Ответственность за катастрофу в Норильске должен нести Потанин и только Потанин. А чтобы у него не было соблазна уйти от ответственности необходимо собственность Потанина изъять в залог

Как ЦИК может опираться в своей практической деятельности по организации выборов на нормы избирательного права, которые впрямую противоречат Основному закону страны?

Священнослужители о "сильной руке"

12.11.2009 11:24



Режиссер Павел Лунгин на обсуждении фильма "Царь" сказал, что одной из главных его целей было развеять миф, будто Россия нуждается в тирании как форме государственной власти.
"Основной миф - тот, что жестокие и тиранические правители - они самые лучшие и нужные, а прогресс достигается только большой кровью. Этот миф нужно развеять", - заявил П.Лунгин.

Как известно, миф этот очень живуч. Апологеты Сталина, в частности, пытаются представить его этаким "эффективным менеждером", а жертв репрессий – необходимыми издержками индустриализации, оборонной мощи и великой Победы.

Протодиакон Андрей Кураев, комментируя фильм в своем блоге, отмечает: "Сторонники Ивана Грозного не замечают, что репрессии такого масштаба как раз уничтожают то государство, которое они вроде бы призваны защитить. Как знать – если бы не опричный и иной террор, может, Белоруссия и Украина гораздо раньше пришли под руку московского царя. Террор Грозного или Сталина на самом деле лишь умножал число «изменников». В 1991 году русский народ испугался даже тени возвращения сталинизма и ради избавления от него предпочел пожертвовать империей – так много страхов перед лязгающей государственно-палаческой машиной накопилось в народной памяти".

Вместе с тем, опросы общественного мнения свидетельствуют, что тоска по "сильной руке" в народе существует.

"Как вы думаете, чем это объясняется? Могут ли, по-вашему, государственные интересы оправдать жестокость и несправедливость? Смотрели ли вы сами фильм "Царь"? Если да – что можете о нем сказать, если нет – собираетесь ли посмотреть?" – с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям и экспертам.

Священнослужители и эксперты считают, что народ не настолько тоскует по "сильной руке", как это часто утверждают. Вместе с тем, идею эффективности тиранической власти, по их мнению, целенаправленно распространяют некоторые круги.

Отец Валентин Тимаков
Протоиерей Валентин Тимаков, заместитель главного редактора Издательства Московской патриархии, живо интересуется творчеством П.Лунгина.

"В фильме «Царь» затрагиваются уже не только проблемы духовной жизни, но и историософии. Этот фильм является еще одной попыткой понять смысл русской истории и проявления в ней национального характера", - сказал он.

"Миф о «сильной руке», безусловно, присутствует в народном сознании, хотим мы этого или нет. И эта проблема становится все более актуальной. Как объяснить, что, с одной стороны, с именем Сталина связаны преступления против человечности, в один ряд с которыми мало что встанет из мировой истории, но при этом в народном сознании реально присутствует сталинский культ личности? Это же факт", - отметил протоиерей.

"Что это? - То ли некие родимые пятна, то ли раны на теле народной души, провоцирующие подобное почитание тирании. Неужели наши внутренние духовные ресурсы так слабы, что общество не может самоорганизоваться? Здесь, конечно, нужен скрупулезный анализ. И фильм П. Лунгина должен внести свою лепту в решение этой проблемы", - заключил он.

Отец Борис Михайлов
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, считает, что затронутая П. Лунгиным тема весьма существенна.

"Я – не поклонник творчества П. Лунгина, и его новый фильм, скорее всего, смотреть не буду. Но дело не в этом. Действительно, тоска по сильной руке присутствует в нашем обществе, причем в весьма значительном масштабе. Это очень горькое свидетельство того, что мы до сих пор не можем выйти из-под сени кровавой сталинской диктатуры. И если П. Лунгин полемизирует с этим, он поступает очень хорошо. Так и должны поступать все интеллигентные люди, и в первую очередь те, кто имеет возможность обращаться к огромной аудитории. В этом я его, безусловно, поддерживаю и желаю ему успеха", - сказал он.

"Но я бы добавил, что речь нужно вести уже не столько о мифе, а если хотите, о системе мифов, почти об идеологии, которая видит себя и желает быть действием и воплощением. Более того, она поддерживается в массах. Это чудовищно, и это грозит тяжким обвалом", - добавил протоиерей.

