Священнослужители о физических наказаниях в школе и дома

12.02.2010 12:03



Первый заместитель мэра Львова Олег Синютка разрешил учителям применять физические наказания. На совещании с директорами школ он призвал директоров школ активно привлекать к предпасхальной уборке учащихся. При этом он отметил, что "детей нужно учить работать" и высказал мнение, что для принуждения детей к труду учителя могли бы применить и физическую силу.

"Если какой-то ученик когда-то получит по заднице или линейкой по рукам – в этом нет ничего страшного. Еще никому не стало хуже от того, что ему дали по заднице", – сказал первый заместитель мэра Львова.

В наше время, когда в странах Европы активно развивается ювенальная юстиция и появляются уполномоченные по правам ребенка, слова Синютки звучат откровенно скандально, однако вплоть до ХХ века школу без розги было трудно себе представить. Более того, телесные наказания до сих пор сохранились в некоторых частных школах Великобритании.

Нельзя не отметить, что современная мораль запрещает бить детей не только учителям, но и родителям, что не всегда находит понимание в обществах, сохранивших остатки патриархальной этики, основанную на безусловном авторитете старших. Судебные процессы по поводу избиения родителями своих детей пока очень неоднозначно воспринимаются не только украинским, но и российским обществом.

"Допустимы ли телесные наказания в школе (например, с согласия родителей)? Имеют ли право родители применять физические методы воздействия для воспитания собственных детей?" – с таким вопросом корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Отец Артемий Скрипкин
Протоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при университете им. Герцена в г. Санкт-Петербурге, считает, что наказывать ребенка имеют право родители, но не учителя.

«В христианских Священных Писаниях говорится, что отец вправе разумно наказывать, в том числе и физически, своего сына. Однако когда поднимается вопрос о переносе этого права на любое воспитательное или учебное учреждение, то возникает нравственное определение коллизии: одно дело, когда отец воспитывает сына, и абсолютно другое, когда чужой человек», - сказал он.

«Конечно, наказания должны быть в современных школах, но ни в коем случае не телесные. Действительно, есть дети, которые абсолютно бесконтрольны в своем поведении, что нарушает воспитательный процесс в целом», - пояснил священник.

«С учетом времени в системе воспитания произошли изменения, которые нельзя не учитывать. Так в частности, нельзя забывать ювенальную практику. И здесь, в плане воспитания, в этой связи, очень важно не перегнуть палку: наказание должно быть разумным и идти во благо подростку. Поскольку наказание - это воспитательный процесс, а не издевательство. Мне, кстати, и самому иногда приходится шлепать детей, когда все словесные аргументы исчерпаны, и только тогда у ребенка идет вразумление», - заключил отец Артемий.

Отец Александр Ильяшенко
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает физические наказания в школе совершенно недопустимыми.

"Ничего, кроме ответной жестокости они не спровоцируют. А физические наказания в отношении девочек вообще преступны, поскольку оказывают, может быть, самое страшное разрушающее воздействие на девичью психологию", - сказал он.

"В отношениях родителей с детьми, безусловно, есть грань, переходить которую недопустимо. В основе этих отношений должно лежать понимание ребенка как личности, унижение которой в любой форме недопустимо", - сказал священник.

"Да, в воспитании подчас нужно проявить и строгость. Но чем мудрее будет эта строгость, тем меньше поводов прибегать к крайним формам ее проявления будет у родителей. А призывы в какой-либо форме культивировать телесные наказания только создают почву для нового витка жестокости и насилия в нашем обществе", - заключил он.

Отец Лука
Игумен Лука (Степанов), зав. кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С. Есенина, считает аморальным телесные наказания школьников.

«Посторонние с точки зрения родства люди, в том числе и учителя, не вправе прикасаться к ребенку. Подобный "педагогический подход" по действующему законодательству может обернуться тяжелейшими последствиями для самого наказывающего», - заявил он.

«Думаю, что не многие из родителей позволят учителям применять в отношении своего чада физические методы наказания. Конечно, какие-то наказания могут быть оговорены между взрослыми, но только не насильственные действия или какие-то унизительные или оскорбительные методы. Так, например, за непослушание педагоги могли бы ставить ребенка в угол или отправлять его вскапывать грядочку в школьном огороде. Все же юность должна чувствовать над собой твердую воспитательную руку», - отметил отец Лука.

