Личное ли дело - религия? - Мнения священнослужителей

25.02.2010 11:45


Троице-Сергиева лавра
В наши дни распространена точка зрения: "Религия – дело личное, а Бог должен быть в душе".
Это, однако, противоречит истории: религия никогда не была личным делом, а всегда и всюду была делом общины (а в пределе – государства).

Недавно это распространенное убеждение в резких выражениях оспорил глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. "Все разговоры о том, что вера - интимная вещь, это абсолютнейшая чушь. Вера - это не интимная вещь, вера без общественного измерения, без соборного тела - не вера", - заявил он.

"Как вы расцениваете мнение, что религия – дело личное? Почему, на ваш взгляд, оно так распространено?" - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Отец Александр Лаврин
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери "Живоносный источник" в Царицыне, полагает, что вера, то есть общение с Богом, обязательно должно реализоваться и в отношениях с другими людьми.

"И пока я не смогу принять того, кто рядом, моя вера так и останется нереализованной. Евангелие нам говорит, что лжет тот человек, который говорит, что он Бога любит, но ближнего своего ненавидит. Вера, по крайней мере, вера христианская, обязательно направлена и вовне, поскольку «вера без дел мертва есть»", - сказал он.

"К сожалению, мнение, что вера – это исключительно внутреннее дело человека, действительно очень распространено. И это является следствием, как мне кажется, некоего внутреннего самообмана, с помощью которого человек пытается сохранить внутренний комфорт и отгородиться от окружающих людей и внешнего мира", - добавил священник.

Отец Александр Борисов
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, связывает веру в "Бога в душе" с тем, что люди не хотят возрастать в своих религиозных знаниях, предпочитая оставаться на уровне частных симпатий.

" Вероисповедание – дело не только личное. Оно осуществляется совместно с другими. В общении с другими осуществляется и духовный рост. Христос основал Церковь, а не какое-то общество сочувствующих. И начиная с Пятидесятницы верующие собираются в общины, а не остаются диффузно рассеянными", - отметил он.

"Прежде чем приехать к римлянам, апостол Павел пишет им, что он стремится поделиться верою «вашей и моею». Но общественный характер веры не исключает и молитвы в одиночку, не исключает индивидуальных особенностей и неповторимости религиозных убеждений и воззрений каждого, оставаясь тем общим, что объединяет людей, что помогает каждому возрастать в вере", - добавил протоиерей.

Отец Александр Ильяшенко
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, связывает распространенность веры в "Бога в душе" с недостаточностью нашего образования и с отсутствием в обществе полноценных сведений о христианском вероучении.

"Кроме того, во многом это мнение является следствием духовного эгоизма. Оно, как правило, распространяется людьми, далекими от Церкви. В храмы они не ходят и с верующими не общаются, считая, что выбранный ими образ мысли вполне удовлетворителен, пытаясь строить свою жизнь по этой схеме", - добавил священник.

"Но схема эта – ложная. Она ограничивает духовное развитие человеческой личности и приводит к разделению людей. Только в Теле Христовом – в Церкви - человек может в полной мере реализовать дары, полученные им от Бога", - заключил он.

Иеромонах Платон (Воробьев)
Председатель Отдела по делам молодежи Рязанской епархии иеромонах Платон (Воробьев) считает утверждение "религия – дело личное" верным, но неполным.

«В какой-то мере религия – это, действительно, личное дело каждого, однако все же в большей степени это дело общественное, соборное. Во что верить, каждый выбирает сам, и в этом отношении религия – дело личное. Во всех же остальных случаях нет», - сказал он.

Священник отметил, что «интимность религии присуща не христианству, а протестантству». Он также считает, что «данное утверждение относительно религии стало настолько распространенным благодаря частичному влиянию Запада».

«Верующий человек не стесняется своей веры, поэтому никогда не скажет, что Бог у него в душе. Человек, который так говорит, немного лукавит. Он может и придерживается каких-то определенных догматов или правил, однако назвать такого человека полностью верующим нельзя», - заключил отец Платон.

Отец Георгий Белодуров
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма г. Твери, сотрудник миссионерского отдела Тверского епархиального управления, считает, что главный признак веры - любовь к ближнему.

"Люди стыдятся, что у них нет веры. Сейчас вообще очень мало верующих людей. Поэтому человек начинает закрываться и называть веру своим интимным делом", - сказал он.

"С другой стороны, существует концепция прав человека, которая вытесняет религию в область личных прав и пытается представить человека как отчужденную единицу, то есть каждый становится сам по себе, отсюда происходит разрушение семей и личности человека", - пояснил священник.

"Веры не может быть без отношения к окружающему обществу, это так в любой религии. "Возлюби ближнего своего", - гласит Библия, и это подтверждает, что вера без общества не может существовать. Именно любовь к ближнему должна быть в душе каждого", - подытожил отец Георгий.

Отец Игорь Шумилов
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на, считает утверждение "религия – это интимное дело" прямо антихристианским.

"Распространение этого мнения свидетельствует об элементарном невежестве и непонимании того, что есть Церковь Христова по учению самого Христа и Его апостолов", - решительно сказал он.

"Но распространение этого антихристианского мнения является также следствием возрастающего эгоизма и охлаждения любви, когда в отрыве от Тела Христова – Церкви человек пытается опираться только на свой частный критерий веры, сводя, таким образом, религию к «личному делу»", - добавил отец Игорь.

Отец Андрей Постернак
Вера не может быть только личным делом, отметил директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак.

