Священнослужители и эксперты о предмете "Духовно-нравственная культура"

11.12.2009 18:57



С четвертой четверти нынешнего учебного года 19 регионов страны по распоряжению президента Дмитрия Медведева запустят предмет «Духовно-нравственная культура». Предмет предполагает три модуля. Школьники будут изучать либо основы своей религии (православия, ислама, иудаизма, буддизма), либо историю религий, либо светскую этику (итого 6 вариантов).

Одна из сложностей введения этого предмета – в том, что не каждая школа может позволить себе шесть новых ставок. А это значит, что преподаватель должен быть готов вести предмет по всем трем модулям. "По сути, за полгода школьные учителя истории должны превратиться в профессиональных лицедеев, готовых, когда нужно, надевать маски религиоведов или богословов – в зависимости от запроса "публики", - пишет скептически настроенная по отношению к новому предмету газета "НГ-Религии".

Главное, чего опасаются противники нового предмета – что детей станут не учить, не воспитывать, даже не проповедовать им, а "вербовать". "Это попытка РПЦ войти в школу и преподавать Закон Божий, пусть он и называется иначе", - цитирует так же газета религиоведа Бориса Малышева.
Церковь, со своей стороны, настаивает, что ОПК – предмет для светских детей, которые не обязаны разделять точку зрения той или иной религии, а лишь изучают ее.

Кроме того, отмечают представители Церкви, в годы правления Ельцина возобладала точка зрения, что воспитывать должна семья, а школа – лишь давать знания. Однако оказалось, что во многих семьях не умеют или не могут дать детям полноценное воспитание, и потому детей стали воспитывать улица, телевизор и интернет. Поэтому новый предмет – попытка вернуть школе воспитательное значение. «У нас нет времени на реформы, – утверждает священник Григорий Чекменев. – Если будут потеряны еще несколько поколений, процесс вымирания и нравственной деградации населения будет необратим».

Еще одно возражение, которое выдвигают против нового предмета – что при отсутствии квалифицированных преподавателей и без надлежащей методики он отобьет у ребенка интерес к собственной религии и собственной культуре.

Наконец, последнее опасение – что добровольность выбора между модулями может оказаться мнимой, что родители и ученики будут подвергаться давлению со стороны школьной администрации (об одном таком случае Regions.ru уже писали) или соучеников.

"Одобряете ли вы введение нового предмета? Если бы у вас были дети школьного возраста, что бы вы выбрали: основы одной из религий России, светскую этику или историю мировых религий?" – с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям и экспртам.

Отец Сергий
Известный православный миссионер игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, одобряет введение в школах такого предмета, как «Духовно-нравственная культура».

"Я бы, безусловно, выбрал для своих детей «Основы православной культуры», - завил он.
«На мой взгляд, глубокое изучение одной традиции принесет больше пользы, чем поверхностное изучение истории всех мировых религий. К тому же, не стоит забывать, что Россия, преимущественно, - это православная страна», - заключил отец Сергий.


Отец Андрей Кураев
Известный православный публицист протодиакон Андрей Кураев, возглавлявший редколлегию учебника по "Основам православной культуры", считает, что новый предмет поможет народам России сохранить свою идентичность.

"Министерство образования предложило всем субъектам России определиться хотят ли они участвовать в данном эксперименте. Предполагалось, что изначально будет 18 регионов, однако совсем недавно к ним присоединилась еще и Еврейская автономная область. Главная цель этого эксперимента - это помочь найти способ нашим семьям и нашему народу, сохранить свою идентичность в условиях глобализации и найти возможность для воспитания русских православных культур в обществе, которое при этом остается разнообразным и светским", - рассказал он.

"Наша задача этого эксперимента - найти такие способы общения с детьми, такие формы организации учебного процесса, чтобы дети могли бы глубоко изучать свою родную культуру и при этом, чтобы это изучение учило быть их жить в мире с инакомыслящими друзьями и одноклассниками", - подчеркнул отец Андрей.

