Как говорить с молодежью, - Мнения священнослужителей

05.02.2010 13:06



Выступая на Архиерейском совещании, патриарх Кирилл говорил, в частности, о работе с молодежью. "Нам нужно понимать, какие вопросы и проблемы ее волнуют, готовиться отвечать на эти вопрошания. Ну а чтобы понимать молодежь, необходимо научиться ее слушать", - сказал он.

Он предостерег от попыток заигрывать с молодежной культурой. "Мы видим, как в эту ловушку попали христианские проповедники на Западе. Сегодня многие с опаской говорят, что когда мы проповедуем байкерам или на рок-концертах, то мы идем тем же путем. В некоторых случаях, к сожалению, эти слова не лишены смысла. Да, в каждой культурной среде мы должны говорить на понятном для этой среды языке. Но при этом обязаны помнить, что пришли сюда для одной цели — ради проповеди Слова Божия и благовестия о спасении".

"В самом ли деле с молодыми людьми о религии и Боге приходится говорить не так, как с остальными? Почему? Как бы вы определили эти особенности?" – с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям и экспертам.


Отец Максим Козлов
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, отметил, что молодость, помимо всего прочего, характеризуется максимализмом, свойством подвергать сомнению авторитеты, определенного рода некритичностью в принятии точек зрения, когда предпочтение отдается не рациональному, а эмоциональному выбору.

"Эти обстоятельства при работе с молодежью нужно учитывать и использовать. Священник, общаясь с молодежью, должен быть предельно искренним. Малейшие нотки фальши, всякая компанейщина, любое подозрение, что речь идет не об общении личностей, а о каком-то запланированном мероприятии – все это отталкивает молодых людей. Даже тень насилия в мировоззренческой области действует на молодых людей, не склонных к конформизму, очень отрицательно", - сказал он.

"Принятие каких-либо решений молодым человеком должно быть абсолютно свободным. Необходима абсолютная честность в обсуждении недостатков как в жизни общества и государства, так и в жизни Церкви как человеческого сообщества", - подчеркнул священник.

"Искренность и любовь в общении с молодежью – важнейшее подспорье в достижении миссионерского успеха. Это, по-моему, самое главное. И на это уже могут накладываться различные проекты и программы", - заключил он.

Иеромонах Тихон (Зимин)
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, согласился, что молодежная аудитория обладает особой спецификой, которую необходимо учитывать.

"Для молодого человека главное - чтобы его сначала выслушали и услышали. Только после этого он сам будет готов воспринимать какую-то информацию", - сказал он.

"Необходимо учитывать, что современные молодые люди росли и воспитывались в специфических условиях, резко отличающихся от тех, в которых прошло детство людей зрелого возраста. Ценности и идеи, которые сформировали внутренний мир современной молодежи, отличаются от тех, которые впитывали мы. Неудивительно, что внутренний мир современного молодого человека – своего рода terra incognita для тех, кому уже за 40. И, может быть, в современных условиях умение выслушать и понять молодого человека является не менее важным, чем способность что-либо донести до него", - добавил отец Тихон.

Иеромонах Платон (Воробьев)
В разговорах о религии и Боге к молодому человеку, как и к любому другому, надо подходить индивидуально, считает председатель Отдела по делам молодежи Рязанской епархии иеромонах Платон (Воробьев).

«Чтобы человек заглянул в глубину своей души, - тем более, если он впервые перешагнул порог храма, - Церковь должна подобрать к нему индивидуальный подход в разговоре о Боге и вере. Она не должна испугать его строгими правилами или еще чем-то, а дать понять, что этот молодой человек ей интересен как личность», - заявил он.

«Никаких алгоритмов для построения разговора с молодежью нет. Главная задача проповедника – показать свою искреннюю заинтересованность в молодом человеке как в личности, а также уметь правильно преподнести мнение Церкви, направив собеседника в нужное русло», - заключил отец Платон.

иеромонах Макарий (Маркиш) Руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш), известный православный публицист и миссионер, один из авторов "Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека", считает, что нужно с молодежью общаться на равных, а читать ей нравоучения.

