Ответственность за катастрофу в Норильске должен нести Потанин и только Потанин. А чтобы у него не было соблазна уйти от ответственности необходимо собственность Потанина изъять в залог

Как ЦИК может опираться в своей практической деятельности по организации выборов на нормы избирательного права, которые впрямую противоречат Основному закону страны?

Экономика должна быть нравственной (мнения священнослужителей)

05.05.2010 12:23


 Российские священнослужители и религиозные деятели уверены, что экономика не может быть противопоставлена этике. Однако, по их словам, для построения нравственной экономики еще многое предстоит сделать и обществу, и государству. Об этом они говорили в интервью Regions.Ru, комментируя выступление патриарха Московского и всея Руси Кирилла на учредительном собрании белгородского отделения Всемирного русского народного собора 1 мая, в котором он призвал обеспечивать ветеранов всеми экономическими и социальными благами, доступными молодому поколению.

По словам патриарха, сегодня в России "важно построить такую систему экономики, которая была бы способна возвращать долги нашему народу".

Как известно, рыночная политэкономия считает, что экономика никак не соотносится с нравственностью. Между тем религиозная традиция никогда не противопоставляла эти два понятия. Чуждо такое противопоставление и русской общественной мысли.

"Верите ли вы в возможность существования нравственной экономики? Какой она должна быть?" - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

игумен Филипп (Рябых) Заместитель председателя ОВЦС игумен Филипп (Рябых) считает, что уровень экономических отношений в стране напрямую зависит от морально-нравственного климата в обществе.

"Проблема нравственности в экономике – самый сложный вопрос в жизни любого общества. Мы все понимаем, что экономические связи необходимы государству, так как обеспечивают его материальное развитие. Но, тем не менее, всегда возникают трудности при попытке выстроить их на справедливых основаниях. От общества требуются большие усилия, чтобы осуществлялось правило, по которому каждый человек мог бы получить справедливое вознаграждение по своему труду и таланту", - сказал он.

"В рамках русской православной традиции всегда шло осмысление, что нужно делать для достижения этой цели. Одним из серьезных документов на эту тему является памятник XVI в. "Домострой". В нем показано не только, как должно созидать свой семейный дом, но существенная часть этого памятника посвящена экономическим и социальным отношениям человека в обществе", - напомнил игумен.

"Нужно также сказать, что церковь никогда не осуждала богатства. Она одобряла его, всегда настаивая на необходимости правильно им пользоваться. И, наверно, в этом находится ключ к построению справедливой экономики: правильное пользование богатством невозможно без стремления человека к духовному совершенствованию. В противном случае его действия непременно будут искажаться", - уверен замглавы ОВЦС.

По словам игумена, грех и зло коренятся не в социальных отношениях, как это ранее проповедовал марксизм, а в человеческой душе. "И как бы мы ни выстраивали правильно социальные отношения, если человек не делает нравственных усилий, то он может воспользоваться даже самой справедливой системой в мире в греховных целях, а значит, нанести вред своему ближнему. И в этом случае экономика становится безнравственной", - подытожил отец Филипп.

Виктор Лега Убежден в существовании нравственной экономики доцент МФТИ, кандидат богословия, заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Университета Виктор Лега.

"Экономика не бывает вообще вне нравственности: она либо нравственная, либо безнравственная. Все зависит от поступков людей, которые строят эту экономику: заботятся ли они о детях, о престарелых, о больных, об инвалидах и о других беззащитных людях", - сказал он.

Виктор Петрович убежден, что экономика должна быть построена "на соответствующих нравственных позициях". По его словам, "тезис, что якобы она находится вне нравственности, очень удобен людям, которые решают свои собственные эгоистические проблемы за счет стариков и больных".

Философ уверен, что "критерии нравственной экономики напрямую зависят от нравственного поведения человека, которое определяется его отношением к беззащитным людям". "Если человек способен наживаться на таких людях, то и экономика будет вестись по безнравственному пути", - подчеркнул В.Лега.

По его словам, если судить по предложенному критерию, то современная экономика России находится "в очень глубоком нравственном падении". "Государство ведет нравственную политику только на словах. А все его попытки оказать какую-либо помощь пожилому поколению, в том числе и финансовую в виде пенсионных надбавок, - это не более, чем намерение властей угнаться за быстрым ростом инфляции. На сегодняшний день в России осталось настолько мало ветеранов, что обеспечить их всеми необходимыми социальными благами и квартирами можно за несколько часов, а у нас эти вопросы решаются уже несколько лет. Получается, что на деле наше государство пока что не заботится ни о ветеранах, ни об инвалидах", - заключил Виктор Лега.

Протоиерей Максим Козлов Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, считает, что исторический период разделения экономики и этики подходит к концу.

"Мне представляется, что идея соединения экономического и этического постепенно утверждается в секулярном сознании", - заявил он.

По словам священника, секулярное общество подошло уже к осознанию того, что дикое накопление капитала и руководство только рыночными критериями приведут к необратимым последствиям для всего человеческого рода. "На Западе следование этическим критериям проявляется, например, и в формировании экологического сознания, и в ответственном отношении к людям старшего поколения и к инвалидам", - привел пример отец Максим.

