то страниц!", - возмущенно произнес парламентарий.

В связи с этим в качестве примера политик привел стоящий до сих пор в Лондоне памятник Кромвелю, который отрубил голову королю Карлу I. "И никто этот памятник никогда не сносил", - заметил Чеченов.

В отношении исторических памятников сенатор советует "действовать с умом". "Памятники бывают разного уровня. Есть знаковые памятники, которые помогают не забывать историю, поэтому сносить все подряд для того, чтобы построить на расчищенном месте новые сооружения, нельзя. Но нельзя также и все хранить. Одним словом, надо думать", - подытожил Хусейн Чеченов.

Леонид Белов Правомерными считает действия Метрополитена, который вернул станции метро "Курская" первоначальный облик, воссоздав при этом строки, прославляющие Сталина, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, представитель в СФ от Законодательного органа госвласти Нижегородской области Леонид Белов.

"Претензий к Метрополитену быть не должно", - заявил сенатор. "Была проведена реставрация станции, а реставрация - это ни что иное, как возвращение прежнего первоначального облика", – пояснил он.

Парламентарий убежден, что историю нужно принимать такой, какой она была. "Во время войны люди действительно шли в бой со словами "За Родину, за Сталина!". Так было, это – история, от которой не нужно уходить, где-то что-то подправлять, делая ей своеобразный make up. Иначе мы будем похожи на страуса, который прячет голову, а зад продолжает торчать", - посоветовал Белов.

Между тем политик считает, что пришло время пересмотреть решения "вольных девяностых" о присвоении статуса "памятник" тем или иным архитектурным сооружениям с тем, чтобы "у городских властей, наконец, оказались развязаны руки для решения жилищных, архитектурных и градостроительных вопросов". "В тот период появилась масса памятников федерального, регионального, областного, краевого, городского и еще бог весть какого значения. В результате мы сейчас имеем памятник на памятнике. Например, в Нижнем Новгороде на Сенной площади стоят шесть деревянных домов – якобы памятников, что мешает проведению дороги. Но какие это памятники? Это памятники нашей бедности! Однако если их кому-то жалко, то их можно перенести в этнографический музей, освободив тем самым город для дальнейшего развития", - порекомендовал сенатор.

"Конечно, памятники – это наша история, но нужно отличать истинные памятники, которые необходимо охранять, от псевдопамятников", - заключил Леонид Белов.

Амир Галлямов Перестать фальсифицировать историю и начать воспринимать ее как данность призывает член Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, представитель в СФ от Законодательного органа госвласти Амурской области Амир Галлямов.

"В нашей истории был Сталин. Было и то, что советские воины бросались в атаку и под немецкие танки с его именем. Была и великая победа в Великой Отечественной войне, достигнутая благодаря, в том числе, и Сталину. Поэтому воссоздание первоначального облика станции "Курская" - это дань истории, тому, что было на самом деле", - заявил сенатор. "Мой дедушка тоже был репрессирован, и вообще в нашей истории много негативных фактов, но заниматься ее фальсификацией нельзя, потомки нам этого не простят", - подчеркнул парламентарий.

На взгляд политика, "Россия должна сохранить все оставшиеся исторические памятники". "Нельзя действовать только в угоду деньгам. Исторический облик Москвы мы уже потеряли. Осталось только на Красной площади вместо ГУМа поставить небоскреб, чтобы по бешеным ценам продавать квартиры в историческом центре города. Но таким образом мы лишимся будущего, ибо истинное богатство не меряется деньгами, истинное богатство – это духовное наследие", - подытожил Амир Галлямов.

Валерий Сударенков Прежде чем реставрировать станцию метро "Курская", проект следовало согласовать с общественностью, убежден член Комиссии Совета Федерации по культуре, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Калужской области Валерий Сударенков.

"Такие деликатные вопросы нельзя решать кулуарно", - заявил сенатор. "Для некоторых граждан появление в центре Москвы имени Сталина действительно может быть болезненным", - пояснил парламентарий.

Политик отнес произошедшее "к области правового и культурного нигилизма". "Ведь облик станции уже однажды меняли. А где был один раз, там возможен и второй, и третий, и так до бесконечности", - резюмировал Сударенков.

Кроме того, по мнению сенатора, такую переделку нельзя назвать возвращением исторического облика станции. "Статую же вождя не восстановили, значит, эксперимент уже не совсем чистый", - подчеркнул он.

Призвав "ничего не менять в истории", Валерий Сударенков выразил надежду, что "конъюнктурный подход к истории будет наконец-то остановлен".

Валерий Богомолов За сохранение исторических памятников высказался член Комитета Госдумы по международным делам, представитель фракции "Единая Россия" Валерий Богомолов.

"История должна оставаться историей", - заявил депутат. "Нельзя изменять историю или уничтожать памятники в угоду своим сиюминутным идеологическим пристрастиям", - добавил он.

Парламентарий, говоря о ситуации, сложившейся вокруг станции "Курская", отметил, что "истории должна даваться объективная оценка". "Поэтому, - убежден он, - мы не вправе изменять лозунг на какой-то другой, поскольку он исторический, ведь с ним люди шли на подвиг, на смерть".

"Современная Россия не должна уподобляться большевикам, которые в свое время убирали все изображения царей из-за того, что это была уже не царская эпоха", - подытожил Валерий Богомолов.

