Священнослужители и эксперты о реформах школы

18.11.2009 11:01


В своем послании Федеральному собранию президент России Дмитрий Медведев изложил ряд тезисов о реформах в среднем образовании.

Он, в частности, предложил:
- сделать Единый госэкзамен основным, но не единственным способом проверки качества образования;
- ввести комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенции и способностей;
- обеспечить всем школам доступ уже не к обычному, а к широкополосному интернету;
- ввести новый норматив занятий физкультурой - не менее трех часов в неделю и обязательно с учетом индивидуальных особенностей детей;
- расширить самостоятельность школ как в определении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств;
- законодательно закрепить равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений и предоставить семьям более широкие возможности выбора школы, а ученикам - доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного и дополнительного образования.

"Как вы расцениваете эти планы? Какие из них кажутся вам особенно важными? Чего, на ваш взгляд, не хватает?" – с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям и экспертам.

Священнослужители и эксперты высоко оценили предложенные президентом меры. Больше всего внимания привлекли предложения реформировать систему ЕГЭ и уравнять государственные школы в правах с частными.

Отец Сергий Махонин Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, совершенно согласен с президентом по всем пунктам.

"Это очень взвешенные и трезвые предложения. Другое дело, как они будут осуществляться, в какой мере они будут реализованы и насколько эффективными они окажутся в практической деятельности?" – сказал он.

"То, что ЕГЭ будет не единственным способом оценки, позволит более объективно оценить знания, например, с помощью письменных работ, особенно по русскому языку", - считает протоиерей.

"Крайне важным представляется последний пункт. При равных требованиях к уровню образования, частные школы проигрывают по уровню финансирования. Очень желательно, чтобы неравноправие в этом аспекте было преодолено. Это позволило бы сделать более эффективным развитие конфессиональных, в частности православных школ. Расширение полномочий школ – тоже очень важный момент. Но это накладывает и большую отвественность на руководство школ и преподавателей", - добавил он.

"И не стоит забывать, что главным все-таки в деятельности школ является не финансовая сторона и не накопление знаний, а нравственное воспитание учащихся", - заключил отец Сергий.


Отец Максим Козлов
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, назвал предложения президента очень важными и существенными.

"Ни по одному из пунктов у меня внутренних несогласий нет. Несомненно, нужно заботиться о здоровье наших школьников. Поэтому увеличение объема занятий физкультурой имеет очень важное значение. Забота о физическом здоровье школьников сейчас как никогда актуальна", - сказал он.

"Не могу с радостью не отметить и то, что глава государства столь трезво подходит к первым итогам введения ЕГЭ и считает необходимым внести коррективы в эту практику, с одной стороны, сохранив то положительное, что в нем есть - принципиально большее равенство возможностей для учащихся. Но, вероятно, что учитывая масштабы нашей страны, оценивать знания только по результатам ЕГЭ действительно было бы не вполне адекватно", - добавил он.

"Но, пожалуй, самое существенное и важное, в особенности для школ православных и в целом – для школ религиозных – это введение равенства разных форм образования, что открывает очень широкие возможности для развития православной системы образования. И это я предельно приветствую", - заключил отец Максим.

Отец Александр Ильяшенко
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что нужно повышать статус учителя в обществе.

"ЕГЭ себя не оправдал. Об этом говорили специалисты, и он вызвал вообще массу недовольства. Уровень коррупции от введение ЕГЭ не уменьшился – просто в ее цепочке появились новые звенья. Поэтому от Единого государственного экзамена следует отказаться",- сказал он.

"На мой взгляд, нужно повышать статус учителя и среди учащихся и в обществе. Чем больше будет уважение и внимания к учителю, тем эффективнее и дешевле будет наша образование",- подчеркнул священник.

"Мне кажется, что нужно очень серьезно пересмотреть концепцию образования. Сейчас иногда повышается преступность, тюрьмы ломятся от заключенных, в детских домах много брошенных детей - это все следствие некачественного образования и отсутствия нравственного воспитания в школах, поэтому необходимо менять концепцию образовательной системы",- подытожил отец Александр.

Отец Лука
Игумен Лука (Степанов), зав. кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С. Есенина, считает, что необходимо повышать квалификацию учителей и директоров школ в духовном плане.

"Я как человек связанный с образованием очень рад, что в послании Дмитрия Анатольевича прозвучали слова про реформы в этой сфере. Частному образованию сейчас очень остро не хватает средств, поэтому если такая проблема решится на законодательном уровне, то тогда действительно расшириться выбор школ для родителей и качество образования для детей", - подчеркнул он.

