Назовите фамилии тех, кто конкретно должен справляться с сокращением потребления незарегистрированного алкоголя, но не делает этого, кто закрывает глаза в обмен на многомиллиардную мзду!

Перенаселенность Москвы - вина властей, которые по-прежнему надеются, что вот этот базар, который они называют сладким для них словом «рынок», все отрегулирует. Не отрегулирует, и рассчитывать на это бесполезно!

Как говорить с молодежью, - Мнения священнослужителей

05.02.2010 13:06



Выступая на Архиерейском совещании, патриарх Кирилл говорил, в частности, о работе с молодежью. "Нам нужно понимать, какие вопросы и проблемы ее волнуют, готовиться отвечать на эти вопрошания. Ну а чтобы понимать молодежь, необходимо научиться ее слушать", - сказал он.

Он предостерег от попыток заигрывать с молодежной культурой. "Мы видим, как в эту ловушку попали христианские проповедники на Западе. Сегодня многие с опаской говорят, что когда мы проповедуем байкерам или на рок-концертах, то мы идем тем же путем. В некоторых случаях, к сожалению, эти слова не лишены смысла. Да, в каждой культурной среде мы должны говорить на понятном для этой среды языке. Но при этом обязаны помнить, что пришли сюда для одной цели — ради проповеди Слова Божия и благовестия о спасении".

"В самом ли деле с молодыми людьми о религии и Боге приходится говорить не так, как с остальными? Почему? Как бы вы определили эти особенности?" – с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям и экспертам.


Отец Максим Козлов
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, отметил, что молодость, помимо всего прочего, характеризуется максимализмом, свойством подвергать сомнению авторитеты, определенного рода некритичностью в принятии точек зрения, когда предпочтение отдается не рациональному, а эмоциональному выбору.

"Эти обстоятельства при работе с молодежью нужно учитывать и использовать. Священник, общаясь с молодежью, должен быть предельно искренним. Малейшие нотки фальши, всякая компанейщина, любое подозрение, что речь идет не об общении личностей, а о каком-то запланированном мероприятии – все это отталкивает молодых людей. Даже тень насилия в мировоззренческой области действует на молодых людей, не склонных к конформизму, очень отрицательно", - сказал он.

"Принятие каких-либо решений молодым человеком должно быть абсолютно свободным. Необходима абсолютная честность в обсуждении недостатков как в жизни общества и государства, так и в жизни Церкви как человеческого сообщества", - подчеркнул священник.

"Искренность и любовь в общении с молодежью – важнейшее подспорье в достижении миссионерского успеха. Это, по-моему, самое главное. И на это уже могут накладываться различные проекты и программы", - заключил он.

Иеромонах Тихон (Зимин)
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, согласился, что молодежная аудитория обладает особой спецификой, которую необходимо учитывать.

"Для молодого человека главное - чтобы его сначала выслушали и услышали. Только после этого он сам будет готов воспринимать какую-то информацию", - сказал он.

"Необходимо учитывать, что современные молодые люди росли и воспитывались в специфических условиях, резко отличающихся от тех, в которых прошло детство людей зрелого возраста. Ценности и идеи, которые сформировали внутренний мир современной молодежи, отличаются от тех, которые впитывали мы. Неудивительно, что внутренний мир современного молодого человека – своего рода terra incognita для тех, кому уже за 40. И, может быть, в современных условиях умение выслушать и понять молодого человека является не менее важным, чем способность что-либо донести до него", - добавил отец Тихон.

Иеромонах Платон (Воробьев)
В разговорах о религии и Боге к молодому человеку, как и к любому другому, надо подходить индивидуально, считает председатель Отдела по делам молодежи Рязанской епархии иеромонах Платон (Воробьев).

«Чтобы человек заглянул в глубину своей души, - тем более, если он впервые перешагнул порог храма, - Церковь должна подобрать к нему индивидуальный подход в разговоре о Боге и вере. Она не должна испугать его строгими правилами или еще чем-то, а дать понять, что этот молодой человек ей интересен как личность», - заявил он.

