Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Музеи и Церковь со временем придут к компромиссу (мнения политиков и общественности)

12.03.2010 10:45


Российские парламентарии и общественные деятели одобрили практику передачи Церкви отобранных у нее за годы советской власти культурных ценностей. Они убеждены, что возникающие при этом противоречия с музеями вполне могут быть решены на основе разумных компромиссов. Обо всем этом они рассказали REGIONS.RU/"Новости Федерации", комментируя слухи о готовящемся законопроекте о возвращении Церкви конфискованных у нее большевиками ценностей.

Известие о возможности принятия такого законопроекта породило бурную полемику в обществе. Церковь настаивает, что конфискованное по праву принадлежит ей и что ее голос при определении судьбы тех или иных икон и зданий должен по меньшей мере учитываться. Ее оппоненты отвечают, что сокровища древнерусского искусства – не церковное, а общенародное достояние, а любая перевозка и изменение условий хранения угрожает сохранности памятников.

Обе стороны позволяли себе довольно резкие выпады: Церковь обвиняли в дикости и безразличии к национальному достоянию, музеи – в хранении краденого.

Regions.ru провели уже несколько опросов на эту тему:

Место ли иконе в музее? - Мнения священнослужителей

Спор за "Троицу": Обзор мнений

Чьи в музее иконы, - Мнения священнослужителей

Спор за иконы, - Мнения священнослужителей

Спор об иконах (Продолжение темы)

Иконы надо вернуть Церкви (Комментарии политиков и общественных деятелей)

Однако постепенно обе стороны признали, что в доводах оппонентов есть своя правда: что, с одной стороны, у Церкви есть право на возвращение отнятого, а с другой – что простая передача всего подряд в руки Церкви приведет к неминуемой утрате церковных ценностей.

Одно из положений, с которыми согласились обе стороны – что надо искать формы взаимодействия Церкви и музея, чтобы иконы и храмы могли использоваться по назначению, сохраняя в то же время значение музейных объектов и профессиональную заботу об их сохранности и реставрации.

Некоторые формы такого взаимодействия давно прошли испытание практикой: так, некоторые драгоценные иконы выставлены в храме при Третьяковской галерее, где им обеспечены музейные условия хранения. За рубежом обычны ситуации, когда между богослужениями храм служит туристическим объектом, туда водят экскурсии, а специалисты ведут наблюдение за находящимися в нем культурными ценностями.

Возможно ли, по-вашему, распространение такой практики в нашей стране? Какие еще возможные формы взаимодействия Церкви и музея вы видите? С такими вопросами REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратились к представителям верхней и нижней палат парламента и общественным деятелям.

См. также "Церковь и музей: возможно ли сотрудничество? - мнения священнослужителей".

***

Александр Починок За открытое сотрудничество Церкви и музеев выступает заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества, представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти Краснодарского края Александр Починок.

"Те вещи, которые музеи могут передать Церкви, нужно передавать", - заявил сенатор. При этом особое внимание парламентарий обратил на то, что процессу возврата церковных реликвий должно предшествовать появление четких инструкций по условиям хранения ценностей в церквях и по порядку проведения экскурсий в храмах. "Наверняка потребуется укрепление церковных фресок, а на отдельные, особо ценные, иконы понадобится сделать специальную защиту", - считает Починок. "Наиболее дорогие для верующих иконы, те, к которым хотят приложиться многие люди, должны быть максимально защищены. В противном случае, со временем они просто сотрутся до основания", - пояснил политик.

Сенатор отметил, что многие церковные вещи являются общенациональным достоянием. По его словам, в ранг культурно-исторического наследия России возведены также целые строения – Новодевичий монастырь, Троице-Сергиева Лавра, куда еще в советские времена устраивались экскурсии.

Процесс передачи Церкви святынь и реликвий должен, по мнению парламентария, активно поддерживаться государством особенно в части создания условий по их сохранности. "Это не будет государственным финансированием Церкви, это будет лишь поддержка культурно-исторического наследия страны", - подытожил Александр Починок.

Юрий Медведев Заместитель председателя Комитета Госдумы по собственности, член фракции "Единая Россия" Юрий Медведев считает, что работникам российских музеев и духовным лицам надо не делить те или иные культурные ценности, а делиться ими.

"Все реликвии и памятники искусства, находящиеся сегодня в российских храмах и музеях в конечном итоге принадлежат народу", - отметил депутат. В связи с этим он считает возможным проводить между музеями и Церковью временные обмены культурными и художественными ценностями. "Механизмы таких обменов следует зафиксировать на уровне специального соглашения между федеральным министерством культуры, РПЦ и другими заинтересованными религиозными конфессиями", - предлагает парламентарий.

При этом депутат обратил внимание, что православные храмы в России "целыми днями открыты для посещения". По его словам, далеко не все турфирмы используют эту возможность. "К примеру, в Москве туристов первым делом ведут в Кремль, часто забывая, что есть, к примеру, замечательный Данилов монастырь, с не менее богатой историей и культурно-художественным наследием", - подчеркнул Юрий Медведев.

 Заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре, член фракции "Единая Россия" Зоя Степанова считает, что принятие закона о передаче Церкви тех или иных реликвий, конфискованных у нее после октября 1917 года, не должно вызвать осложнений отношений между духовными лицами и музейными работниками.