иеромонах Макарий (Маркиш) Руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш), известный православный публицист и миссионер, один из авторов "Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека", считает, что никто, кроме родителей, не вправе прикасаться к ребенку.

"Этот вопрос часто задают, и ответ на него лежит в одном понятии - "здравая мера". К сожалению люди, которые негативно относятся к духовным ценностям, к семье, иногда неосознанно, а чаще даже осознанно эту "здравую меру" нарушают, для того чтобы затуманить наше сознание", - сказал он.

"Необходимо понимать, что иногда нужно наказывать детей физически, - например, для их же собственной безопасности. Если ребенок, скажем, полез пальцами в розетку, то тут обязательно нужно по надавать по рукам, чтобы запомнил, что так делать нельзя. Мне, - как, наверное, любому родителю, - так делать приходилось. А если, скажем, отец начнет бить своего ребенка палкой, то такого родителя нужно арестовать и отправить его в тюрьму", - подчеркнул отец Макарий.

"Но в школе должна править не семейная мораль, а законы – гражданские и, не дай Бог, уголовные. Если вдруг украинская власть сможет дать законные права школам в применении физических мер наказания, тогда мы не вправе им мешать. Государство само решает, как ему жить", - пояснил он.

Отец Андрей Постернак
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак категорически против применения телесных наказаний в школе.

"В современном мире и в современных условиях профессионализм педагога подразумевает владение иными методами воздействия на учеников. Что же касается родителей, то они, конечно, могут прибегать к тем воспитательным мерам, которые считают уместными в конкретной ситуации", - сказал он.

"Другое дело, что телесные наказания часто не приносят желаемых результатов, а наоборот – дают обратный эффект. Физическое наказание не должно порождаться с враждебностью и озлобленностью по отношению к ребенку, это совершенно недопустимо", - подчеркнул священник.

"В первую очередь воспитание должно совершаться в духе любви, что совсем не означает отсутствия строгости", - заключил он.

Отец Андрей Алексеев
Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, призвал различать воспитание в школе и дома.

"Применение физических методов воздействия в школе я считаю совершенно недопустимым. Другое дело – воспитание родительское. Мы встретим немало замечательных высказываний на эту тему в Св. Писании и святоотеческом наследии. Взять хотя бы премудрого Соломона или Иисуса сына Сирахова. Мы найдем у них прямые указания на применение телесных наказаний", - напомнил он.

"Но важно относиться к этим высказываниям в духе традиции, с глубоким рассуждением, учитывая обстоятельства, связанные с конкретной ситуацией и психологией современного ребенка. Подчас в семьях невоцерковленных, оторванных от духовной традиции, к сожалению, допускаются перегибы в воспитании", - сказал священник.

"Наверное, все-таки лучше избегать применения физических наказаний. С другой стороны, мы знаем немало людей, считающих, что в их жизни подобные воспитательные меры оказались исключительно полезными. В этом деле многое, конечно, зависит от рассудительности и чуткости родителей", - заключил отец Андрей.

Отец Димитрий Арзуманов
Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма св. првд. Иоанна Кронштадтского в Жулебине, заявил, что в школе физические наказания недопустимы в принципе.

"Единственно допустимое поле их применения – это отношения отца и сына. В определенных случаях отец просто обязан применять именно их. Об этом мы читаем и у премудрого Соломона, который, кстати, указывает и на то, что, отнюдь, не для любого возраста телесные наказания полезны. Само собой разумеется, что применяться такие наказания должны без гнева и злобы", - сказал он.

"Ни при каких обстоятельствах физические наказания недопустимы в отношении девочек. Это чисто мужская проблема", - добавил священник.

Отец Алексий Агапов
Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, считает бесспорным, что родители имеют право применять физические наказания в отношении собственных детей.

"Это часть обычного, традиционного воспитания. Другое дело, что в современном мире настолько все изменилось, что традиционный уклад все чаще вступает в противоречие с новыми правовыми нормами, в частности с ювенальной юстицией", - сказал он.

