Церковь и музей: возможно ли сотрудничество? - Мнения священнослужителей
12.03.2010 13:49

Слухи о готовящемся законопроекте о возвращении Церкви конфискованных у нее большевиками ценностей породили бурную полемику в обществе.
Церковь настаивает, что конфискованное по праву принадлежит ей и что ее голос при определении судьбы тех или иных икон и зданий должен по меньшей мере учитываться. Ее оппоненты отвечают, что сокровища древнерусского искусства - не церковное, а общенародное достояние, а любая перевозка и изменение условий хранения угрожает сохранности памятников.
Обе стороны позволяли себе довольно резкие выпады: Церковь обвиняли в дикости и безразличии к национальному достоянию, музеи - в хранении краденого.
Regions.ru провели уже несколько опросов на эту тему:
Место ли иконе в музее? - Мнения священнослужителей
Спор за "Троицу": Обзор мнений
Чьи в музее иконы, - Мнения священнослужителей
Спор за иконы, - Мнения священнослужителей
Спор об иконах (Продолжение темы)
Иконы надо вернуть Церкви (Комментарии политиков и общественных деятелей)
Музеи и Церковь со временем придут к компромиссу (Мнения политиков и общественности)
Однако постепенно обе стороны признали, что в доводах оппонентов есть своя правда: что, с одной стороны, у Церкви есть право на возвращение отнятого, а с другой - что простая передача всего подряд в руки Церкви приведет к неминуемой утрате церковных ценностей.
Одно из положений, с которыми согласились обе стороны - что надо искать формы взаимодействия Церкви и музея, чтобы иконы и храмы могли использоваться по назначению, сохраняя в то же время значение музейных объектов и профессиональную заботу об их сохранности и реставрации.
Некоторые формы такого взаимодействия давно прошли испытание практикой: так, некоторые драгоценные иконы выставлены в храме при Третьяковской галерее, где им обеспечены музейные условия хранения.
За рубежом обычны ситуации, когда между богослужениями храм служит туристическим объектом, туда водят экскурсии, а специалисты ведут наблюдение за находящимися в нем культурными ценностями.
"Возможно ли, по-вашему, распространение такой практики в нашей стране? Какие еще возможные формы взаимодействия Церкви и музея вы видите?" - с такими вопросами корреспондент REGIONS.RU обратился к священнослужителям.

"Я думаю, в каждом конкретном случае будет найден оптимальный вариант взаимодействия представителей Церкви и светских специалистов", - выразил надежду священник.
"Что же касается проведения экскурсий в храмах или монастырях, то с этой задачей, как мне кажется, лучше справились бы люди, которые владеют не только внешней историко-культурной информацией, но и знают о жизни храма или монастыря "изнутри". Я, например, сам с удовольствием вожу экскурсии по нашему храму", - добавил он.

Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, считает проведение экскурсий в действующих храмах и монастырях очень полезной формой взаимодействия и сближения Церкви с представителями светской культуры.
"Актуальным представляется также распространение опыта Третьяковской галереи, где чтимые иконы находятся в действующем храме при музее и при этом им обеспечиваются идеальные условия хранения", - добавил он.
"Я считаю, что многие проблемы, связанные с хранением и показом памятников церковного искусства, снялись бы, если б в дирекции музеев входили представители Церкви. Прекрасный пример в этом подает Музей - ризница, находящийся на территории Троице - Сергиевской лавры", - сказал отец Мелетий.

Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма г. Твери, сотрудник миссионерского отдела Тверского епархиального управления, считает, что сотрудничество между Церковью и музеями необходимо.
"Икона создавалась изначально для молитвы, поэтому мы должны использовать ее по назначению. Но с другой стороны, если речь идет о вещах редких, которые нуждаются в особом уходе, то здесь, конечно, церквам и храмам стоит использовать опыт музеев, чтобы сохранить поистине ценные вещи", - сказал он.
"Так что сотрудничество между церковью и музеем необходимо. К сожалению, часто это сотрудничество оборачивается соперничеством или просто отсутствует. Нужно, прежде всего, научиться понимать друг друга. Это относится и к музейным работникам, и к религиозным деятелям", - подытожил священник.

Иерей Александр Добродеев, зав. сектором по взаимодействию с правоохранительными учреждениями Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, полагает, что любоваться иконами в музеях сродни кощунству.
"По последним подсчетам, до революции 1917 года, в России находилось 240 миллионов икон. После переворота и Гражданской войны осталось всего 3 миллиона. Большая часть церковных произведений была уничтожена и разворована. У государства сейчас попросту не хватит средств на то, чтобы отдать все иконы и церковные ценности в храмы, так как очень многие произведения придется выкупать из-за границы", - сказал он.
"Необходимо организовать свободный доступ к тем иконам, которые сейчас находятся в музеях. Возможно, следует организовать на территории музеев небольшие часовни, куда люди могли бы заходить и молиться, все-таки иконы - это не просто произведения искусства, в первую очередь они являются окном в Царство Божье", - подытожил отец Александр.

Муфтий Ростовской области Джафар Бикмаев считает, что отношения между музеем и Церковью должны быть закреплены на законодательном уровне.
"Я считаю, что отношения между музеями и Церковью должны быть налажены. В мусульманском мире не возникнет проблем меньше: у нас нет икон и прочей религиозной утвари. И конечно, самые ценные иконы должны храниться там, где им будет обеспечена надежная сохранность", - сказал муфтий.
"Иконы - это всеобщее достояние, поэтому это общее дело и Церкви и музеев. Думаю, есть необходимость закрепить отношения между двумя этими структурами на законодательном уровне", - подытожил Джафар Зюфярович.
Александр Копировский, магистр богословия, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института, который больше 10 лет проработал в Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева, считает, что представители Церкви в первую очередь должны признать, что охрана памятников церковного искусства и их реставрация должна производиться только профессионалами, и это может быть связано с решением достаточно сложных технических проблем.
"Важно также, чтобы со стороны Церкви началось движение в сторону получения ее представителями профессионального образования. Здесь речь идет не только о приобретении формальных технических навыков, но и о глубоком изучении истории культуры и искусства и, например, таких специальных дисциплин, как церковная археология", - сказал он.
"Очень важно, чтобы представители Церкви научились показывать произведения церковного искусства и архитектуры самим себе - членам Церкви. К сожалению, большинство людей, ходящих в храмы, не воспринимают произведения церковного искусства в качестве памятников определенной художественной и культурной традиции. Было бы очень хорошо, если бы это объяснялось "своими", а не внешними по отношению к Церкви людьми", - добавил Александр Михайлович.