Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Владимир Пехтин рассказал об итогах работы парламентской комиссии по расследованию обстоятельств аварии на СШГЭС

25.12.2009 14:05


На пленарном заседании Государственной думы в пятницу, 25 декабря, первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия", сопредседатель парламентской комиссии по расследованию обстоятельств, связанных с возникновением чрезвычайной ситуации техногенного характера на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года Владимир Пехтин выступил с докладом об итогах работы комиссии. Пресс-служба думской фракции "Единой России", распространила Тезисы выступления Владимира Пехтина об итогах работы парламентской комиссии по расследованию обстоятельств аварии на СШГЭС.

Авария 17 августа 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС - крупнейшая в истории катастрофа на гидроэнергетическом объекте России и одна из самых значительных в истории мировой гидроэнергетики.

Именно огромные масштабы разрушений, которые привели к гибели людей, возникновению дефицита электроэнергии, потерям в экономике региона и страны стали причинами проведения парламентского расследования.

Инициатива создания парламентской комиссии принадлежала Государственной думе, ее председателю Грызлову Борису Вячеславовичу.

Основными целями деятельности Комиссии стали:

выявление причин и условий возникновения обстоятельств, приведших к аварии;
- анализ действий должностных лиц;
- подготовка предложений по недопущению в будущем подобного рода катастроф и происшествий.

Комиссия провела 12 заседаний с учетом выездных. Члены комиссии работали на месте трагедии в поселке Черемушки, а также на предприятиях, производящих гидрооборудование в г. Санкт-Петербурге.

В Комиссию была представлена подробная информация от органов государственной власти, министерств, ведомств и других организаций. Хочу особо подчеркнуть, что ни одного случая отказа от предоставления материалов и документов не было.

Были заслушаны:
- министр энергетики Российской Федерации Сергей Иванович Шматко;

- заместители Министра Синюгин и Светлицкий;

- руководитель Ростехнадзора Николай Георгиевич Кутьин;

- исполняющий обязанности председателя Правления ОАО "РусГидро" Василий Александрович Зубакин;

- руководители ОАО "Системный оператор ЕЭС", ОАО "Федеральная сетевая компания" и другие.

Под руководством членов Комиссии Маслюкова Юрия Дмитриевича и Рыжкова Николая Ивановича была сформирована Экспертная группа, в которую вошли ведущие ученые Российской Академии Наук, руководители и признанные специалисты энергетических и проектных институтов, предприятий электротехнической промышленности - всего более 30 экспертов.

Членами комиссии в полном объеме был проведен анализ технической составляющей аварии и действий должностных лиц. Дана оценка законодательства по вопросам обеспечения безопасности на особо опасных объектах при их проектировании, строительстве и эксплуатации.

Итоговый доклад Комиссии со всеми приложениями размещен в сети Интранет, с материалами которого вы уже ознакомились. Поэтому я хочу остановиться только на некоторых ключевых моментах этого документа.

Комиссия пришла к выводу, что авария на станции стала следствием целого комплекса причин технического, организационного и нормативно-правового характера, включая недопустимо низкую ответственность руководства станции и эксплуатационного персонала. Не был должным образом организован постоянный мониторинг технического состояния оборудования оперативно-ремонтным персоналом, качество ремонтных работ не контролировалось, имели место случаи злоупотребления служебным положением при организации ремонтов.

Основной причиной аварии стало непринятие мер к оперативной остановке второго гидроагрегата и выяснению причин повышенной вибрации. Напомню, что в последние 13 минут до катастрофы амплитуда вибрации подшипника крышки турбины увеличилась до 840 микрометров при максимальном допустимом значении 160 микрометров, то есть более чем в пять раз. Любой специалист прекрасно понимает, что это запредельные перегрузки, и в этой ситуации главный инженер станции и контролирующие технические службы обязаны были принять решение об остановке второго агрегата.

Развитие аварии от разрушения отдельного гидроагрегата до выхода из строя гидростанции явилось следствием отсутствия в системе управления станцией (АСУ ТП) необходимого комплекса защитных мер в отношении оборудования и персонала станции.

Губительным фактором стало размещение помещений для персонала на отметках, подверженных затоплению, а также отсутствие в этих помещениях эвакуационных выходов на безопасные отметки.

Это в полной мере относится и к размещению оборудования систем технологических защит, связи, управления в местах, подверженных гидромеханическому воздействию, в результате чего с первых минут аварии было полностью потеряно управление оборудованием станции.

