Назовите фамилии тех, кто конкретно должен справляться с сокращением потребления незарегистрированного алкоголя, но не делает этого, кто закрывает глаза в обмен на многомиллиардную мзду!

Перенаселенность Москвы - вина властей, которые по-прежнему надеются, что вот этот базар, который они называют сладким для них словом «рынок», все отрегулирует. Не отрегулирует, и рассчитывать на это бесполезно!

Цивилизация немыслима без религии (священнослужители о заявлении генсека Совета Европы)

06.05.2010 13:43


Признавая всю важность принципа свободы слова, священнослужители крайне негативно оценили перспективы того общества, которое стремится положить в основу своей системы ценностей право на критику религии. Об этом они говорили в интервью Regions.Ru, комментируя заявление генсека Совета Европы и председателя Норвежского нобелевского комитета Турбьерна Ягланда, который считает, что европейская идентичность немыслима без права на критику религий.

"Мы не можем допустить разжигания насилия и ненависти, но я готов всеми силами защищать право критиковать государство, политических руководителей, религии, их мифы и постулаты, а также право людей мирно протестовать против выражения таких мнений - в статьях, на телевидении, в искусстве или при помощи карикатур", - заявил Т.Ягланд в статье, подготовленной для ведущих мировых СМИ.

По его словам, свобода слова и выражения мнений "составляет суть европейской идентичности" и является "средством инкорпорирования различных культур, традиций, религий и верований в нашем едином европейском доме".

"Если мы допустим компромиссы в вопросах свободы выражения мнений, будет поставлена на карту сама судьба нашей демократии", - уверен Т.Ягланд.

 Отметим, что представления о европейской культуре, как культуре исключительно светской разделяют далеко не все современные европейские политики. Так президент Франции Николя Саркози неоднократно заявлял о христианских корнях Европы, а в январе 2008 года во время визита в Саудовскую Аравию отметил, что не знает страны, "чье наследие, чья культура и цивилизация не имела бы в основе своей религиозные принципы".

"Согласны ли вы с тем, что европейская идентичность немыслима без права на критику религий?" - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

См. также "Священнослужители о критике религии".

См. также "Чем дальше религия от государства, тем сплоченней общество (мнение парламентариев)".

***

Протоиерей Валентин Тимаков Не поддерживает заявление генсека Совета Европы Турбьерна Ягланда о невозможности представить европейскую идентичность без права на критику религий протоиерей Валентин Тимаков, заместитель главного редактора Издательства Московской патриархии.

"Заявление Ягланда указывает, по-моему, на непонимание им природы религии как таковой", - сказал он.

Напомнив о том, что в основании религии лежит откровение Божие, а проистекающие из него религиозные догматы принимаются на веру, отец Валентин назвал критику основ религии "затеей изначально бессмысленной и безумной". Он убежден, что реализация именно таких планов "приведет к гибели европейской культуры, включая и демократические институты".

"Нужно, все-таки, четче представлять, что можно критиковать, а что – нет. Это не значит, что нельзя обсуждать проблемы религиозной жизни или, скажем, вопросы социального богословия. Разномыслие в таких вопросах – вещь совершенно естественная. Но не это, кажется, имел в виду уважаемый генсек", - заключил протоиерей Валентин Тимаков.

Протоиерей Борис Даниленко Европейская культура неразрывно связана с христианской традицией, считает директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко.

"Человек, соотносящий себя с европейской культурой, просто обязан с пиететом и почтением относиться к христианской традиции", - заявил он.

Отец Борис назвал возможной внутрихристианскую критику, когда, согласно приведенному им примеру, представители какой-либо конфессии заявляют, что именно их конфессия истинная, а все остальные конфессии ущербны. "Тогда мы, православные, говорим, что наша вера истинная, и мы не хотим быть ни католиками, ни протестантами. Такого рода критика возможна и естественна в поле европейской идентичности", - отметил протоиерей.

"Когда же с нерелигиозных позиций заявляют, что христианство само по себе никуда не годится, и какая-либо конфессия изжила себя, то это уже попрание обязанностей, возложенных на человека, считающего себя европейцем", - заключил протоиерей Борис Даниленко.

Протоиерей Александр Салтыков Европейская культура допускает добросовестную критику религии, считает протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах.

"Критика религии в самых разнообразных формах присутствует в европейской культуре на всем протяжении ее истории. Но здесь нужно сначала разобраться с тем, какой смысл вкладывается в слово "критика" в данном случае", - заявил он.

"Если подразумевается демагогия, ложь и клевета, выдававшиеся еще, например, в советское время за "критику религии", то это одно. Другое дело – честная попытка дать объективную характеристику тем или иным ситуациям, связанным с религией, искреннее желание выяснить истину. Такая форма критики, по-моему, гораздо лучше отвечает требованиям европейской идентичности", - пояснил священник.

В словах Яглунда, по мнению отца Александра, "присутствует определенная доля лукавства, провоцирующего на злоупотребление свободой слова и критики". "Я считаю, что именно это злоупотребление свободой, на самом деле, и разрушает европейскую идентичность", - заключил протоиерей Александр Салтыков.

Игумен Лука (Степанов) Игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С. Есенина, не согласен с мнением генсека Совета Европы.

"В деятелях, подобных этому генсеку, нет ничего святого. Подобными высказываниями он пытается отстоять права современного европейца, тем самым, защищая лишь его прихоти и похоти", - сказал он.

