Жечь ли Масленицу, - Мнения священнослужителей

09.02.2010 19:01


С 8 по 14 февраля в России пройдет Масленичная неделя. В течение этой недели принято ходить друг к другу в гости, радоваться, веселиться и вкушать главное блюдо этих дней - блины.

Масленица или как еще ее называют за размах - широкая Масленица - сохранила многое от древнего славянского праздника проводов зимы и встречи весны. Круглые, румяные и горячие блины символизировали солнце. Однако с приходом христианства Масленица стала восприниматься как возможность повеселиться вволю перед семью неделями Великого поста - самого строгого и самого длинного в церковном году. На Масленицу уже не положено есть мясо, но еще дозволены рыба и молочные продукты. Они и составляют основу масленичного угощения.

Считалось, что скучно Масленицу проводить нельзя, иначе весь год будет идти кувырком.

Заканчивается Масленица Прощеным воскресением - в этот день принято просить друг у друга прощенье и сжигать чучело Масленицы. Однако в этом году празднование Масленицы в Москве будет проходить без традиционного сжигания чучела.
"Раньше сжигали чучело, но теперь уходим от этого. Основные причины: пожарная безопасность, и есть такой момент, что при сжигании чучела дети начинали плакать", - пояснил глава городского комитета по туризму Григорий Антюфеев.

По его мнению, следует отходить от традиций сжигать чучело и "находить другие композиционные формы, символизирующие уход зимы" - например, наряжать его.

"Согласны ли вы с мнением столичного чиновника? Допустимо ли существующие веками народные традиции трансформировать и подгонять под требования сегодняшнего дня?" - с такими вопросами коррепондент REGIONS.RU обратился к священнослужителям.

протоиерей Борис Даниленко
Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко считает, что народные традиции в Москве возрождают на редкость бестолково.

"Действия московских властей в том, что касается возрождения традиций, иначе как глупыми не назовешь. Глупыми с богословской, и с общекультурологической точки зрения. Все, что связано с фундаментальной традицией, московские власти преломляют через призму собственного невежества", - резко заявил он.

"Сожжение Масленицы - чисто языческая традиция, и место ей в далеком языческом прошлом. Говорить о том, что это неотъемлемая часть российской культуры, просто неверно. А теперь московские чиновники, вместо того, чтобы заняться уборкой снега с улиц, думают теперь, чем бы заменить пожароопасную горящую Масленицу", - ехидно сказал священник.

"Им бы сесть за парты да ознакомиться с основами православной культуры. Тогда бы они узнали, что неделя перед Великим постом по традиции - время сугубой помощи малоимущим людям, больным и обездоленным. Но московских чиновников почему-то привлекают именно языческие традиции, хотя ни в культурном, ни в социальном отношении ничего хорошего в праздновании языческой Масленицы нет", - заключил он.

Отец Алексий Новичков
Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, также не понимает, чем обусловлено желание московских чиновников праздновать языческую Масленицу.

"Все уже давно забыли, в чем смысл этого языческого обряда. И какую духовную пользу мог бы принести людям этот праздник? Но общее внимание привлекается почему-то именно к народным гуляниям, а не к тому, что Масленица - это время приготовления к Великому посту. Вот на чем следовало бы сделать акцент", - сказал священник.

"А сжигать или не сжигать Масленицу - дело третье, никакого отношения к настоящей христианской традиции не имеющее", - заключил он.

Иеромонах Платон (Воробьев)
Согласен с мнением главы городского комитета по туризму председатель Отдела по делам молодежи Рязанской епархии иеромонах Платон (Воробьев).

"Очень приятно, что московские власти решили отказаться от обычая сжигать на Масленицу чучело. Считаю, что эту традицию давно стоит отменить в России - кстати, как и новомодный "День святого Валентина", - сказал он.

"Масленица - языческий праздник. Обычай сжигать чучело был уже давно благополучно забыт, а потом искусственно воскрешен в 90-е годы прошлого столетия. Ничего плохого в том, чтобы от него отказаться, я не вижу", - отметил он.

Священник отметил, что отношение к традиции зависит от того, какая это традиция. "Если обычай добрый и хороший, то его вряд ли удастся трансформировать под сегодняшние требования. Так, в частности, вряд ли у кого-нибудь получится это проделать с православными догматами. Более того, вряд ли кто-либо вообще осмелится это сделать. Иначе наши деды перевернутся в гробах", - заключил отец Платон.