"Я заранее готов согласиться со всевозможной критикой. Она звучит из уст и православных, и мусульман, и светских людей. Мой ответ только один - конечно проблемы огромные, недостатков масса но, что будет если этого эксперимента не делать вообще?", - добавил он.

"Для своих детей я бы выбрал изучение ислама, например, или иудаизма, но не православия же, я сам священник и смогу рассказать своим детям о нашей религии самостоятельно. Дети не будут делиться по конфессиональному признаку, а по интересу к той или иной религии", - подытожил публицист.

Отец  Александр Добродеев
Иерей Александр Добродеев, зав. сектором по взаимодействию с правоохранительными учреждениями Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, считает, что православное воспитание очень важно для человека.

"Конечно, я одобряю такие уроки в школах. Это большой шаг в области просвещения, образования и воспитания. Градация на разные модули этого предмета была сделана с учетом нашего многонационального государства. Любой школьник может выбрать себе то направление, которое ему больше всего интересно. Ну а тем, кто себя не относит ни к какой религии, могут изучить светскую этику, например. Поэтому все модули важны", - сказал священник.

"Православные дети, кроме обычной школы посещают еще воскресные школы, которые находятся в храмах и тот недостаток духовного воспитания они восполняют там. Православное образование очень нужно, оно помогает людям не только духовно, но и позволяет лучше ориентироваться в жизни", - подытожил он.


Исмаил Бердиев
Исмаил Бердиев, председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края, поддерживает введение нового предмета.

"Я поддерживаю введение в школы предмета "Духовно-нравственная культура". Это очень хорошая практика. Дети должны знать историю как своей религии, так и других. Думаю, такое нововведение повысит воспитания нашего будущего поколения", - сказал он.

"Для своих бы детей я выбрал историю мировых религий, так как, на мой взгляд, это позволит не только детям вырасти высокообразованными личностями, но и увеличит консолидацию будущих поколений вообще", - подытожил Исмаил-хаджи.

Елена Леонтьева
Одобрительно отнеслась к запуску в школах России предмета «Духовно-нравственная культура» руководитель Московского буддистского центра школы Карма Кагью Елена Леонтьева.

«Если бы от меня зависел выбор изучения какого-то конкретного модуля данного предмета, то я остановилась на истории мировых религий в целом. Однако, безусловно, дети должны сами себе выбирать интересы по вкусу, а уже потом решать, что им принципиально важно знать, а что нет», - отметила Елена Валерьевна.

«История мировых религий – это дисциплина, которая в значительной степени расширит мировоззрение и эрудицию детей, что в дальнейшем позволит им делать свои сравнения и выводы», - заключила Елена Леонтьева.

Виктор Петрович Лега
Виктор Лега, доцент МФТИ, кандидат богословия, доцент ПСТГУ, заведующий кафедрой философии ПСТГУ, считает, что нужно дать возможность школьникам самим выбирать, какое из направлений им ближе в духовно-нравственной культуре.

"Я одобряю введение такого предмета. Школьники должны иметь выбор, и мне бы хотелось, чтобы школьники сделали этот выбор самостоятельно. У меня есть опасения, что этот выбор будет делать за них или их родители, или учителя. Такого быть не должно", - сказал Виктор Петрович.

"Своим детям в первую очередь, конечно, я бы посоветовал изучить основы православной религии, так и я и мои дети исповедуют именно эту религию. Но я очень хотел бы чтобы они знали и историю других религий, и светскую этику",- заключил он.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

В ночь на 1 августа 32-летний мужчина приставил к памятнику лестницу и ударил топором по голове изображение цесаревича Алексея. Вскоре он был задержан сотрудниками Росгвардии. Мотивы его поступка неясны. От дачи показаний подозреваемый отказался. По неофициальным данным, нападавший - бывший сотрудник правоохранительных органов.

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике (Брянская область). Депутат Госдумы (1993-1998, 2011-2015). Член ЛДПР. Министр труда и социального развития РФ (1998-2000)