"Другое дело, что родители подчас не отличают наказания ребенка от проявлений собственной жестокости и проблем с психикой", - добавил священник.

"Что же касается школ, то применение там физических наказаний представляется мне крайне нежелательным. Я бы, например, не хотел, чтобы мои дети учились в подобной школе", - заключил он.


Исмаил Бердиев
Председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края Исмаил Бердиев считает рациональным использование практики телесных наказаний в школах.

«В отношении школьников вполне допустимо применять физические наказания. Дети должны бояться, поскольку, когда они бояться, то начинают слушаться и уважать взрослых», - сказал он.

«Родители имеют бесспорное право применять физические методы воздействия для воспитания своих детей. Они просто обязаны это делать, поскольку сегодняшняя распущенность никуда не годится. Мне, например, приходилось шлепать своих детей, когда они не слушались», - заключил Исмаил-хаджи.


Альбир-хазрат Крганов Муфтий Чувашии, первый зампред ЦДУМ России, член ОП РФ Альбир-хазрат Крганов отметил, что если человек поднимает руку на ребенка или женщину, то это знак бескультурья.

"Как верующий человек я не соглашусь с решением господина Синютки. Еще пророк Муххамед говорил, что учитель в ответе перед Богом за обучение детей, поэтому физические меры наказания недопустимы", - сказал он.

"Что касается родителей, то зачастую нужно действовать по ситуации. Главное - понимать, что значит физическое наказание. Если, скажем, родитель ущипнул или шлепнул своего ребенка, то это не страшно. Но иногда физически меры могут нанести моральный вред ребенку, поэтому в этом вопросе нужна осторожность. Грубую силу к детям применять нельзя ни в коем случае, а вот надавать по рукам за провинности иногда необходимо", - пояснил Альбир-хазрат.

"У меня трое детей, и я, слава Богу, к ним я физических мер наказания не применяю. Они потому и дети, что много чего не понимают, и им нужно многое прощать, уметь правильно разъяснять и объяснять что правильно, а что нет", - заключил он.

Виктор Петрович Лега
Виктор Лега, доцент МФТИ, кандидат богословия, доцент ПСТГУ, заведующий кафедрой философии ПСТГУ.

Виктор Лега, доцент МФТИ, кандидат богословия, доцент ПСТГУ, заведующий кафедрой философии ПСТГУ, считает, что ни в школе, ни в семье никаких физических наказаний быть не должно.

"Человек, который опускается до физических наказаний, показывает себя не с лучшей стороны, подписывается под собственной беспомощностью. Нельзя давать волю своему гневу", - сказал он.

"Есть масса других способов, чтобы воспитать ребенка, сейчас много литературы, в которой можно прочитать, как можно воздействовать на детей. Поэтому я негативно отношусь к физическим мерам наказания", - подчеркнул Виктор Петрович.

"Я предпочитаю традиционные меры наказания. Если мой ребенок в чем -то провинился, то я его лишаю какого-то удовольствия, скажем, запрещаю ему есть сладости какое-то время, или просто объясняю, как правильно делать, а как неправильно. Только так можно воспитать ребенка здоровым человеком", - пояснил он.

"Если же ребенок живет под страхом физического наказания, это мешает ему осознавать свои поступки и мешает формированию целостной личности. Даже в богословии говорится, что путь раба - это низший путь, а истинный способ служения Богу - это путь друга: "Возлюби ближнего своего". Такой же подход должен применяться и в воспитании. Поэтому я считаю, что даже родитель не вправе бить своих детей", - подытожил Виктор Петрович.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

В ночь на 1 августа 32-летний мужчина приставил к памятнику лестницу и ударил топором по голове изображение цесаревича Алексея. Вскоре он был задержан сотрудниками Росгвардии. Мотивы его поступка неясны. От дачи показаний подозреваемый отказался. По неофициальным данным, нападавший - бывший сотрудник правоохранительных органов.

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике (Брянская область). Депутат Госдумы (1993-1998, 2011-2015). Член ЛДПР. Министр труда и социального развития РФ (1998-2000)