Отец Георгий Белодуров
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма г. Твери, сотрудник миссионерского отдела Тверского епархиального управления, напомнил, что Церковь никогда не одобряла сжигание чучела как пережиток языческих верований.

"Было такое женское божество, которое называлось Кострома, и был ритуал сожжения ее чучела. От этого и пошли масленичные обряды", - сказал он.

"Погулять перед постом - это хорошая русская традиция. Вспомним, как прекрасно - и совершенно православно - выглядит Масленица в книге И.Шмелева "Лето Господне". Главное, чтобы в этот праздник народ не упивался вином и помнил, что главный смысл Масленицы - приготовление к Великому посту, особенно последний день, Прощеное воскресенье. Лучше в этот день сходить в храм и попросить прощения у всех, чем сходить в парк, наесться блинов и посмотреть, как сжигают чучело", - пояснил он.

"Я надеюсь, что чиновник просто побоялся заговорить о религиозной стороне этого вопроса, говоря о причинах запрета. Он все свел к пожарной безопасности и травмированию детей, а главное - отказ от пережитков язычества - обошел. Хотя и противопожарная безопасность - это тоже важно", - подытожил священник.

Храм Святой Троицы в Макеихе
Священник Павел Грачев, настоятель храма Св. Троицы деревни Макеиха Рузского района Московской области, принципиальной разницы между сжиганием и украшением масленицы не видит.

"В обоих случаях это связано с древними языческими обрядами, смысл которых, кстати, для большинства людей давным-давно утрачен. Для многих осталась только устойчивая ассоциация с блинами и веселым народным гулянием. Для верующих же "масляная" неделя - это в первую очередь время подготовки к Великому посту. Об этом, кстати, не следовало бы забывать и городским властям и сосредоточиться не на организации развлекательных мероприятий, а на делах благотворительности", - сказал батюшка.

Отец  Александр Добродеев
Иерей Александр Добродеев, зав. сектором по взаимодействию с правоохранительными учреждениями Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, считает, что не следует забывать о главном смысле Масленичной недели.

"С церковной точки зрения, Масленица это не просто народные гуляния, а прежде всего приготовление к Великому посту. Люди стремились вдоволь нагуляться, чтобы потом глубоко погрузиться в молитвы и душевное сосредоточение. Поэтому сжигание чучела - не главное в Масленице, это всего лишь традиция, часть представления", - сказал он.

"Мы сейчас живем в мире, где стали все реже замечать суть христианских праздников. Сейчас люди обращают внимание больше на само празднование, на представление, на угощения. Из Масленичной недели сделали коммерческий праздник, стали приглашать много туристов", - подчеркнул священник.

"Решение господина Антюфеева довольно разумное и даже полезное. Сейчас очень много других технических возможностей, чтобы красочно отпраздновать уход зимы, а открытый огонь все-таки опасен", - заключил отец Александр.

Отец Сергий Круглов
Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края и известный поэт, не видит ничего плохого в обычае сжигать чучело на Масленицу.

"Меня особенно умилили слова, что многие дети плачут при сжигании чучела. Вообще-то дети плачут во многих случаях. Так, например, достаточно дать посмотреть ребенку современное телевидение, - он не только плакать, но и заикаться будет", - сказал он.

"Думаю, что подгонять многовековые обычаи под требования сегодняшнего дня - это вполне естественно. Однако все же здесь дело в том, насколько крепки эти традиции и насколько они святы для человека. Ведь если люди празднуют что-то хорошее и доброе, то они и будут продолжать это праздновать, несмотря на любые запреты", - подчеркнул он.

"Сжигание чучела на Масленицу - это хоть и древний обычай, но языческий, который, безусловно, не имеет никакого отношения к христианству. Получается, что Масленичная неделя смешала в себе языческое празднование прихода весны и подготовку к Великому христианскому посту, которая не предусматривает сжигание чучел. Однако я не могу сказать, что сжигание Масленицы это - плохой обычай. На мой взгляд, это нормальная и хорошая традиция", - заключил отец Сергий.

Исмаил Бердиев
Исмаил Бердиев, председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края, Председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края Исмаил Бердиев считает "абсолютно ненужным" обычай праздновать Масленицу.

"Масленица хотя и считается славянским праздником, относится к языческим обычаям. Христианским священнослужителям следовало бы четко разъяснить людям, празднующим Масленицу, что раз этот праздник уходит корнями в язычество, то и России он абсолютно не нужен", - заявил Бердиев.