Также обстоятельствами, способствующими аварии, стали:

- отсутствие авторского надзора за работой гидроагрегатов со стороны института "Ленгидроэнергопроект", а также со стороны завода-изготовителя - производственного объединения "Ленинградский металлический завод";

- исключение требований лицензирования ремонтной деятельности на энергетических объектах, что способствовало снижению профессионального уровня ремонтных организаций и качества проводимых работ;

- необеспечение должного внимания к безопасности функционирования станции структурами управления ОАО "РусГидро";

- низкий уровень персональной ответственности технических руководителей и эксплуатационного персонала за вверенные объекты электроэнергетики;

- отсутствие системы профессиональной подготовки главных технических специалистов и как, следствие, снижение уровня квалификации руководящих кадров, работающих в отрасли, и принижение роли инженерных служб и в частности главного инженера.

Все это привело к масштабной катастрофе, унесшей жизни семидесяти пяти человек. Трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС болью откликнулась в сердцах многих людей в нашей стране. В адрес комиссии поступали многочисленные письма от простых инженеров, специалистов-гидротехников, где они выражали свои соболезнования, излагали собственное мнение о случившемся и пути недопущения повторения подобных аварий. Хочу привести пример одного специалиста-гидротехника Веры Николаевны Алéксинской. Она написала, дословно читаю: "Саяно-Шушенская ГЭС - детище трудов ученых, инженеров, строителей, исследователей по самым различным специальностям попало в руки недобросовестных и некомпетентных людей. Если так, это не только аморально и преступно, но и крайне опасно". По данным социологических опросов, относительное большинство россиян – это более 46 процентов - возлагает ответственность за аварию, произошедшую на Саяно-Шушенской ГЭС, на ее руководство и персонал.

Системный анализ, проведенный рабочими группами парламентской комиссии, дает нам полное основание назвать должностных лиц, причастных к аварии. Подчеркну, что вопрос довольно сложный, и многие считают, что перечень не нужно приводить, но, на наш взгляд, это необходимо сделать. Итак, это:

Неволько Николай Иванович – директор Саяно-Шушенской ГЭС;

Митрофанов Андрей Николаевич – первый заместитель директора, главный инженер Саяно-Шушенской ГЭС;

Шерварли Евгений Игоревич – заместитель главного инженера по эксплуатации Саяно-Шушенской ГЭС;

Никитенко Геннадий Иванович – заместитель главного инженера по технической части Саяно-Шушенской ГЭС;

Матвиенко Александр Владимирович – начальник службы мониторинга оборудования филиала ОАО "РусГидро";

Погоняйченко Игорь Юрьевич – начальник оперативной службы филиала ОАО "РусГидро"; Пересторонин Александр Иванович – начальник производственно-технической службы филиала ОАО "РусГидро";

Чуричков Николай Васильевич – начальник службы надежности и техники безопасности филиала ОАО "РусГидро" - "Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего";

Чупров Андрей Иванович – начальник службы технологических систем управления филиала ОАО "РусГидро";

Юсупов Тимур Маратович – заместитель руководителя Бизнес-единицы "Производство" ОАО "РусГидро", директор по эксплуатации ОАО "РусГидро";

Толошинов Александр Валентинович – член Правления ОАО "РусГидро", Управляющий директор, Руководитель дивизиона "Сибирь" (2002-2006гг. - генеральный директор ОАО "Саяно-Шушенская ГЭС имени П. С. Непорожнего");

Чиглинцев Михаил Иванович - заместитель начальника службы экономической безопасности и режима; с 03.08.2009г. по 21.08.2009г. – исполняющий обязанности начальника штаба ГО и ЧС службы экономической безопасности и режима (в соответствии с приказом № 166к от 03.08.2009г. заместитель директора филиала ОАО "РусГидро" - "Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего");

Дорофеев Николай Павлович – начальник Департамента технической инспекции ОАО "РусГидро";

Клочков Роман Викторович – начальник Департамента планирования ремонтов, технического перевооружения и реконструкции ОАО "РусГидро";

Кроме тех, кто причастен непосредственно к эксплуатации гидроэнергетических объектов, есть и люди, которые должны этот процесс контролировать:

Баклицкий Леонид Владимирович – Руководитель МТУ Ростехнадзора по Сибирскому федеральному округу (на 04.07.2008г.);

Коновалов Анатолий Николаевич – Заместитель руководителя МТУ Ростехнадзора по Сибирскому федеральному округу (на 04.07.2008г.);

Руководство ООО "НПФ "Ракурс" (Чернигов Леонид Михайлович) и ООО "Промавтоматика" (Ларионов Александр Анатольевич).

