Священнослужители о критике религии

03.12.2009 12:28



Некоторое время назад Совет ООН по правам человека по инициативе Организации Исламская конференция (ОИК) принял проект резолюции, направленной против "преднамеренного формирования в общественном сознании стереотипов в отношении отдельных религий, в частности, ислама, и религиозных святынь".
До конца года ее должна обсудить Генеральная ассамблея ООН.

Социологические службы 20 разных стран по заказу Мэрилендского университета в США провели опрос, участникам которого предлагалось выбрать более близкую им точку зрения из двух альтернатив:
либо "люди должны иметь право публично критиковать религию, поскольку они должны обладать свободой слова" (в России такую точку зрения поддержал 61% опрошенных; для сравнения: в США - 89%),
либо "власти должны иметь право штрафовать или сажать в тюрьму людей, критикующих религию, поскольку это может приводить к диффамации религии" (в России за это выступает 13%; для сравнения: в Египте - 71%).

"Какая из этих позиций вам ближе и почему?" - с такими вопросами корреспондент REGIONS.RU обратился к священнослужителям.

Отец Александр Макаров
Протоиерей Александр Макаров, сотрудник отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, напомнил о разнице между критикой и хамством.

"Если под «критикой» понимать диспуты на религиозные темы, оценки поведения и высказываний священнослужителей и верующих, то это нормально. Но мне кажется, что здесь под «критикой» понимается нечто иное", - сказал он.

"Естественно, если критика не соответствует действительности, если она становится хамской и наглой, нужно принимать меры, предусмотренные законом. В правовом государстве это нормально", - считает священник.

"Поскольку Церковь совершает свою миссию в обществе, она не может быть вне критики. Но повторюсь, это должна быть критика без хамства и лжи, с чем, к сожалению, мы нередко еще сталкиваемся", - заключил он.


Отец Валентин Тимаков
Протоиерей Валентин Тимаков, заместитель главного редактора Издательства Московской патриархии, считает само выражение «критика религии» не вполне корректным.

"Вероучение – не политическая или экономическая программа, которую можно критиковать. А выражать личное мнение по поводу тех или иных религиозных положений, выражать согласие или несогласие с ними – все это вполне сообразуется с принципом свободы, о которой христианство всегда говорит. В этом контексте первая точка зрения мне, конечно, ближе", - сказал он.

"Я считаю, что высказываться можно по любому вопросу. Это - суверенное право человеческой личности, дарованное Господом каждому человеку. Поэтому наказывать за это, по-моему, и противоправно, и противоестественно", - заключил протоиерей.

протоиерей Борис Даниленко
Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко призвал не путать критику с оскорблениями.

"Безусловно, возможны богословские и философские диспуты. Но когда, например, человеку говорят, что его вера, выраженная в форме той или иной религии, его приверженность той или иной религиозной традиции неправильны, с этого момента начинаются уже оскорбления, унижения и обиды в адрес личности отдельно взятого человека. А свобода совести, по-моему, подразумевает также защиту человеческой личности от разного рода выпадов, в том числе касающихся и религиозных убеждений, как на общественном, так и на частном уровне. Такая защита – одна из важнейших задач государства", - сказал он.

"Человек имеет право на свободу, в первую очередь внутреннюю свободу, и никто не вправе унижать его человеческое достоинство, особенно в самой сокровенной, и в то же время самой уязвимой области – в той самой сфере, которая и называется религией", - заключил протоиерей.


Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, отметил, что критикующий религию должен сообразовываться с чувствами верующих.

"Конечно, запрещать критику позиции того или иного религиозного лидера было бы неправильно. Кроме того, любой человек должен иметь право высказываться о своем религиозном мировоззрении. Мусульманин может, например, объяснить, почему он – не христианин. А христианин может объяснить, почему он не стал мусульманином или буддистом, что его не устраивает в этих религиозных традициях. Если в этом присутствует какая-то критика, то она, безусловно, должна быть уважительной, деликатной, корректной и обоснованной, не допускающей каких-либо оскорблений чувств верующих или умаления иной религиозной традиции", - сказал он.

"Нельзя забывать, что религиозные воззрения являются сокровенной, интимной частью жизни человека. Безусловно, в светском правовом государстве должны быть законы, препятствующие оскорблению и унижению достоинства человека, в том числе и по религиозным мотивам", - добавил отец игумен.

Отец Александр Салтыков
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, подчеркнул, что критика не должна быть враждебной.

"Предложенные точки зрения, по-моему, страдают ограниченностью и имеют некий принудительный характер, видимо, из-за того, что не раскрыто само понятие «критики религии». Если критика действительно стремится к положительной цели, то она, безусловно, должна быть толерантной и уважительной по отношению к достоинству критикуемого. Я это подчеркиваю. И с христианской точки зрения, такая критика должна иметь в первую очередь благожелательный характер", - сказал он.