Виктор Илюхин Россия с уважением должна относиться к своему историческому наследию, убежден заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, член фракции КПРФ Виктор Илюхин.

"Я поддерживаю действия руководства московского метрополитена, воссоздавшего исторический облик станции "Курская", - заявил депутат. "В данной ситуации, - продолжил он, - Москомнаследие превышает свои полномочия, намереваясь переделать станцию после ее реставрации, а также возбудить дисциплинарное производство в отношении Московского метрополитена". По его словам, руководство метрополитена не обязано было согласовывать план реставрации станции с Москомнаследия.

По словам парламентария, отношение к историческим памятникам в России сложилось "двоякое". "Если, например, встает вопрос о воздвижении памятника Колчаку или о переименовании Свердловска в Екатеринбург, то это считается восстановлением истории. А восстановление истории советского периода является недопустимым с точки зрения многих чиновников. Руководство метрополитена восстановило то, что было. Их действия вполне вписываются в нравственные и правовые нормы! Страна ведь жила с советским гимном почти 70 лет", - подчеркнул он.

Политик призвал давать "объективную оценку историческому прошлому нашей страны, а не сносить все подряд, превращая себя в варваров, причем, делая это все потому, что к власти пришла другая группа людей". "История не должна переписываться, она должна по возможности воссоздаваться. Иначе, если мы сами будем пренебрежительно относиться к своему прошлому, то и другие государства мира станут делать это. Тем более, эта практика уже применяется, поскольку многие страны, в частности европейские, начали ставить вопрос о пересмотре роли Советского Союза во Второй мировой войне. Нельзя наплевательски относиться к себе!", - подытожил Виктор Илюхин.

Александр Федулов Депутат Госдумы третьего созыва, представитель партии "Гражданская сила", известный адвокат Александр Федулов считает, что историю России менять нельзя и невозможно.

"История – она и есть история, менять нет смысла, да ее и не изменишь", - заявил экс-депутат. Поэтому, по его словам, "фраза, прославляющая, по мнению правозащитников Сталина, которая появилась после реставрации вестибюля, сегодня воспринимается большинством россиян как миф". "Не стоит ей уделять столько много внимания, тем самым будоража людей. Сегодня нам важна консолидация общества", - подчеркнул адвокат.

Намерение Москомнаследия снова переделать станцию "Курская" может, по мнению экс-депутата, вызвать "определенные сложности в нашем обществе, что абсолютно не нужно России". "Ничего не надо трогать, тем более что сегодня народ интересуют иные проблемы, связанные с теми или иными бытовыми вопросами. Надо обходить стороной все то, что может дестабилизировать ситуацию в обществе, и идти в том направлении, которое сделает наше страну сильнее и мощнее", - заключил Александр Федулов.

Петр Шелищ Противником уничтожения исторического наследия России считает себя заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития гражданского общества Петр Шелищ.

"То, что было воздвигнуто нашими предками, следует сохранять и уважать, хотя, конечно, относиться к этому историческому наследию каждый имеет право так, как хочет", - заявил Шелищ. "В Вашингтоне, например, - продолжил он, - напротив Белого дома есть аллея, по обе стороны которой стоят памятники генералам гражданской войны: с одной – генералам Севера, а с другой – генералам Юга. И несмотря на то, что победил север, никто в США до сих не поднимал вопроса относительно сноса памятников южанам".

Касаясь ситуации, сложившейся вокруг станции "Курская", представитель Общественной палаты отметил, что "в данном случае при реконструкции был восстановлен ее первозданный вид, а не внесены какие-то новые коррективы".

"Мне не по душе, когда уничтожаются исторические памятники, поскольку не мы их ставили, а уж тем более, когда делаются все возможные попытки видоизменять историю. Я являюсь противником уничтожения исторического наследия России. На мой взгляд, наиболее правильно будет, если к памятникам, которые имеют отношение к истории советского периода, станут приводить школьников и будут рассказывать им об этом времени", - подытожил Петр Шелищ.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

"Цены должны быть не просто сохранены, или балансировать на уровне прошлого года плюс инфляция. Нет, цены должны быть снижены, и в первую очередь на всю отечественную сельхозпродукцию. А для этого вообще не следует никому ее продавать, и прежде всего начиная, естественно, с тех стран, которые объявляют нам санкции, бойкот, гибридную войну..."

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Результаты работы парламента будут зависеть прежде всего от того, собирается ли правительство существенным образом изменять экономический курс. Судя по бюджету, этого делать не предполагается. При такое политике практически невозможно существенно улучшить материальное и социальное положение людей. Поэтому по-прежнему российская экономика будет развиваться относительно медленно, и не будет выполнен указ президента № 204, согласно которому мы должны обеспечить экономический прорыв. не будут ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"В отдельных ситуациях, где граница между регионами исторически проходит по очень плотно населенному участку, возможно, действительно стоит принимать какие-то решения по уточнению границ. Но это должны решить уже сами соседствующие друг с другом субъекты, там, где этого сделано не было, и возникали какие-то споры. Но это вопросы, которые должны регулироваться, скажем так, в субсидиарном порядке между самими субъектами. А в тотальном определении границ субъектов просто нет необходимости..."