«Никаких алгоритмов для построения разговора с молодежью нет. Главная задача проповедника – показать свою искреннюю заинтересованность в молодом человеке как в личности, а также уметь правильно преподнести мнение Церкви, направив собеседника в нужное русло», - заключил отец Платон.

иеромонах Макарий (Маркиш) Руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш), известный православный публицист и миссионер, один из авторов "Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека", считает, что нужно с молодежью общаться на равных, а читать ей нравоучения.

"Патриарх Кирилл никогда слов на ветер не бросает. И если он заметил, что с общением молодежи необходим особый подход, - значит, он хочет обратить наше внимание на принцип проповеди, который был указан самим спасителем в Евангелии", - сказал он.

"Суть христианского богословия в том, что Бог приходит на землю и превращается в плоть и кровь, чтобы мы приобрели божественные свойства. Святейший патриарх Кирилл рассказывает нам все так, чтобы мы все правильно поняли, а уже наша задача и задача СМИ, доносить эти основы до внимания людей. Проповедь необходима всем, и чтобы проповедовать правильно, нужно для каждого слоя общества подбирать ее язык", - подчеркнул священник.

"Молодежь - это часть общества подвижная и чувствительная. Поэтому, общаясь с ней, легко наделать ошибок и испортить отношения. Молодого человека очень легко обидеть и задеть его личную позицию и чувства, поэтому нужно общаться с молодежью на равных", - пояснил он.

"Очень важно также не обращаться к молодежи с позиции старших, сверху вниз. Это привычка возникла тогда, когда все в обществе было стабильно и старший по возрасту действительно уже в силу этого пользовался авторитетом", - сказал отец Макарий.

"Сейчас все изменилось, сегодня молодежь иногда гораздо сильнее и активнее старших. В общении с молодежью нужно подчеркивать, что мы не нравоучения читаем, а стараемся говорить на равных, - быть может, иногда даже снизу вверх", - заключил он.

Отец Андрей Постернак
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак отметил, что люди разных возрастов действительно по-разному воспринимают религию, у них различное отношение и к Церкви, и к христианству.

"Поэтому к представителям различных возрастных категорий нужно обращаться на понятном для них языке. Это сформулировано еще апостолом Павлом: "Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона,- не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу,- чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых". И это правило становится особенно актуальной в работе с современной молодежью с ее сложным внутренним миром и психологией, с ее особой культурой, с ее специфическими особенностями мировосприятия", - сказал священник.

"Христианская проповедь, обращенная к молодежи должна учитывать эту специфику и найти соответствующие формы. Но в первую очередь нужно найти общий язык", - заключил он.

Отец  Александр Добродеев
Иерей Александр Добродеев, зав. сектором по взаимодействию с правоохранительными учреждениями Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами, отметил, что у Церкви имеется многовековой опыт общения с молодежью, причем, не только с той ее частью, которая ходит в храмы на исповеди и прочищение, но и с той, которая не имеет религиозного опыта и которую просто невозможно удержать обычной дисциплиной, бытом или социальными условиями. "Сейчас среди молодежи много искривленных душ, поэтому Церковь и ищет разные формы взаимодействия с ее представителями: беседы, поездки, кинофильмы, спектакли на духовно-религиозные темы, даже концерты», - рассказал он.

«Для проповеди среди молодежи нужен понятный абсолютно для любого человека язык, С молодым поколением нельзя заигрывать. Молодым стоит говорить только правду – почуяв в ваших словах малейшую ложь, они вам больше не поверят. Им вообще нужно не столько рассказывать, и уж ни в коем случае не "вербовать", сколько показать более интересную, более светлую, чем у них, жизнь», - отметил священник.

«Надо уметь не просто слушать, но и выслушать, что говорит сама молодежь о своих проблемах. Но главное - быть честными и терпимыми», - заключил отец Александр.

Отец Максим Первозванский
Клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала "Наследник", духовник молодежной организации "Молодая Русь" протоиерей Максим Первозванский призывает священнослужителей не пытаться учить молодежь уму-разуму, а общаться с нею на равных.

