Спор за иконы, - мнения священнослужителей
08.02.2010 12:15

В последние дни вновь обострилась полемика вокруг возвращения Церкви конфискованных у нее большевиками культурных ценностей.
Церковь настаивает, что имеет право поднимать вопрос о том, чтобы особо почитаемые иконы (по большей части реквизированные у нее во времена гонений) могли хотя бы на время быть явлены верующим. Ее оппоненты отвечают, что сокровища древнерусского искусства – не церковное, а общенародное достояние, а любая перевозка и изменение условий хранения угрожает сохранности памятников.
Академик Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, сказал: "Передачу церкви государственного имущества нельзя представлять как процесс восстановления справедливости. Разорять музеи, святилища и храмы культуры так же вопиюще несправедливо, как и разорять церкви. Мы знаем на своем национальном опыте, как вредны лозунг «грабь награбленное» и всякие переделы. Конфискация церковного имущества и распродажи музеев тоже прикрывались справедливыми на тот момент лозунгами. Высочайшая, циничная несправедливость -- искупать грехи государства за счет музеев и культуры. Справедливость только одна -- сохранение культурного наследия".
Его поддержала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева: "Если говорить о том, кто и как был ограблен, кому сейчас нужно все возвращать, мы сейчас должны полностью пересматривать нынешнюю систему ценностей. Это невозможно".
Очень резко высказался в ответ глава пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский: "Хотите быть хранителями краденого? Будьте. Пиотровский сам себя так назвал".
Правильно же, по мнению отца Владимира, было бы действовать так: "Спросите у истинных наследников: "Как вы хотите, чтобы поступили с вашим имуществом?", а не диктуйте им свою волю".
«Какова ваша позиция в этом вопросе?» - с таким вопросом обратились REGIONS.RU к священнослужителям.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что произведения церковного искусства должны принадлежать в первую очередь Церкви.
"Я не вижу оснований держать множество произведений церковного искусства в музеях. Там в запасниках хранится множество икон, которые видят лишь сотрудники музея. Вот они должны быть учтены и возвращены в церкви в первую очередь. Есть, конечно, такие шедевры как "Троица" А.Рублева. По отношению к ним должны быть приняты обоснованные решения, где находиться той или иной иконе, в каких музеях, чтобы обеспечить ей надежную охрану. Надо думать о том, чтобы храм, в который возвращается древнерусское сокровище, мог надежно обеспечивать сохранность икон. Воровство в храмах, увы, не редкость, особенно в провинции", - сказал он.
«Церковная утварь, то есть богослужебные сосуды, используемые на Литургии, должны принадлежать Церкви безусловно. Когда кто-либо, кроме священнослужителя, берет их в руки, это уже кощунство», - подчеркнул он.
"Я очень благодарен музеям за спасение многих святынь в советскую эпоху, но нужно стремиться, чтобы достояние Церкви вернулось к ней. Да, иконы являются общенародной собственностью, но почему государственная собственность приравнивается к народной, мне не совсем понятно", - заключил отец Александр.

Люди должны воспринимать иконы как святыни, а не как экспонаты музеев, считает известный православный миссионер игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище.
«Музеям хватит тех ценностей, которые валяются у них в запасниках. А иконы должны находиться в храмах, поскольку люди должны молиться на них», - заявил он.
«Еще в школе нам говорили, что якобы благодаря музеям сохраняются культурные ценности. И мы в это очень долго верили, пока не вскрылись вопиющие факты воровства экспонатов из того же Эрмитажа. Многие же предметы культурного наследия вообще находятся в запасниках и никто их не видит. Поэтому в данном случае справедливо будет, если вещь, которая была украдена, вернут ее законному владельцу», - подчеркнул он.
«Все предостережения, что перевозка памятников и изменение условий их хранения угрожают их сохранности, абсолютно беспочвенны. Культурные ценности вполне достойно могут храниться и в храмах, тем более что церковные музеи при епархиях были всегда», - заключил он.

Игумен Лука (Степанов), зав. кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С. Есенина, считает, что православные культовые ценности по праву принадлежат Церкви.
«Безусловно, секулярное сознание вполне может переоценивать значение культурных ценностей, давая им оценку выше, чем культовым. Такие мыслители совершенно не понимают, что корни культуры – в культе. Культовые ценности, безусловно, должны быть возвращены Церкви – именно потому, что они культовые. Ни у кого нет прав присваивать культовые ценности. Святыни должны находиться в святых местах», - заявил он.
«Если святыни будут находиться при Церкви, а не в музеях, то верующим людям будет проще к ним подступить, а ведь доступность святыни – это ее прямое назначение», - заключил отец Лука.