Комиссия на основании пункта 4 статьи 25 Федерального закона "О парламентском расследовании" предлагает освободить от занимаемых должностей большинство указанных лиц, действия или бездействие которых привели к возникновению катастрофы.

Комиссия обращается к Следственному комитету при Генеральной Прокуратуре Российской Федерации с просьбой определить степень виновности лиц, причастных к аварии.

Оценивая действия по ликвидации последствий аварии, Комиссия считает необходимым отметить героические усилия сотрудников станции, которые вручную осуществили сброс аварийно-ремонтных затворов водоприемников, прекратив поступление воды в машинный зал, и тем самым предотвратив развитие аварии. Это Евгений Кондратцев, Ильдар Багаутдинов, Александр Катайцев, Николай Третьяков и Павел Майоршин. Также Комиссия отмечает оперативную и эффективную деятельность Правительства РФ и Правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС и обеспечению устойчивого энергоснабжения потребителей объединенной энергосистемы Сибири под руководством заместителя председателя правительства Российской Федерации Игоря Ивановича Сечина, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), правительства республики Хакасия.

Особое внимание Комиссии было уделено решению социальных вопросов людей, пострадавших в результате аварии на станции.

На совещании о ходе ликвидации последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в Национальном центре управления кризисными ситуациями МЧС России председатель правительства России Владимир Владимирович Путин сказал: "социальная поддержка не должна носить разового характера… Нужно помочь семьям пострадавших решить долгосрочные жизненные проблемы - такие, как обеспечение жильем, работой, образование детей. А также - обеспечить работой всех сотрудников гидростанции на время ее ремонта, реконструкции".

На наш взгляд, слова председателя правительства – это главная гарантия того, что людям действительно помогут.

По информации на сегодняшний день, уже выплачено 135 млн. рублей, а всего в виде компенсаций семьям погибших и пострадавшим будет выплачено более 300 млн. рублей, что составит более 4 млн. каждой семье. Погашены банковские кредиты погибших в аварии, оказывается помощь в трудоустройстве членов семей пострадавших, приобретены 17 квартир, еще 3 квартиры находятся в стадии оформления.

Совместно с правительством Хакассии была проведена работа по переводу всех студентов (11 человек) из семей погибших, обучавшихся на коммерческих условиях в учебных заведениях, на бюджетные места.

В целях обеспечения восстановительных работ на станции была увеличена штатная численность на 80 единиц, куда в первую очередь принимаются члены семей погибших. Ведется прием и в другие организации, участвующие в восстановлении ГЭС. На сегодняшний день трудоустроено 28 человек. В процессе трудоустройства 13 чел.

Сейчас необходимо продолжить решать долгосрочные жизненные проблемы, касающиеся социального обеспечения семей погибших и пострадавших, выпустив специальное постановление правительства Российской Федерации.

Комиссия также считает необходимым рассмотреть возможность закрепления Фондом социального страхования бесплатных путевок на санаторно-курортное лечение родственникам погибших и пострадавшим, включая родителей и совершеннолетних детей.

По результатам работы Парламентская комиссия выработала рекомендации Правительству Российской Федерации и Федеральному Собранию.

Остановлюсь на некоторых из них, на главных:

- разработать и принять в приоритетном порядке пакет нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность стратегически важных для национальной безопасности производственных и технических объектов;

- выработать критерии оценки состояния энергетических объектов, в том числе безопасности, и закрепить их в технических регламентах.

Необходимо в кратчайшие сроки принять технические регламенты "О безопасности электрических станций и сетей", "О безопасности высоковольтного оборудования", "О безопасности электроустановок". Все указанные регламенты прошли первое чтение. Также необходимо в кратчайшие сроки разработать и внести в Государственную думу проекты технических регламентов "О безопасности электроэнергетических систем" и "О безопасности гидротехнических сооружений". Всего требуют принятия и внесения изменений 19 нормативно-правовых актов.