"Главная проблема в образовании сейчас, на мой взгляд, это религиозная необразованность руководства средних учебных заведений. Необходимо повысить духовный уровень директоров и завучей школ. Нужно повышать квалификацию и учителей в духовном плане",- заключил священник.


Отец Андрей Кураев
Известный православный публицист протодиакон Андрей Кураев самым важным считает предложение законодательно уравнять частные и государственные школы.

"Это дает какую-то надежду, что у нас будут появляться нормальные православные школы и гимназии. Уже давно, не первый десяток лет идет разговор о том, чтобы были уравнены права частных, в том числе и конфессиональных школ и государственных", - сказал он.

"По крайней мере, финансирование преподавания общих предметов в таких школах могло бы осуществляться из муниципального бюджета, как и в обычных школах. Мне кажется, это вполне реальный вариант решения", - добавил он.


Альбир-хазрат Крганов Муфтий Чувашии, первый зампред ЦДУМ России Альбир-хазрат Крганов главной задачей образовании считает нравственное воспитание детей.

"Президент предложил очень масштабные и нужные преобразования, и тут должны подключиться все те, кто имеет к образованию какое-то отношение. Главное, чтобы модернизация не разрушила то хорошее, что есть в нынешней системе. Я не очень сведущ в вопросах школы, но я знаю, что наша образовательная система была очень сильной и мощной всегда",- сказал он.

"На мой взгляд, Дмитрий Медведев не затронул одного очень важного вопроса - о воспитании детей. Нужно добиться того, чтобы наши дети были сильными и нравственными личностями, необходимо сохранить доверительный контакт между учащимися и учителями",- подытожил муфтий.


Константин Бендас
Первый заместитель председателя, управляющий делами Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Константин Владимирович Бендас считает, что президенту следовало упомянуть об эксперименте с преподаванием основ религиозной культуры и этики.

"Президент затронул очень важную тему про закрепления равенства частных и государственных школ. Частные школы у нас поставлены в очень сложные условия, и многие хорошие начинания просто не выживают. Надеюсь, что после слов Дмитрия Медведева ситуация изменится. Положительно отношусь к введению новшеств и технических новинок в школы", - сказал он.

"Жаль, что Дмитрий Анатольевич никак не прокомментировал эксперимент, который должен начаться в образовательных школах, - введение основ религиозной культуры. Я считаю, что его нужно было обсудить и вообще акцентировать на этом внимание",- подытожил Константин Владимирович.

Виктор Петрович Лега
Виктор Петрович Лега, доцент МФТИ, кандидат богословия, доцент ПСТГУ, заведующий кафедрой философии ПСТГУ, считает, что необходимо вернуться к традиционным вступительным экзаменам, а систему ЕГЭ отменить.

"Я очень одобряю все предложения президента - за исключением модернизации ЕГЭ. Я считаю, что эту систему нужно отменять и не понимаю, зачем ее модернизировать, если она не действует. Необходимо вернуться к традиционным экзаменам для поступления в ВУЗы",- сказал он.

"На мой взгляд, Дмитрий Анатольевич напрасно не упомянул общее падение уровня образования. В частности, почти разрушена система спецшкол. Прежде они были сильны тем, что туда приглашали вузовских преподавателей, - сейчас этого почти не бывает. А спецшколы – это подготовка лучших кадров для науки и образования, их просто необходимо восстановить",- подытожил Виктор Петрович.


Роман Силантьев Директор Правозащитного центра ВРНС Роман Анатольевич Силантьев считает, что образование всегда требует реформ, а сейчас особенно.

"Что на таком высоком уровне заговорили о необходимости школьных реформ – это очень хорошо. Сейчас вообще качество образования падает, поэтому необходимость модернизации очевидна. Образование вообще всегда требует реформ, а если оно в упадке – тем более нужны коренные перемены",- сказал он.

"Для меня особенно важны слова президента о ЕГЭ, так как к этой системе сейчас очень много нареканий. Вообще же я согласен со всеми предложениями президента",- сказал он.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

В ночь на 1 августа 32-летний мужчина приставил к памятнику лестницу и ударил топором по голове изображение цесаревича Алексея. Вскоре он был задержан сотрудниками Росгвардии. Мотивы его поступка неясны. От дачи показаний подозреваемый отказался. По неофициальным данным, нападавший - бывший сотрудник правоохранительных органов.

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике (Брянская область). Депутат Госдумы (1993-1998, 2011-2015). Член ЛДПР. Министр труда и социального развития РФ (1998-2000)