"Они всегда найдут возможность выстроить договорные отношения", - заявила депутат. Она отметила, что в большинстве случае церковное имущество представляет собой "историко-культурные памятники и ценности". Поэтому, по словам Степановой, иметь доступ к таким ценностям должны не только верующие, но и те, кто вне зависимости от своих убеждений, стремится к духовному и культурному развитию.

Парламентарий обратила внимание, что в России уже существуют доказательства успешного сотрудничества Церкви и музеев. Она отметила, что наиболее яркий пример - Троице-Сергиева Лавра, которая, будучи еще в советские времена духовным учреждением, всегда обеспечивала широкий доступ туристов к своим святыням и реликвиям.

Депутат сообщила, что законопроект о передаче Церкви культовых реликвий обсуждается пока на уровне думских комитетов. "Надеюсь, что до завершения этой сессии он будет вынесен на одно из пленарных заседаний палаты", - сказала Зоя Степанова.

Оксана Дмитриева Член Комитета Госдумы по бюджету и налогам, первый заместитель фракции "Справедливая Россия" Оксана Дмитриева убеждена, что между музейными работниками и представителями Церкви всегда возможен компромисс по вопросу о конфискованных у религиозных организаций в советское время культурно-художественных ценностей и реликвий.

"Один из вариантов решения проблемы - совместная проверка и анализ тех экспонатов, которые в большом количестве хранятся сегодня в музейных запасниках", - заявила депутат. По ее словам, многие из этих экспонатов заслуживают того, чтобы выставляться перед широкой публикой, и церковные помещения явились бы для них наиболее достойным местом.

Хорошим примером сотрудничества музеев и Церкви парламентарий считает тот факт, что в Исаакиевском и Казанском соборах Санкт-Петербурга, имеющих статус государственных музеев, постоянно проводятся православные богослужения.

В то же время, как считает Дмитриева, вряд ли стоит вести речь о передаче Церкви тех культурных сокровищ, которые уже давно составляют основы всемирно известных коллекций таких музеев как Эрмитаж, Третьяковская галерея и др.

"В отношениях между музеями и представителями Церкви всегда нужно искать золотую середину", - подчеркнула Оксана Дмитриева.

Валентин Лебедев Председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев посоветовал перенять опыт зарубежных коллег в вопросе взаимодействия Церкви и музеев.

"Существуют ценные церковные святыни, которые являются национальным достоянием, и их нужно охранять", - заявил он.

По словам Лебедева, вопрос о том, как совмещать работу церкви и музея, уже давно решен за границей. Назвав зарубежный опыт "позитивным", он предложил его перенять. "Мне кажется, что одну из схем взаимоотношений между Церковью и музеями, которая существует за границей, необходимо претворить в жизнь и у нас", - отметил председатель Союза православных граждан, сославшись на практику, существующую в католических храмах в Европе, в православных церквях в Греции и на Кипре.

Лебедев обратил внимание на то, что и в законопроекте о возвращении Церкви конфискованных у нее большевиками ценностей, и в указе президента речь шла о возращении не только икон, но и самих церквей и храмов. "Здания должны были быть возвращены Церкви. После свержения советской власти прошло 20 лет, но никому не пришло в голову вернуть все, что принадлежит РПЦ. Только после указания Владимира Путина вернуть Новодевичий монастырь стали происходить какие-то телодвижения в этом направлении. Да, Церковь получила назад свои храмы, но только лишь во временное пользование", - сказал он.

"При советской власти были разрушены тысячи церквей и уничтожено множество икон. Надо отдать должное тем, кто сумел в те сложные времена сохранить наше национальное церковное достояние. И сейчас, когда, наконец, стали задумываться о том, что нужно возвращать Церкви ее имущество, начались бурные разговоры. Но тут нужны не бурные обсуждения, необходимы конструктивные действия. Тем более, что имеется зарубежная практика, нужно просто перенять опыт. Конечно, еще остаются вопросы о сохранении и реставрации церковных ценностей, но это всего лишь детали, которые надо проработать", - подытожил Валентин Лебедев.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

"Цены должны быть не просто сохранены, или балансировать на уровне прошлого года плюс инфляция. Нет, цены должны быть снижены, и в первую очередь на всю отечественную сельхозпродукцию. А для этого вообще не следует никому ее продавать, и прежде всего начиная, естественно, с тех стран, которые объявляют нам санкции, бойкот, гибридную войну..."

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Результаты работы парламента будут зависеть прежде всего от того, собирается ли правительство существенным образом изменять экономический курс. Судя по бюджету, этого делать не предполагается. При такое политике практически невозможно существенно улучшить материальное и социальное положение людей. Поэтому по-прежнему российская экономика будет развиваться относительно медленно, и не будет выполнен указ президента № 204, согласно которому мы должны обеспечить экономический прорыв. не будут ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"В отдельных ситуациях, где граница между регионами исторически проходит по очень плотно населенному участку, возможно, действительно стоит принимать какие-то решения по уточнению границ. Но это должны решить уже сами соседствующие друг с другом субъекты, там, где этого сделано не было, и возникали какие-то споры. Но это вопросы, которые должны регулироваться, скажем так, в субсидиарном порядке между самими субъектами. А в тотальном определении границ субъектов просто нет необходимости..."