Далее:

- разработать Федерально-целевую программу модернизации электроэнергетики с комплексом мер по обеспечению необходимых объемов финансирования капитальных вложений в основные фонды отрасли;

- рассмотреть вопрос о повышении эффективности государственного управления в сфере энергетики с целью ликвидации научно-технического и промышленного отставания энергетической отрасли и повышения надежности и безопасности функционирования и развития единой энергетической системы России;

- создать независимую структуру контроля, преобразовав Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору в Федеральную службу по атомному, технологическому и энергетическому надзору с консолидацией в рамках ее деятельности всех функций энергетического надзора и контроля и закрепить ее в ведении правительства Российской Федерации;

- учитывая сокращение генерирующих мощностей Восточной Сибири и Дальнего Востока, проработать вопрос о приоритетном финансировании и ускорению ввода в действие гидроагрегатов ключевых гидростанций – Богучанской, Усть-Среднеканской и Бурейской ГЭС;

- выработать предложения по обеспечению устойчивого энергоснабжения в замкнутых энергосистемах дальневосточных территорий России (в том числе, Колымской, Сахалинской и Камчатской) с одновременным расширением строительства резервных линий электропередач;

- сформировать единый отраслевой научно-технический комплекс, включающий, проектные институты "Гидропроект им. С.Я. Жука" в Москве, Красноярский "Гидропроект" и "МособлГидропроект" в г. Дедовске Московской обл.;

- внести изменения в Устав ОАО "РусГидро", определив приоритетной цели деятельности обеспечение безопасности и надежности эксплуатации оборудования, зданий и сооружений;

- создать систему подготовки и переподготовки главных специалистов, инженерных кадров и специалистов всех категорий, работающих в генерирующих и сетевых компаниях, проведения периодических аттестаций управленческого персонала энергетических объектов и ремонтных служб на предмет их соответствия занимаемым должностям;

- создать систему подготовки кадрового резерва.

23 декабря в г.Красноярске состоялось заседание Правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, на котором обсуждались вопросы о ходе восстановительных работ на станции.

Хочу доложить депутатам, что в настоящее время все аварийные работы на Саяно-Шушенской ГЭС завершены. Демонтированы разрушенные железобетонные конструкции, разобраны завалы. 6 ноября 2009 г. создан тепловой контур здания ГЭС.

Гидроагрегаты №6 и 5 готовы к пуску на холостой ход турбины. В соответствии с утвержденным графиком готовность подключения гидроагрегата 6 на промышленную мощность запланирована на март 2010 г., а гидроагрегата 5 - на апрель 2010 года.

30 ноября подписан договор на поставку 10-ти гидроагрегатов с ОАО "Силовые машины".

Также проводятся мероприятия по предотвращению льдообразования на объектах Саяно-Шушенского гидроузла: обогрев кровли машинного зала, регулярная обколка льда и постоянный мониторинг льдообразования.

Подводя итоги, можно уверенно сказать, что уровень и методы реализации государственной политики в области гидроэнергетики и электроэнергетики должны быть модернизированы в соответствии с современным уровнем развития энергетической отрасли в нашей стране.

Необходимо срочное формирование правового и организационного регламентирования государственной системы управления сложными производственно-технологическими объектами.

Государственная политика должна быть переориентирована с ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и катастроф на их предупреждение.

Я убежден, что катастрофу на Саяно-Шушенской ГЭС можно было предотвратить. Наша общая задача сейчас – в максимально короткие сроки на законодательном уровне исключить любую возможность возникновения подобных ситуаций на других станциях.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

"Цены должны быть не просто сохранены, или балансировать на уровне прошлого года плюс инфляция. Нет, цены должны быть снижены, и в первую очередь на всю отечественную сельхозпродукцию. А для этого вообще не следует никому ее продавать, и прежде всего начиная, естественно, с тех стран, которые объявляют нам санкции, бойкот, гибридную войну..."

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Результаты работы парламента будут зависеть прежде всего от того, собирается ли правительство существенным образом изменять экономический курс. Судя по бюджету, этого делать не предполагается. При такое политике практически невозможно существенно улучшить материальное и социальное положение людей. Поэтому по-прежнему российская экономика будет развиваться относительно медленно, и не будет выполнен указ президента № 204, согласно которому мы должны обеспечить экономический прорыв. не будут ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"В отдельных ситуациях, где граница между регионами исторически проходит по очень плотно населенному участку, возможно, действительно стоит принимать какие-то решения по уточнению границ. Но это должны решить уже сами соседствующие друг с другом субъекты, там, где этого сделано не было, и возникали какие-то споры. Но это вопросы, которые должны регулироваться, скажем так, в субсидиарном порядке между самими субъектами. А в тотальном определении границ субъектов просто нет необходимости..."