"Есть очень важный момент, который в проповеди Евангелия подчеркивал святой Николай Японский: "Сначала полюби того, кому говоришь проповедь, потом вызови любовь к себе, а потом говори о Боге". Проповедь для молодежи часто бывает такой, что молодежь слышит, что ей говорят, но видит, что её-то не понимают. Нужно не просто демонстрировать понимание, а действительно понимать молодежь, вникать во все её проблемы", - сказал он.

"Главное, чтобы к молодежи обращались те, кто её реально понимают. Еще ни в коем случае нельзя "учить жизни", разговаривая с молодежью. Взрослые люди иногда хотят быть учениками, а молодежь, как правило, не любит, чтобы её учили: "они сами знают, что делать", - подчеркнул отец Максим.

"С молодежью нужно разговаривать на равных. Нужно дать понять, что мы не собираемся ничему их учить, а просто хотим поделиться своими знаниями", - подытожил он.

Отец Сергий Круглов
Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края и известный поэт, считает, что главное в проповеди - искренность.

"Если проповедник хочет донести суть, то нужно говорить честно и понятно", - сказал он.

"Яркий пример для меня в этом митрополит Антоний Сурожский (Блум), который известен своими проповедями. У него даже есть рассказ, про то, как он однажды оказался в обществе хиппи и там очень живо описывается, как он разговаривал с ними о Христе", - подчеркнул священник.

"Проповедь должна быть честной, естественной. Люди не верят тем, кто лицемерит, и не уважают таких людей. Учиться общаться с молодежью нужно начинать в семье. Нужно понять каждого, разобраться, что для этого человека важно и нужно, и самое главное – разобраться: ты ли к нему пришел со своей миссией или он тебе пришел. Навязываться нельзя: если тебя слушать не хотят, то и не услышат", - заключил отец Сергий.

Отец Филипп Ильяшенко
Заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, член епархиальной комиссии по делам молодежи города Москвы священник Филипп Ильяшенко считает, что с молодежью разговор о Боге должен складываться особенным образом.

«В любом тематическом разговоре молодежь требует к себе подхода, отличного от разговора с другими возрастными категориями, поскольку молодость – это особый период жизни, когда человек готов удовлетворять свои амбиции, не считаясь с какими-либо препятствиями и не идя на компромиссы», - заявил он.

По мнению отца Филиппа, «разговор с молодежью должен основываться на честности и прямолинейности. Проповедник должен уметь, не снижая планку, говорить на простом и общедоступном языке, понятном как доктору наук, так и простому студенту. Кроме того, любому проповеднику очень важно осознавать, что в своей речи главное привести молодежь к Богу, а не к себе». «Проповедник, который будет соблюдать эти особенности, безусловно, добьется положительных результатов в своем деле», - заключил он.


Джафар Зуфярович Бикмаев
Муфтий Ростовской области Джафар Зуфярович Бикмаев считает, что с каждой социально-демографической группой следует говорить с учетом ее особенностей.

«Безусловно, с молодыми людьми надо говорить на особом языке: каждая из социально-демографических групп требует к себе определенного подхода, в том числе и в разговоре, который должен вестись с учетом определенных возрастных интересов. Так, в частности, с рабочими колхоза надо говорить о комбайне, а не о космосе», - сказал он.

По словам муфтия, с молодежью нужно быть дипломатичным и терпимым. «Я полностью согласен со Святейшим Патриархом, что с молодежью надо говорить на ее языке. И особенность этого разговора должна заключаться не только в умении грамотно построить диалог с молодыми людьми, но и в умении слушать молодежь и грамотно строить ответы на поставленные ею вопросы», - заключил Джафар Зуфярович.


Исмаил Бердиев
Председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края Исмаил Бердиев считает, что необходимо выбирать тот язык в общении с молодежью, который ей понятен.

"Сегодня молодежь мало что знает о религии и о Боге, поэтому нужно начинать с самых азов. Для них хорошо то, что им понятно", - сказал он. "Другая проблема – в том, что реклама и телевидение навязывают молодежи неправильные ценности. Поэтому религия молодым часто бывает непонятна, и у них сначала нужно еще вызвать к ней интерес", - добавил муфтий.

"Необходимо подбирать язык общения с молодежью индивидуально, исходя от жизненных ценностей молодых людей, их мировоззрения и других приоритетов", - подытожил Исмаил - хаджи.