"Язычество не является традиционной религией современной России. Поэтому нет ничего страшного, что Россия отойдет от традиции сжигать чучело на Масленицу, - тем более что столичные власти видят на то причины. Языческие традиции нам не нужны", - заключил Исмаил-хаджи.

Максуд Садиков
Вице-президент, ректор Северо-Кавказского университетского центра исламского образования и науки Максуд Садиков считает, что к народным обычаям следует относиться бережно.

"Народная традиция прошла сквозь века, нельзя ее перечеркивать одним решением чиновника. К тому, что имеет отношение к истории и традициям, следует относиться очень осторожно и трепетно", - сказал он.

"Пожарную безопасность, конечно, тоже нужно соблюдать. Если опасаешься пожара - прими дополнительные меры предосторожности, а не запрещай традиции. Хотя запрещать, конечно, проще", - подчеркнул он.

"Короче говоря, традиция на то и традиция, чтобы ее не нарушать. Если же наши власти беспокоятся о гражданах, то стоит просто усилить пожарную безопасность, но традицию все же сохранить", - заключил Максуд Ибнугаджарович.

Виктор Петрович Лега
Виктор Лега, доцент МФТИ, кандидат богословия, доцент ПСТГУ, заведующий кафедрой философии ПСТГУ, признался, что никогда не ходил смотреть, как сжигают масленичное чучело.

"Празднование Масленицы - это не только сжигание чучела. Эта неделя, которая предваряет собой Великий пост и прежде всего в православной традиции она понимается именно так. Лично я никогда не ходил на смотрины сжигания чучела, так как это для меня полуязыческие увеселения", - подчеркнул Виктор Петрович.

"Действительно, кроме всего прочего Масленица - это веселое время хождения по гостям, а это всегда хорошо, когда люди общаются друг с другом. Но если мы расстанемся с традиционным сжиганием чучела, то лично я сожалеть об этом не буду", - подытожил он.

Владимир Нечаев Ректор Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова Владимир Нечаев полагает, что нарушать традицию в данном случае неоправданно.

"Если запретят сжигать чучело на центральных улицах города, то народ по старой традиции все рано будет это делать, например, у себя во дворе. А бесконтрольное сжигание традиционного для Масленицы чучела влечет за собой еще большую опасность возникновения пожаров", - заявил он.

Нечаев также отметил, что "нашему народу свойственно следовать традициям", поэтому запрет ничего не изменит, а может быть, даже усугубит ситуацию.
"Вопрос противопожарной безопасности, разумеется, важен. Надо всегда реалистично оценивать ситуацию, то есть необходимо понять, что лучше: организованное мероприятие, как в предыдущие годы, с четкой системой пожарной безопасности, - либо отмена традиции, которая повлечет за собой большую пожарную опасность. На мой взгляд, в дни праздников просто следует усиливать меры пожарной безопасности ", - подытожил Владимир Нечаев.


Петр Шелищ "Вполне объяснимой" считает позицию Григория Антюфеева член Общественной палаты РФ второго созыва, председатель совета Союза потребителей России Петр Шелищ.

"Мнение столичного чиновника вполне объяснимо, тем более что городские власти вообще не обязаны организовывать празднование Масленицы", - заявил Шелищ.
"Столичные власти вправе сделать то, что задумали", - добавил он.

Шелищ заметил, что "трансформировать обычаи под современный уклад или нет – это личное дело каждого россиянина".
"Ведь никто же не запретил сжигать чучело Масленицы у себя дома или на участке. Да и сжигание чучела  вообще не обязательная принадлежность праздника. Многим россиянам достаточно, например, просто напечь блинов", - сказал он.

"Сжигание чучела Масленицы – это языческая традиция. Сегодня я не вижу большого количества людей, которым эти традиции важны: вряд ли многие станут жечь чучело у себя на дачном участке. Поэтому не думаю, что среди россиян будет много переживающих по этому поводу", - отметил Шелищ.

"А вообще странно: зима в самом разгаре, а мы должны с ней прощаться", - удивленно заключил он.

См. также "Масленица должны быть безопасной (политики о сжигании чучела)".
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

В ночь на 1 августа 32-летний мужчина приставил к памятнику лестницу и ударил топором по голове изображение цесаревича Алексея. Вскоре он был задержан сотрудниками Росгвардии. Мотивы его поступка неясны. От дачи показаний подозреваемый отказался. По неофициальным данным, нападавший - бывший сотрудник правоохранительных органов.

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике (Брянская область). Депутат Госдумы (1993-1998, 2011-2015). Член ЛДПР. Министр труда и социального развития РФ (1998-2000)