Отметив, что общегуманистические начала должны присутствовать и в экономической жизни современного российского общества, священник подчеркнул необходимость сочетания гуманистического и религиозного компонентов. "Я считаю, что Россия не сохранится, если к этим общегуманистическим началам не будет добавлено начало религиозное. Если экономическая жизнь будет осуществляться людьми, для которых заповеди Божии – непреложный нравственный закон, то вне зависимости от конкретных форм функционирования экономики этот нравственный закон обязательно в ней проявится", - заключил протоиерей Максим Козлов.

Протоиерей Александр Ильяшенко Экономика, не оснеовывающаяся на нравственности, долго не простоит, уверен протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской.

"Безусловно, экономика не только может, но и должна быть нравственной, иначе она просто развалится", - заявил он.

По словам священника, и в экономических отношениях между людьми, и в экономических отношениях между странами и регионами нужно придерживаться принципа справедливости. "Забвение этого принципа приводит и к экономическим кризисам, и к росту социальной напряженности, и к росту преступности. И на ликвидацию последствий этих явлений придется потом потратить гораздо больше средств", - отметил отец Александр, напомнив поговорку "скупой платит дважды".

"Сама экономика развивается эффективней, опираясь на нравственные принципы. Безусловно, разумная экономическая политика будет исходить в первую очередь из этих принципов", - подытожил Александр Ильяшенко.

Священник Георгий Белодуров Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, сотрудник миссионерского отдела Тверского епархиального управления, верит в перспективу существования в России нравственной экономики.

"Я верю в существование нравственной экономики. Поскольку еще на Руси было честное слово купца, которое стало настоящим образцом для ее ведения", - заявил он. "Уже в те годы купечество действительно беспокоилось и о стариках, и о молодежи. Так, например, один из купцов по фамилии Севериков, который считался одним из богатейших людей России своего времени, а может и всего мира, строил на свои деньги театры, обеспечивал университеты, монастыри, богадельни и иные богоугодные учреждения. Только благодаря таким людям на Руси и существовала нравственная экономика", - сказал отец Георгий.

Священник убежден, что развитием нравственной экономики наряду с государством должны заниматься и бизнесмены. "Они просто обязаны принимать активное участие во всех социальных проектах, позволяющих обеспечить как достойную старость пожилому поколению, так и светлое будущее молодежи. Воспитывать российского предпринимателя уже давно пора. Людям должно нравиться делать добро. И от этого они должны научиться получать удовольствие", - заключил отец Георгий.

священник Сергий Круглов Верит в возможность существования нравственной экономики клирик Спасского собора Минусинска Красноярского края и известный поэт, священник Сергий Круглов.

"Святейший патриарх прав, что никакая сфера жизни не может быть отделена от нравственности, в том числе и экономика. Любая область жизни не проходит без участия людей, главное в которых – это их внутренний мир, то, что ими движет: духовность и нравственность. Поэтому не бывает абсолютно свободной от нравственности экономики", - сказал он.

"Благотворительность, забота о малоимущих слоях населения и безработных людях – все это формирует нравственную экономику, которая, кстати, уже давно твердо стоит на ногах в странах Запада", - отметил священник.

Он глубоко убежден, что "нравственная экономика необходима любому государству, поскольку она препятствует назреванию гражданской войны и подобным потрясениям". Поэтому, считает о. Сергий, российские власти должны осознать всю значимость нравственной экономики.

Отметив, что в России должны появиться законодательные механизмы защиты незащищенных слоев населения: инвалидов, ветеранов, одиноких матерей и молодежи, священник подчеркнул, что "при этом и Церковь должна поработать над тем, как переделать в духовно-нравственном плане современного человека". "Иначе, если какая-либо из сфер нашей жизни не будет соприкасаться с нравственностью, то люди забудут основные заповеди", - заключил отец Сергий.

Рушан-хазрат Аббясов Рушан-хазрат Аббясов, руководитель международного департамента Совета муфтиев России, выступает за экономику с человеческим лицом.

"Безусловно, экономика должна соотноситься с критериями нравственности. Она входит в область отношений не только людей, но также творения и Всевышнего. Аллах призывает нас быть справедливыми друг к другу. Это относится и к рыночным связям экономики", - сказал муфтий.

"Еще до начала своей пророческой миссии Мухаммед был торговцем. И его знали именно как добросовестного торговца. Идеи о честной торговле присутствуют и в Коране, где есть строки, в которых говорится о запрете продавцу скрывать дефекты своего товара", - напомнил он.

"Сегодня мы активно развиваем тему исламского банкинга. Она представляет альтернативную систему справедливых отношений между людьми и банковской сферой. Как известно, Коран запрещает брать с должника ссудный процент, но разрешает торговлю. А в жизни часто бывает, что предприниматель берет кредит и попадает в кабалу от ссудного процента. По исламскому типу банкинга банк должен принимать участие как в прибыли, так и в убытке. Такая форма финансирования хорошо себя зарекомендовала в Европе, Китае, Японии. Хорошо было бы, если бы она была реализована и в России", - заключил Рушан-хазрат.