"Вера касается жизни всего общества. Как бы мы ни относились к ней, но именно вера формирует духовные и нравственные устои общества, его мировоззренческие принципы. Так, практически вся европейская цивилизация была построена на христианских ценностях, хотя современная Западная Европа и пытается это забыть и всячески затушевать", - отметил священник.

"Если вера из общественного явления превращается в «личное дело» каждого человека, она перестает быть верой, расщепляясь на частные мнения и точки зрения, которые можно принимать или отвергать, и которые уже не смогут формировать цельную человеческую личность", - добавил он.

Отец Филипп Ильяшенко
Заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, член епархиальной комиссии по делам молодежи города Москвы священник Филипп Ильяшенко скептически относится к мнению, что религия – дело личное.

«На Руси говорили: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец», - напомнил он поговорку.

«Утверждение, что религия – дело личное, основано на недоразумении. Смешиваются две вещи: с одной стороны, у любого человека действительно есть право свободного выбора религиозных убеждений, что, безусловно, является личным делом каждого, а с другой стороны, надо понимать, что Церковь – это общественный институт, богочеловеческий организм. И в последнем случае, вера является некой характеристикой этих богочеловеческих отношений. В этом же смысле вера, безусловно, не может быть личным делом», - подчеркнул священник.

По его словам, утверждение «религия – дело личное» стало настолько распространенным потому, что «как говорят на Западе, наступило постхристианское время. Нас пытаются оторвать от Церкви и от христианских ценностей. Однако вся наша история основана именно на них».

«Приняв утверждение "Бог у каждого из нас в душе и нам не нужны посредники в черных халатах, а также сооружения с крестами или любая другая церковная атрибутика", - Россия сразу же столкнется с проблемой, с которой столкнулись в свое время протестанты после раскола Католической Церкви, говорившие: "есть только Писания и вера, и никаких посредников быть не может". В итоге все это привело к тому, что у каждого человека оказался в душе свой Бог. Однако истина только одна и Бог только один», - заключил отец Филипп.


Альбир-хазрат Крганов Отчасти согласился с мнением, что религия – дело личное, муфтий Чувашии, первый зампред ЦДУМ России, член ОП РФ Альбир-хазрат Крганов.

«Религия – это вера в Бога, это общение человека с творцом, которое по своей сути интимно и никто не вправе вмешиваться в него. Однако, как правило, ни один верующий человек не стремится скрыть факт своей религиозной принадлежности, - а это уже общественное проявление. Да и к тому же, о Боге все мы узнаем из священных книг, которые общедоступны», - сказал он.

«Безусловно, при всей своей открытости, человек не должен делать из веры публичную игру, но при этом он не должен ее прятать. Поэтому с одной стороны получается, что религия – это дело каждого, а с другой стороны, как сказал Всеволод Чаплин, вера без общественного измерения – не вера», - подчеркнул он.

По мнению муфтия, утверждение, что религия – дело личное, распространилось в связи с гонениями советских времен. «Сегодня человеку нет смысла скрывать верующий он или нет. Однако интимность веры, на мой взгляд, связана с годами лихого атеизма, когда было небезопасно показывать свои религиозные убеждения, поскольку за это наказывали. Видимо, с тех пор люди и хранят их в сердце, по сей день чего-то опасаясь», - заключил Альбир-хазрат.

Отец Эдуард Шатов
Священник Эдуард Шатов, директор центра семьи Римско-Католической Архиепархии Божией Матери в Москве, подчеркнул, что религиозные убеждения всегда выражают себя в общественной и социальной жизни.

"Вера формирует человека и сказывается на его поведении – причем это касается и церковных догматов, и церковной практики. Именно поэтому измерение веры – это всегда общественное измерение», - сказал он.

Он согласился со словами протоиерея Всеволода Чаплина, что вера без общественного измерения, без соборного тела - не вера.

«На мой взгляд, утверждение об интимности религии распространено настолько потому, что религиозный фактор сейчас вообще стремятся удалить из общественного пространства. Однако это ведет к атомизации и расколу общества», - заключил отец Эдуард.

Виктор Петрович Лега
Виктор Лега, доцент МФТИ, кандидат богословия, доцент ПСТГУ, заведующий кафедрой философии ПСТГУ, считает толки о "религии как личном деле" результатом невежества.

"Обычный человек понимает под верой свободный выбор: "Кто хочет, тот и верит". Эта свобода выбора действительно существует, и дело это действительно личное, но это еще не вера. Согласно христианскому учению, вера - это истинное состояние человека. Такую веру нельзя задвинуть в область интимного: "персональной веры" не бывает. Человек либо верует, либо нет. От этого смешения понятий все недопонимания и проблемы", - подчеркнул Виктор Петрович.

"Люди мало знают про христианство, невежество-то и порождает атеистические настроения. Зачастую люди, принимая христианство, основываются на своих примитивных представлениях. А потом каждый начинает интерпретировать христианство по-своему, отказываясь от глубокого изучения", - подытожил он.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

В ночь на 1 августа 32-летний мужчина приставил к памятнику лестницу и ударил топором по голове изображение цесаревича Алексея. Вскоре он был задержан сотрудниками Росгвардии. Мотивы его поступка неясны. От дачи показаний подозреваемый отказался. По неофициальным данным, нападавший - бывший сотрудник правоохранительных органов.

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике (Брянская область). Депутат Госдумы (1993-1998, 2011-2015). Член ЛДПР. Министр труда и социального развития РФ (1998-2000)