"Патриарх Кирилл никогда слов на ветер не бросает. И если он заметил, что с общением молодежи необходим особый подход, - значит, он хочет обратить наше внимание на принцип проповеди, который был указан самим спасителем в Евангелии", - сказал он.

"Суть христианского богословия в том, что Бог приходит на землю и превращается в плоть и кровь, чтобы мы приобрели божественные свойства. Святейший патриарх Кирилл рассказывает нам все так, чтобы мы все правильно поняли, а уже наша задача и задача СМИ, доносить эти основы до внимания людей. Проповедь необходима всем, и чтобы проповедовать правильно, нужно для каждого слоя общества подбирать ее язык", - подчеркнул священник.

"Молодежь - это часть общества подвижная и чувствительная. Поэтому, общаясь с ней, легко наделать ошибок и испортить отношения. Молодого человека очень легко обидеть и задеть его личную позицию и чувства, поэтому нужно общаться с молодежью на равных", - пояснил он.

"Очень важно также не обращаться к молодежи с позиции старших, сверху вниз. Это привычка возникла тогда, когда все в обществе было стабильно и старший по возрасту действительно уже в силу этого пользовался авторитетом", - сказал отец Макарий.

"Сейчас все изменилось, сегодня молодежь иногда гораздо сильнее и активнее старших. В общении с молодежью нужно подчеркивать, что мы не нравоучения читаем, а стараемся говорить на равных, - быть может, иногда даже снизу вверх", - заключил он.

Отец Андрей Постернак
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак отметил, что люди разных возрастов действительно по-разному воспринимают религию, у них различное отношение и к Церкви, и к христианству.

"Поэтому к представителям различных возрастных категорий нужно обращаться на понятном для них языке. Это сформулировано еще апостолом Павлом: "Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона,- не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу,- чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых". И это правило становится особенно актуальной в работе с современной молодежью с ее сложным внутренним миром и психологией, с ее особой культурой, с ее специфическими особенностями мировосприятия", - сказал священник.

"Христианская проповедь, обращенная к молодежи должна учитывать эту специфику и найти соответствующие формы. Но в первую очередь нужно найти общий язык", - заключил он.

Отец  Александр Добродеев
Иерей Александр Добродеев, зав. сектором по взаимодействию с правоохранительными учреждениями Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами, отметил, что у Церкви имеется многовековой опыт общения с молодежью, причем, не только с той ее частью, которая ходит в храмы на исповеди и прочищение, но и с той, которая не имеет религиозного опыта и которую просто невозможно удержать обычной дисциплиной, бытом или социальными условиями. "Сейчас среди молодежи много искривленных душ, поэтому Церковь и ищет разные формы взаимодействия с ее представителями: беседы, поездки, кинофильмы, спектакли на духовно-религиозные темы, даже концерты», - рассказал он.

«Для проповеди среди молодежи нужен понятный абсолютно для любого человека язык, С молодым поколением нельзя заигрывать. Молодым стоит говорить только правду – почуяв в ваших словах малейшую ложь, они вам больше не поверят. Им вообще нужно не столько рассказывать, и уж ни в коем случае не "вербовать", сколько показать более интересную, более светлую, чем у них, жизнь», - отметил священник.

«Надо уметь не просто слушать, но и выслушать, что говорит сама молодежь о своих проблемах. Но главное - быть честными и терпимыми», - заключил отец Александр.

Отец Максим Первозванский
Клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала "Наследник", духовник молодежной организации "Молодая Русь" протоиерей Максим Первозванский призывает священнослужителей не пытаться учить молодежь уму-разуму, а общаться с нею на равных.

"Есть очень важный момент, который в проповеди Евангелия подчеркивал святой Николай Японский: "Сначала полюби того, кому говоришь проповедь, потом вызови любовь к себе, а потом говори о Боге". Проповедь для молодежи часто бывает такой, что молодежь слышит, что ей говорят, но видит, что её-то не понимают. Нужно не просто демонстрировать понимание, а действительно понимать молодежь, вникать во все её проблемы", - сказал он.

