Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Спор об иконах (продолжение темы)

11.02.2010 11:48


Андрей Рублев, Троица
Regions.ru продолжает обсуждать тему возвращения Церкви конфискованных у нее большевиками культурных ценностей.

Церковь настаивает, что конфискованное по праву принадлежит ей и что ее голос при определении судьбы тех или иных икон и зданий должен по меньшей мере учитываться. Ее оппоненты отвечают, что сокровища древнерусского искусства – не церковное, а общенародное достояние, а любая перевозка и изменение условий хранения угрожает сохранности памятников.

Опрошенные Regions.ru представители духовенства – и православного, и мусульманского – единодушно заявили, что святыня должна принадлежать верующим, а не быть музейным экспонатом и не пылиться в запасниках.

Сегодня Regions.ru попросили высказаться искусствоведов и музейных работников.

Левон Нерсесян
Старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи, преподаватель МГУ Левон Нерсесян подчеркнул, что далеко не все музейные собрания древнерусского искусства состоят из памятников, конфискованных советской властью.

"Немало памятников как из частных, так и из церковных коллекций оказалось в музеях еще до революции. И механизм музеефикации памятников, вышедших из богослужебного употребления, также сложился еще до революции, причем это касалось не только икон, но и богослужебной утвари. А после революции многие памятники были спасены, попав в музеи из закрытых и разоренных храмов и монастырей. И именно благодаря музеям сохранилось немало чудотворных икон и святынь", - сказал он.

"Да, в советское время в практике музеефикации допускались и ошибки и перегибы, но музеефикация памятников сама по себе – совершенно естественный способ сохранения культурного наследия, осознанный как таковой еще до революции. Недопустимо переводить этот вопрос в плоскость исключительно имущественных споров. Ведь речь идет именно о сохранении духовного и культурного наследия нации. Это гораздо более сложная и многогранная проблема", - отметил Левон Вазгенович.

"Да, большая часть памятников хранится в музейных фондах и не представлена в основной экспозиции. И все же музеи по мере сил стараются показывать их на различных выставках. А многие памятники и не могут быть показаны из-за ветхого состояния. Их нужно реставрировать, а реставрация – дело очень сложное и трудоемкое, требующее детального научного исследования памятника", - отметил искусствовед.

"Мы часто, к сожалению, оказываемся перед трагической и печальной альтернативой: сделать памятник доступным, но создать серьезную угрозу его сохранности, или, сохранив его, сделать недоступным. Думаю, ни у кого не поднимется рука решить такой вопрос в пользу гибели памятника", - заключил он.

 Александр Михайлович Копировский, магистр богословия, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института
Понять неоднозначность вопроса о судьбе церковных ценностей призвал Александр Копировский, магистр богословия, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института, который больше 10 лет проработал в Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева.

"И у  той, и у другой стороны есть своя большая правда, но есть и сильные передержки. Сторонники обеих позиций, к сожалению, часто не видят и не хотят видеть правоты оппонента. Так, судить о том, молиться ли верующим перед чудотворными иконами или перед списками с них – не дело даже такого уважаемого человека, как директор Эрмитажа. Но столь же бесспорно и то, что сейчас музеи могут лучшим образом обеспечить сохранность памятников церковного искусства. Не нужно закрывать глаза на то, что Церковь была ограблена – но и не надо говорить, что ее ограбили музейщики", - сказал он.

"Вопрос на самом деле, - очень тонкий и сложный, и решать его надо с умом и тактом. И сначала надо научиться уважать друг друга, увидеть заслуги друг друга и правду друг друга. А потом уже решать вопрос о передаче", - подчеркнул Александр Михайлович.

"Правда, уже сейчас можно вполне безболезненно решить вопрос о передаче произведений, скажем так, вторичного музейного значения, - например, икон XIX века, которых в музейных фондах больше всего. С другой стороны и соответствующие церковные структуры должны напрячься для того, чтобы создать нормальные условия для хранения памятников церковного искусства и наладить нормальные человеческие и рабочие отношения с музейщиками", - заключил он.

 Игумен Мелетий (Соколов)
Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, также отметил, что позиция по этому вопросу у обеих сторон не должна быть однозначной и тем более односторонне жесткой.

"Нужно искать компромиссы. Безусловно, музеи сделали очень много для сохранения древних памятников. И это всегда надо учитывать и всегда прислушиваться к мнению музейных сотрудников, которые знают, как сохранить наше общенародное достояние. Но и музейщики не должны забывать, что в задачи музеев входит не только сохранение памятников, но и распространение культурного влияния, представленного в данном случае произведениями древнего церковного искусства. И в этом аспекте музеи помогают Церкви в ее миссионерском служении, если, конечно, музейные сотрудники интерпретируют произведения церковного искусства адекватно, а не опираясь на отжившие идеологические штампы. Такое соработничество Церкви с музеями можно только приветствовать", - сказал он.

"Здесь не должно быть никакой конфронтации в принципе. Если возможна организация качественного профессионального хранения памятников при финансировании, соответствующем государственному, в рамках церковной организации, то, конечно, лучше будет, чтобы эти памятники в качестве святынь находились в Церкви. Но только при этом условии", - заключил отец Мелетий.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...