Отец Артемий Скрипкин
Протоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при университете им. Герцена в г. Санкт-Петербурге, фильм Лунгина пока не видел, но собирается посмотреть непременно.

"Исторически Россия это империя, которая существует на огромной территории. Такой стране необходимо жесткое централизованное управления. Национальный менталитет тут ни при чем",- сказал протоиерей.

"Кураев прав: Иван Грозный своей деятельностью ввел государство в состояние смуты. Но есть же примеры и других правителей",- подчеркнул он.

"Я обязательно посмотрю фильм "Царь". Я считаю, что у Павла Лунгина есть талант поднимать важные социальные темы в историческом контексте",- подытожил отец Артемий.

Отец Александр Ильяшенко
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, подчеркнул, что ничто не может оправдать жестокость и несправедливость.

"Государственные интересы никакой жестокости и несправедливости оправдать не могут, потом что есть законы Божьи, которые выше всего. И их нарушение приводят только к национальным и государственным катастрофам",- сказал священник.

"Миф по тоске к "сильной руке" очень неоднозначен. Эта "сильная рука" может быть разной. Народ мечтает о великих правителях, поистине серьезных, которые смогут защитить свой народ, - как, например, император Александр III, который не боялся никого и ничего",- подчеркнул отец Александр.

"К сожалению, фильм "Царь" пока не смотрел, но в ближайшем будущем я это обязательно сделаю", заключил он.

Иеромонах Тихон (Зимин)
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, новую картину Лунгина оценивает очень высоко.

"Фильм «Царь», безусловно, очень сильная работа режиссера, ставшего в последние годы одним из ведущих режиссеров духовной направленности", - сказал он.

"Проблема сильной руки – это сквозная проблема русской истории. Даже в церковной среде есть тенденция наделять какими-то особыми священными свойствами, почти обожествлять правителей, запятнавших себя кровью и насилием - будь то Сталин или Иван Грозный", - отметил иеромонах.

"Этот фильм - хорошее лекарство против мифа о том, что в России без «сильной руки» ничего хорошего сделать нельзя. В нем присутствует и некий пессимизм: подчеркивается, что все святое и глубоко христианское бывает гонимо (правда, что святые должны быть гонимы в этом мире, никто из христиан никогда и не сомневался). Тем не менее, я считаю, что все, посмотревшие этот фильм, получат хороший заряд иммунитета против мифа о том, что кровью и насилием достигается какое-то, хотя бы и малейшее добро", - заключил он.

Отец Владимир Вигилянский
Руководитель пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский творчество П. Лунгина оценивает очень высоко и считает, что к мнению этого режиссера стоит прислушаться.

"С великим сожалением стоит признать, что в нашем обществе наблюдается тяга к жесткой руке. Но я не считаю это виной нашего национального характера. Это вина тех смутных времен, в которые наше общество было ввергнуто. Действительно, когда происходит смута, когда у людей отсутствуют какие-либо ориентиры, приходится рассчитывать на власть, на ту "руку", которая может "навести порядок" в стране. И в этом – беда нашей страны", - сказал он.

"Фильма, к сожалению, я еще не видел, но обязательно посмотрю", - добавил отец Владимир.

Отец Димитрий Лин
Священник Димитрий Лин, сотрудник отдела Московского патриархата по религиозному образованию и катехизации, исполнительный директор Рождественских образовательных чтений, считает, что народная "тоска по сильной руке" сильно преувеличена.

"Да, в определенных слоях нашего общества присутствует тенденция идеализировать и сталинскую эпоху, и Ивана Грозного. При этом почему-то забываются и кровь, и страдания людей, принесенные в жертву часто мнимым политическим целям, что и привело к нравственной деформации народного сознания, последствия которой не менее страшны, чем любые экономические и политические потери", - признал священник.

"Но ведь связь с советским прошлым в народе еще достаточно сильна. У людей, воспитанных советской властью, веривших в ее идеалы, естественно возникает тоска по тем временам. Тем более, что в преобразованиях последних лет народ в основном разочарован, поскольку они не привели к серьезному улучшению жизни. Сказывается и отсутствие опыта жизни в условиях хотя бы и относительной свободы", - сказал он.

"Фильм я пока не смотрел, но судя по отзывам, посмотреть его нужно обязательно. Позиция П. Лунгина мне представляется очень близкой к истине. Хотя, как человек творческий, некоторые моменты он, возможно, и заостряет", - заключил он.