"Главное, чтобы к молодежи обращались те, кто её реально понимают. Еще ни в коем случае нельзя "учить жизни", разговаривая с молодежью. Взрослые люди иногда хотят быть учениками, а молодежь, как правило, не любит, чтобы её учили: "они сами знают, что делать", - подчеркнул отец Максим.

"С молодежью нужно разговаривать на равных. Нужно дать понять, что мы не собираемся ничему их учить, а просто хотим поделиться своими знаниями", - подытожил он.

Отец Сергий Круглов
Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края и известный поэт, считает, что главное в проповеди - искренность.

"Если проповедник хочет донести суть, то нужно говорить честно и понятно", - сказал он.

"Яркий пример для меня в этом митрополит Антоний Сурожский (Блум), который известен своими проповедями. У него даже есть рассказ, про то, как он однажды оказался в обществе хиппи и там очень живо описывается, как он разговаривал с ними о Христе", - подчеркнул священник.

"Проповедь должна быть честной, естественной. Люди не верят тем, кто лицемерит, и не уважают таких людей. Учиться общаться с молодежью нужно начинать в семье. Нужно понять каждого, разобраться, что для этого человека важно и нужно, и самое главное – разобраться: ты ли к нему пришел со своей миссией или он тебе пришел. Навязываться нельзя: если тебя слушать не хотят, то и не услышат", - заключил отец Сергий.

Отец Филипп Ильяшенко
Заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, член епархиальной комиссии по делам молодежи города Москвы священник Филипп Ильяшенко считает, что с молодежью разговор о Боге должен складываться особенным образом.

«В любом тематическом разговоре молодежь требует к себе подхода, отличного от разговора с другими возрастными категориями, поскольку молодость – это особый период жизни, когда человек готов удовлетворять свои амбиции, не считаясь с какими-либо препятствиями и не идя на компромиссы», - заявил он.

По мнению отца Филиппа, «разговор с молодежью должен основываться на честности и прямолинейности. Проповедник должен уметь, не снижая планку, говорить на простом и общедоступном языке, понятном как доктору наук, так и простому студенту. Кроме того, любому проповеднику очень важно осознавать, что в своей речи главное привести молодежь к Богу, а не к себе». «Проповедник, который будет соблюдать эти особенности, безусловно, добьется положительных результатов в своем деле», - заключил он.


Джафар Зуфярович Бикмаев
Муфтий Ростовской области Джафар Зуфярович Бикмаев считает, что с каждой социально-демографической группой следует говорить с учетом ее особенностей.

«Безусловно, с молодыми людьми надо говорить на особом языке: каждая из социально-демографических групп требует к себе определенного подхода, в том числе и в разговоре, который должен вестись с учетом определенных возрастных интересов. Так, в частности, с рабочими колхоза надо говорить о комбайне, а не о космосе», - сказал он.

По словам муфтия, с молодежью нужно быть дипломатичным и терпимым. «Я полностью согласен со Святейшим Патриархом, что с молодежью надо говорить на ее языке. И особенность этого разговора должна заключаться не только в умении грамотно построить диалог с молодыми людьми, но и в умении слушать молодежь и грамотно строить ответы на поставленные ею вопросы», - заключил Джафар Зуфярович.


Исмаил Бердиев
Председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края Исмаил Бердиев считает, что необходимо выбирать тот язык в общении с молодежью, который ей понятен.

"Сегодня молодежь мало что знает о религии и о Боге, поэтому нужно начинать с самых азов. Для них хорошо то, что им понятно", - сказал он. "Другая проблема – в том, что реклама и телевидение навязывают молодежи неправильные ценности. Поэтому религия молодым часто бывает непонятна, и у них сначала нужно еще вызвать к ней интерес", - добавил муфтий.

"Необходимо подбирать язык общения с молодежью индивидуально, исходя от жизненных ценностей молодых людей, их мировоззрения и других приоритетов", - подытожил Исмаил - хаджи.

Константин Бендас
Первый заместитель председателя, управляющий делами Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) епископ Константин Бендас согласен, что с молодежью нужно говорить на ее языке.