"Разумеется, у представителей различных конфессий истина будет пониматься различно, что неизбежно приведет к критике воззрений оппонента. Безусловно, критикующая сторона всегда будет внутренне уверенной в исключительности собственной религиозной концепции. Но эта критика не должна быть враждебной, порождать вражду и ненависть. Принимая во внимание, что в современном мире адепты разных религий не разведены по разным концам вселенной, а вынуждены жить «в одной комнате», то критика должна быть очень осторожной, благожелательной и допускающей собственную ошибку – там, где это не касается догматов собственной веры", - заключил он.

Отец Артемий Скрипкин
Протоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при университете им. Герцена в г. Санкт-Петербурге, считает, что между двумя позициями нужно найти разумный баланс.

"Когда религию, - например, православие, - критикуют, важно, чтобы ее представители могли отвечать оппонентам, причем их голос должен быть так же хорошо слышен, как и голоса критиков. В противном же случае это уже не критика, а травля, а она разрушительна - не для веры, а для общества. Падение авторитета той или иной религиозной организации в обществе может вызвать нигилистические настроения",- сказал священник.

"Тут мне кажется, нужен разумный баланс: право на критику должно соблюдаться, а вот травли допускать нельзя",- подытожил он.


Константин Бендас
«Я не готов проголосовать ни за одну из двух предложенных позиций», - заявил заместитель председателя, управляющий делами Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) епископ Константин Бендас.

"Когда верующий человек перестает судить сам себя, он будет наказан, - ведь возгордившись, он впадет в заблуждение. Самокритика и восприятие критики со стороны – это, как говорится, шаг к здоровью организации и к объединению религий», - подчеркнул он.

«Однако критика неконструктивна, она может превратиться в диффамацию, став чрезмерной, оскорбительной и клеветнической. И это, безусловно, опасно», - сказал протестантский епископ.

«Поэтому, с одной стороны, следует сохранить свободу слова, а с другой - на законодательном уровне необходимо защитить верующих от оскорблений, разжигания межконфессиональной розни и так далее», - заключил Константин Бендас.

Отец Эдуард Шатов
Директор центра семьи Римско-Католической Архиепархии Божией Матери в Москве священник Эдуард Шатов не согласился ни с одной из двух предложенных позиций.

"С одной стороны, на все следует смотреть критически - иными словами, здраво оценивать плюсы и минусы", - заявил он, - "С другой же стороны, критикующий должен сознавать, что берет на себя некоторую ответственность".

"Безусловно, у любого человека есть право высказаться критически о любом предмете и любой концепции. Однако при этом нельзя лгать и порочить чью-либо репутацию. И именно здесь необходимо провести границу между дозволенным и недозволенным. Ведь диффамация и так везде преследуется по закону, но все равно критика зачастую ведется по формуле "не знаю, но скажу". По крайней мере, в религиозной сфере уж точно такое не редкость", - подчеркнул он.

"На самом деле проблема, на мой взгляд, состоит в следующем: мы знаем очень мало о религиях, традициях и культурах мира, и потому оперируем стереотипами. В этой связи необходимо призвать всю общественность серьезно подходить к высказываниям на религиозную тему: высказанная мысль, особенно критическая, должна основываться на твердом знании. Иначе все превращается в обычное пустословие", - заключил отец Эдуард.

Валентин Владимирович Лебедев
Председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев также счел односторонними обе предложенные позиции.

"Публично оскорблять религию недопустимо, но если это все же происходит, брать за это штрафы - сущий бред",- заявил он.

"Проводить же в наше время, в безбожном обществе, опросы по поводу богословских споров нелепо. Это в первые века христианства простой сапожник спорил с плотником о тонкостях церковных догматов – сейчас люди слишком мало знают о религии",- добавил Валентин Владимирович.

Виктор Петрович Лега
Виктор  Лега, доцент МФТИ, кандидат богословия, доцент ПСТГУ, заведующий кафедрой философии ПСТГУ, считает, что в публичной критике религий нет ничего дурного.

"Есть свобода слова, и плоха та религия, которая не может себя защитить словом. Например, христианство вообще все века доказывало свою истинность именно словом и правдой, и на протяжении всех веков выдерживало все нападки со стороны критиков",- сказал Виктор Петрович.

"Человеку необходимо дать право размышлять над той религией, которую он выбрал. А считать, что некоторые рассуждения могут оскорбить чувства верующего человека - это детский лепет",- заключил он.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

В ночь на 1 августа 32-летний мужчина приставил к памятнику лестницу и ударил топором по голове изображение цесаревича Алексея. Вскоре он был задержан сотрудниками Росгвардии. Мотивы его поступка неясны. От дачи показаний подозреваемый отказался. По неофициальным данным, нападавший - бывший сотрудник правоохранительных органов.

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике (Брянская область). Депутат Госдумы (1993-1998, 2011-2015). Член ЛДПР. Министр труда и социального развития РФ (1998-2000)