Константин Бендас
Первый заместитель председателя, управляющий делами Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) епископ Константин Бендас согласен, что с молодежью нужно говорить на ее языке.

«У Церкви и у многих религиозных организаций есть проблема: они остаются не услышанными из-за того, что их представители говорят на языке, который состоит исключительно из понятий и слов того же, например, Синодального издания Библии, а для многих сегодня эти понятия и слова невнятны. Поэтому для любого христианского проповедника крайне важно не только сохранить в разговоре истинность Божьего Слова, но и постараться преподнести Слово на языке, понятном именно данному слушателю: молодому человеку, представителю малочисленного народа или какой-то субкультуры – и так далее», - заявил он. По словам Константина Владимировича, в своем выступлении «Святейший Патриарх четко подметил важность того, что необходимо научиться слушать молодежь. Нам, отцам, зачастую не хватает терпения просто выслушать и попробовать услышать наше молодое поколение, поскольку мы не способны отказаться от огромного количества нравоучений и правильных слов, заложенных в нас. Поэтому, безусловно, Церковь должна научиться слушать и слышать людей вокруг себя, особенно молодых людей».
«Кроме того, - продолжил он, - Святейший правильно и четко назвал и опасности, подстерегающие миссионеров, проповедников, благовестников: говоря на языке современной молодежи, не слиться с их культурой. Однако если у благовестника есть призвание от Бога, то, безусловно, он совладает с искушениями, которые ожидают его на непростом пути миссионерства».

"А почему для разговора с молодежью нужно искать особые приемы, ответ очевиден: вечная проблема отцов и детей", - пояснил Константин Бендас.

«Молодежь способна воспринимать только тех ораторов, которые говорят с ними на одном языке, на одной частоте, поскольку она гораздо быстрее воспринимает и впитывает новую информацию, чем наше поколение», - подчеркнул он.

По его словам, особенность проповеди для молодежи должна заключаться в актуальности темы. Константин Владимирович напомнил, что «Иисуса Христа обвиняли в том, что он говорил на языке, понятном и плотнику, и рыбаку, и домохозяйке, и купцу, что, не нравилось людям книжным и ученым богословам того времени». И здесь считает он стоит аналогичная задача: чтобы заинтересовать молодого человека разговором о религии, он должен принять значимую для него окраску.

«Мы должны знать, какова у молодежи система ценностей. В нее могут входить вопросы достатка, внешнего вида, взаимопонимания со старшим поколением, любви, влюбленности, а также тех вызовов, которые бросает телевидение, массовая культура и шоу-бизнес. И если мы в проповеди не будем готовы коснуться этих и многих других вопросов, - причем ответив на них, предложив реальную альтернативу наркотической, клубной или иной субкультуре, - то мы не будем услышаны и восприняты всерьез, оставшись для молодежи в лучшем случае этаким музеем. Поэтому Церковь должна оказаться победителем в дебатах с молодежью», - заключил Константин Бендас.

Виктор Петрович Лега
Виктор Лега, доцент МФТИ, кандидат богословия, доцент ПСТГУ, заведующий кафедрой философии ПСТГУ, полагает, что попытки найти общий язык не должны переходить в панибратство.

"С молодежью нужно разговаривать, учитывая их особенности, - но, разумеется, нельзя говорить на молодежном сленге. Если мы преподаем физику или математику в школе, то мы учитываем детский возраст, детское восприятие при подаче материала, но, конечно же, говорим не так, как дети между собой. Поэтому тут нужно подбирать индивидуальное общение", - сказал он.

"Нужно проповедовать христианство, чтобы молодежь понимала, что это возвышенное учение, к которому надо стремиться, а не опошлять религию сленговыми словечками, при этом искажая её сущность", - заключил Виктор Петрович.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Местное население, конечно, может быть недовольно теми, кто к ним приехал и ведет себя из рук вон плохо, вне закона. В этих случаях требование может быть только одно: чтобы власть применила власть. То есть, власть должна своевременно все предвидеть и предотвращать. Непредвиденной бывает только смерть, все остальное можно и нужно предвидеть, просчитывать

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".