Священник Димитрий Лин, сотрудник отдела Московского патриархата по религиозному образованию и катехизации, исполнительный директор Рождественских образовательных чтений, предложил создать специальные церковно-музейные комиссии для решения таких проблем.
"Очевидно, что имущество, которое было когда-то конфисковано у Церкви, по спрведливости является церковным достоянием. В этом смысле вопрос о возвращении в церкви ценностей искусства - не столько материальный, сколько духовный, и, на мой взгляд, бесспорный. Разумеется, иконы принадлежат церкви, и это вовсе не противоречит их статусу общенародного достояния. Противопоставлять церковь и народ совершенно неправильно", - сказал он.
"К чести наших музейных работников надо сказать, что многие церковные произведения они спасли от уничтожения, сохранив церковное наследие. Беда лишь в том, что при этом изменилось само отношение к церковному наследию: церковное искусство стало рассматриваться только как эстетическая ценность. Но эти ценности имеют духовную составляющую, и они должны жить в обиходе церковном", - подчеркнул священник.
"Действительно, в храмах часто условия хранения икон не соответствуют требованиям, обеспечивающим их сохранность. Но есть очень удачный опыт хранения церковных ценностей в особых условиях - церковных музеях. И вот мне кажется, такой подход сейчас и нужно реализовать. Не следует думать, что все в Церкви - дремучие. У нас есть замечательные искусствоведы, - например, протоиерей Александр Салтыков. Вот таких людей необходимо привлечь к созданию этих самых церковно-музейных комиссий. Церковные древности, не должны быть просто предметом наблюдения, как это мы видим в музеях, они должны жить помогать людям", - подытожил отец Димитрий.

Муфтий Чувашии, первый зампред ЦДУМ России, член ОП РФ Альбир-хазрат Крганов считает, что по определению святыни должны находиться в храмах.
"У мусульман нет иконописи, но мне очевидно: если православные граждане нашей страны считают иконы святынями, они должны иметь возможность перед ними молиться в своих храмах. Почему нужно иконы передавать в музеи, если сейчас строятся новые большие храмы и соборы, которым нужны святые иконы, мне непонятно ", - сказал он.
"Конечно, можно понять и беспокойство сотрудников музеев. Поэтому я думаю, что здесь нужно найти некий консенсус. Возможно специалисты, искусствоведы, смогли бы консультировать священнослужителей насчет сохранности икон. Я не сомневаюсь, что церковная иерархия, заинтересована, чтобы духовные произведения сохранились надолго, и относится к ним с любовью и трепетом. И поэтому я считаю, что обе стороны нужно понимать и не обострять ситуацию", - заключил Альбир-хазрат.

Мухаммедгали-хазрат Хузин, председатель Духовного управления мусульман Пермского края (ДУМ ПК), считает, что культурные ценности, конфискованные большевиками у Церкви, не должны храниться в музеях.
«Государство в лице отдельных чиновников до сих пор не может понять, что некоторые культурные и духовные ценности не являются музейными экспонатами. Эти «экспонаты» - наследие верующих людей, которые, в свою очередь, достаточно трепетно к ним относятся. Свитки, иконы и особо почитаемые предметы культа должны быть возвращены в храмы, мечети и синагоги, то есть верующим», - заявил он.
Муфтий рассказал, что в запасниках Тюменского краеведческого музея хранится волос из бороды пророка Мухаммеда. «К этой святыне фактически никто и никогда, не считая сотрудников музея, не имел доступа, поскольку она заперта в закрытом подвальном помещении. Получается, что начатая в прошлом веке богоборческая линия не прервалась еще по сегодняшний день. Однако если мы все же хотим цивилизованно закрыть историю ХХ столетия, то справедливо будет вернуть религиозным объединениям символы и святыни их религии. Только тогда Россия станет культурной и цивилизованной страной», - заключил Мухаммедгали-хазрат.

«Государство по всем законам обязано вернуть Церкви имущество, которое было у нее украдено в прошлом веке. Мне непонятно, на каком основании изъятое еще большевиками имущество удерживается в стенах музеев до сих пор? Например, Германии мы почему-то готовы вернуть вывезенные у нее ценности – даже невзирая на то, какой она нанесла урон нашей стране», - сказал он.
Роман Анатольевич убежден, что «Церковь может вполне сама обеспечить хранение всех предметов искусства, тем более что это такой опыт у нее уже имеется, и те предметы, которые хранились в станах храмов, вполне благополучно дожили до наших дней». «Я лично не припомню случая, чтобы священнослужители халатно относились к какой-либо иконе», - заметил он.
«Церковное наследие не должно храниться в стенах музеев. Тем более что сегодня не у всех россиян есть возможность заплатить за входной билет в музей. Человек должен иметь право бесплатно помолиться у иконы», - заключил Роман Силантьев.