«У Церкви и у многих религиозных организаций есть проблема: они остаются не услышанными из-за того, что их представители говорят на языке, который состоит исключительно из понятий и слов того же, например, Синодального издания Библии, а для многих сегодня эти понятия и слова невнятны. Поэтому для любого христианского проповедника крайне важно не только сохранить в разговоре истинность Божьего Слова, но и постараться преподнести Слово на языке, понятном именно данному слушателю: молодому человеку, представителю малочисленного народа или какой-то субкультуры – и так далее», - заявил он. По словам Константина Владимировича, в своем выступлении «Святейший Патриарх четко подметил важность того, что необходимо научиться слушать молодежь. Нам, отцам, зачастую не хватает терпения просто выслушать и попробовать услышать наше молодое поколение, поскольку мы не способны отказаться от огромного количества нравоучений и правильных слов, заложенных в нас. Поэтому, безусловно, Церковь должна научиться слушать и слышать людей вокруг себя, особенно молодых людей».
«Кроме того, - продолжил он, - Святейший правильно и четко назвал и опасности, подстерегающие миссионеров, проповедников, благовестников: говоря на языке современной молодежи, не слиться с их культурой. Однако если у благовестника есть призвание от Бога, то, безусловно, он совладает с искушениями, которые ожидают его на непростом пути миссионерства».

"А почему для разговора с молодежью нужно искать особые приемы, ответ очевиден: вечная проблема отцов и детей", - пояснил Константин Бендас.

«Молодежь способна воспринимать только тех ораторов, которые говорят с ними на одном языке, на одной частоте, поскольку она гораздо быстрее воспринимает и впитывает новую информацию, чем наше поколение», - подчеркнул он.

По его словам, особенность проповеди для молодежи должна заключаться в актуальности темы. Константин Владимирович напомнил, что «Иисуса Христа обвиняли в том, что он говорил на языке, понятном и плотнику, и рыбаку, и домохозяйке, и купцу, что, не нравилось людям книжным и ученым богословам того времени». И здесь считает он стоит аналогичная задача: чтобы заинтересовать молодого человека разговором о религии, он должен принять значимую для него окраску.

«Мы должны знать, какова у молодежи система ценностей. В нее могут входить вопросы достатка, внешнего вида, взаимопонимания со старшим поколением, любви, влюбленности, а также тех вызовов, которые бросает телевидение, массовая культура и шоу-бизнес. И если мы в проповеди не будем готовы коснуться этих и многих других вопросов, - причем ответив на них, предложив реальную альтернативу наркотической, клубной или иной субкультуре, - то мы не будем услышаны и восприняты всерьез, оставшись для молодежи в лучшем случае этаким музеем. Поэтому Церковь должна оказаться победителем в дебатах с молодежью», - заключил Константин Бендас.

Виктор Петрович Лега
Виктор Лега, доцент МФТИ, кандидат богословия, доцент ПСТГУ, заведующий кафедрой философии ПСТГУ, полагает, что попытки найти общий язык не должны переходить в панибратство.

"С молодежью нужно разговаривать, учитывая их особенности, - но, разумеется, нельзя говорить на молодежном сленге. Если мы преподаем физику или математику в школе, то мы учитываем детский возраст, детское восприятие при подаче материала, но, конечно же, говорим не так, как дети между собой. Поэтому тут нужно подбирать индивидуальное общение", - сказал он.

"Нужно проповедовать христианство, чтобы молодежь понимала, что это возвышенное учение, к которому надо стремиться, а не опошлять религию сленговыми словечками, при этом искажая её сущность", - заключил Виктор Петрович.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

В ночь на 1 августа 32-летний мужчина приставил к памятнику лестницу и ударил топором по голове изображение цесаревича Алексея. Вскоре он был задержан сотрудниками Росгвардии. Мотивы его поступка неясны. От дачи показаний подозреваемый отказался. По неофициальным данным, нападавший - бывший сотрудник правоохранительных органов.

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике (Брянская область). Депутат Госдумы (1993-1998, 2011-2015). Член ЛДПР. Министр труда и социального развития РФ (1998-2000)