Муфтий Джафар Бикмаев За построение в России нравственной экономики высказался муфтий Ростовской области Джафар Бикмаев.

"Патриарх, безусловно, прав, говоря о построении такой экономики, которая могла бы возвращать нашему народу долги, особенно ветеранам", - сказал он.

По его словам, "современное поколение находится в таком долгу перед ветеранами, что просто обязано создавать все условия для их спокойной и беззаботной старости". "Однако, - продолжил Джафар Зуфярович, - в подобных вопросах государство не должно стоять в стороне. Именно оно в первую очередь и должно создавать все необходимые для такой жизни условия".

"Для построения нравственной экономики необходимо соблюдать два критерия: взаимодействие религии и государства в духовно-нравственных вопросах, в частности, в воспитании населения, а также грамотное ведение соцпроектов со стороны государства, не нацеленное исключительно на погоню за инфляцией", - заключил Джафар-хазрат.

Исмаил Бердиев Не верит с возможность существования нравственной экономики председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края Исмаил Бердиев.

"Конечно, в идеале экономика должна быть нравственной. Однако из-за того, что наше общество очень долгое время жило в советской системе атеизма, на сегодняшний день оно является недостаточно верующим. А, следовательно, ни о какой нравственной экономике и речи быть не может", - сказал он.

"Только тогда, когда российское общество в целом будет воспитано в духовно-нравственном русле, станет возможным заводить разговоры о существовании нравственной экономики", - заключил Исмаил-хаджи.

Максуд Садиков Вице-президент, ректор Северо-Кавказского университетского центра исламского образования и науки Максуд Садиков уверен в необходимости строить рыночные отношения на моральных принципах и напоминает в связи с этим, что напоминает, что на нечистой наживе нет благодати Всевышнего.

"При безнравственной экономике любая продукция и любые блага человеку не принесут пользы", - заявил муфтий.

"В исламе считают, что на плодах деятельности человека, полученных нечестных путем, нет благословения Всевышнего. Поэтому рыночные отношения должны строиться на моральных принципах. Развитие нашей страны не будет успешным и благодатным, если мы не будем их придерживаться. Поэтому я целиком и полностью поддерживаю призыв патриарха Кирилла", - заключил Максуд Садиков.

Пресвитер Евгений Бахмутский Пресвитер Евгений Бахмутский, замеcтитель председателя Российского Союза евангельских христиан-баптистов, считает, что нравственная экономика начинается с нравственной позиции каждого человека.

"Один из лучших примеров нравственной экономики был дан такими протестантскими странами, как Швейцария и Голландия, где бизнесмены трудились не ради личного обогащения, а для всей нации. В этих странах не одобрялись роскошь и бездумное времяпрепровождение, и, напротив, поощрялись всякого рода добродетели", - сказал пастор.

"В послании к Фессалоникийцам апостол Павел призывает трудиться своими руками, чтобы было из чего уделять нуждающимся. Если каждый христианин сегодня будет следовать этому правилу, то, несомненно, не только наша экономика, но и общество в целом, станут более социально ориентированными. Поэтому надо всегда призывать верующих жить по законам Христа", - заключил Евгений Бахмутский, подчеркнув при этом, что неправильно требовать от государства, чтобы оно было социальным, если сами верующие будут вести себя асоциально.

Анна Бродоцкая Анна Бродоцкая, редактор информационного отдела Еврейской религиозной общины Санкт-Петербурга, напоминает, что нравственное устроение экономики коренится еще в древнем еврейском законе о десятине.

"Согласно еврейской традиции на каждом человеке, в том числе и на владельцах бизнеса, лежит обязанность отделять одну десятую часть доходов на дела милосердия. На иврите слово "благотворительность" соотносится со словом "цедака", которое переводится как "справедливость". Это понятие характеризует выделение на нужды бедных десятой доли от доходов, ниспосланных тебе Богом, как осуществление справедливости в мире", - подчеркнула она.

По ее словам, в первую очередь поддерживать следует самую незащищенную категорию бедных: пожилых людей. Еврейской религиозной общины Санкт-Петербурга отметила, что Синагога этим занимается, реализуя различные программы помощи и старикам, и сиротам. "Что же касается экономики в целом, то согласно еврейскому мировоззрению она, безусловно, должна быть нравственной", - подытожила Анна Бродоцкая.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Мигрантов, которые потеряли работу, живут скученно, в антисоциальных условиях, нужно немедленно из России вывозить! А на то время, пока они продолжают у нас проживать, конечно, их надо обеспечить, но не пособиями, не социальными гарантиями, а просто едой, и в этом заключается существенная разница. Не деньги им нужно давать - они не должны ходить по магазинам, а должны пребывать в жестком карантине. Нужно выявить их всех усилиями той же Росгвардии, полиции, обеспечить едой, и готовить к возврату ...

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".