Альбир-хазрат Крганов Муфтий Чувашии, первый зампред ЦДУМ России Альбир-хазрат Крганов считает, что "благодетельная сильная рука" - действительно миф, и его нужно развеять любыми способами.

"Россия сегодня выбрала путь демократии. Сейчас очевидно, что это правильный путь, уже видны обретенные на нем блага, так что мы должны идти по нему дальше",- сказал он.

"Я не вижу, чтобы кто-то пытался навязать нам идею, что благодаря тирании и жестокости правления нам жилось лучше. А настроения у людей могут быть разные. Некоторые просто ностальгируют по прошлому, так как им тогда лучше жилось. Но террор и убийство людей всегда ведет только к развалу, и им нет оправдания, - тут Андрей Кураев прав", - подчеркнул муфтий.

"Миф о том, что народу нужны тираны, должен быть разрушен, с этим я полностью согласен. Людям нужно показывать всю пагубность того, что творилось в то время", - решительно заявил он.

"Фильм "Царь" я еще не смотрел, но в ближайшее время обязательно схожу и посмотрю. Есть разные мнения насчет правления Ивана Грозного, и мне очень интересно узнать мнение Павла Лунгина по этому поводу", - заключил муфтий.

Рав Зиновий Коган
Председатель конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР) раввин Зиновий Львович Коган сказал, что ему очень интересно, как Павел Лунгин интерпретировал историю, и фильм он непременно посмотрит в ближайшее время.

"В народе, безусловно, есть тяга к порядку, и это нормально. Общество заинтересовано не в каком-то определенном человеке на верхушке власти, которому можно довериться, - оно заинтересовано в порядке, в соблюдении прав, а для этого нужна сильная власть", - сказал он.

"Но единственный в нашем мире "царь", который достоин править - это закон. Поэтому когда принимаются законы, к этому нужно относиться со всей серьезностью. Я призываю наших граждан к ответственности во время выборов, так как те, кого мы выбираем, принимают законы, по которым нам жить",- подчеркнул Зиновий Львович.


Константин Бендас
Первый заместитель председателя, управляющий делами Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) епископ Константин Владимирович Бендас согласен с позицией Павла Лунгина.

"Высказывание режиссера понятно и близко моему сердцу и соответствует моему представлению о жизни и устройстве государства. Безусловно, оправдания жестокости нет, и не может быть. Можно иногда оправдать жесткость правления, но несправедливость и террор - никогда",- подчеркнул он.

"И очень хорошо, что Павел Лунгин именно сегодня, когда стали усиливаться рассуждения о необходимости "сильной руки", поднимает эту тему на примере правления Ивана Грозного. Но я не думаю, что в обществе тоска по "сильной руке" распространена: мне кажется, о ней говорят только немногие люди, которые имеют какие-то личные комплексы и хотели бы воплотить свои нереализованные мечтания о жестокости и насилии",- заявил Константин Владимирович.

"Зная режиссера и задумку сюжета, я обязательно пойду смотреть фильм "Царь". Мне Павел Лунгин полюбился и запомнился еще с фильма "Остров",- подытожил Константин Бендас.

Александр Игнатенко
Видный российский исламовед, президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации Александр Александрович Игнатенко вопреки социологическим опросам считает, что в обществе нет никакой тоски по " сильной руке".

"Не думаю, что в народе есть стремление к строгой власти и "сильной руке". Только неразумный человек сегодня желал бы вернуть сталинский режим или правления Ивана Грозного. Попытки оправдать жестокость и несправедливость тоже искусственны и специально навязываются общественному мнению", - считает он.

"Чтобы создать могучее государство необходимо людей не давить "сильной рукой", а раскрывать их возможности и потенциал, то есть давать свободу",- сказал Александр Александрович.

"Я кинотеатры не хожу, но когда появится возможность купить фильм "Царь" в записи, я его приобрету",- заключил он.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Очень жаль, что в стране нет жесткого персонального спроса с тех деятелей, которые разрабатывают и предлагают такие губительные, явно антинациональные подходы к решению наших социальных и демографических проблем. Если бы у нас был реальный персональный спрос, то удалось бы избежать столь же антинациональных т.н. «реформ» в здравоохранении, образовании, в социальной сфере. И тогда бы, возможно, и в голову никому не пришло пытаться поправлять демографическую ситуацию путем массового привлечения ...

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".