Отец Лука посоветовал Турбьерну Ягланду "не брать на себя тяжкий груз святотатства и не располагать к этому остальных людей". "Для верующих людей подобная позиция, касательно критики религии, совершенно неприемлема, поскольку она не является началом благодатной жизни", - заключил Игумен Лука.

иеромонах Макарий (Маркиш) Руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш), известный православный публицист и миссионер, один из авторов "Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека", считает, что критиковать религию можно, но при условии "ее защиты от хулы, клеветы и оскорблений".

"Критика религии будет приемлема только при условии соблюдения ряда примечаний", - заявил он.

"Для начала, - пояснил отец Макарий, - господина генсека стоит уличить во лжи по двум сторонам". "Во-первых, говоря о праве на критику религии, он не говорит об отсутствии права на оскорбление личности и на богохульство – оскорбление святыни. А вторая его ложь состоит в том, что если сегодня в так называемой "свободной Европе" кто-нибудь откроет рот и скажет, что гомосексуализм – это зло, то он пойдет в тюрьму без всяких прав на защиту критики", - сказал он.

"Таким образом, - отметил священник, - получается, что необходимо защищать гомосексуализм или проституцию, но при этом заявлять о святом праве на критику религии".

"Критика религии будет существовать, но только будучи уравновешена защитой от хулы, клеветы и оскорблений. Однако сегодня прекрасно видно, как это право искажается и извращается", - заключил отец Макарий.

Священник Димитрий Лин Священник Димитрий Лин, клирик Патриаршего подворья б. Высокопетровского монастыря в Москве считает, что в отношении современной Европы к христианству проявляется ее однобокое понимание демократии.

"Я всегда мыслил европейскую идентичность как принадлежность к великой европейской цивилизации, которую можно назвать греко-римской, но лучше всего – великой христианской цивилизацией. Здесь, по-моему, наиболее важно указание на культурообразующее и религиозное начало", - заявил он.

Комментируя заявление Турбьерна Ягланда, отец Димитрий отметил, что демократия зачастую понимается "как-то однобоко". "Так, критика религии воспринимается как существенный элемент демократии, а критика гомосексуализма, например, - как нарушение демократии", - отметил священник, назвав такое положение дел неправильным.

"Если уж критиковать, то все и вся. Наверное, дело должно быть не в критике, а в осознании себя представителями великой цивилизации. Т.е. акцент должен быть не на критике, а на положительном содержании", - заключил отец Димитрий.

Альбир-хазрат Крганов Жесткой критике подверг высказывание генсека Совета Европы муфтий Чувашии, первый зампред ЦДУМ России, член ОП РФ Альбир-хазрат Крганов.

"Я не согласен с его точкой зрения. Во всех религиях Бог и священные писания были незыблемы веками, и посягательство на них – это некий показатель человеческого бескультурья", - сказал он.

По его словам, "прежде чем наводить критику на что-либо, необходимо по-максимуму быть просвещенным в данной области". Для этого, отметил муфтий, должно быть прочитано "колоссальное количество книг", что не свойственно большинству современных людей. "Зато у них есть привычка судить поверхностно", - подчеркнул первый зампред ЦДУМ России.

"Если что-то не устраивает, то необходимо проводить диалоги по этому поводу, а не разбрасываться направо и налево критиканскими замечаниями. Ведь чувства верующих очень ранимы. И это нужно учитывать при любом высказывании", - заключил Альбир-хазрат.

Назымбек-хазрат Ильясов Заместитель председателя ЦДУМ РФ, муфтий Астраханской области Назымбек-хазрат Ильясов подчеркивает, что критиковать надо не религии, а людей, которые, называя себя верующими, не следуют заложенным в них высоким морально-нравственным нормам.

"Я хочу в первую очередь сказать о единобожных религиях: христианстве, иудаизме, исламе. Мы как верующие стремимся с пониманием относиться друг к другу и не можем допустить, чтобы критиковали Христа или Моисея, или пророка Мухаммеда. Но далеко не все люди, провозглашающие себя верующими, являются таковыми. К ним относятся те, кто от имени мусульман убивают невинных людей. И таких людей надо не только критиковать, но и привлекать к суду", - сказал муфтий.

"Поэтому, я считаю, нельзя критиковать священные персоны и догматы веры, но можно и нужно критиковать преступные действия людей, позиционирующих себя верующими", - заключил Назымбек-хазрат.

Тагир-хазрат Саматов Заместитель председателя ЦДУМ РФ, муфтий Ханты-Мансийского округа Тагир-хазрат Саматов считает, что реализация права свободы слова не должна приводить к нарушению права свободы совести.

Назвав свободу слова и совести неотъемлемыми принципами демократии, муфтий отметил, что "принцип свободы слова тоже должен иметь свои рамки: он должен быть ограничен тем пределом, когда права и чувства верующих могут быть ущемлены".

"Безусловно, неприкосновенными должны быть догматы веры. Но это не исключает критику религиозного мнения, главное, чтобы она не носила оскорбительный характер", - заключил Тагир-хазрат.

Анас Пшихачев Не согласен с заявлением генсека Совета Европы Турбьерна Ягланда председатель Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Анас-хаджи Пшихачев.

"Я вообще категорически против того, чтобы религия как вера подвергалась какой-либо критике", - заявил он.

"Критиковать можно только лишь работу и поступки нерадивых религиозных деятелей, но ни в коем случае не саму религию", - подытожил Анас-хаджи.

Александр Игнатенко Видный российский исламовед, президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации Александр Игнатенко подчеркивает, что Турбьерн Ягланд призывает к ненасильственной, мирной критике религии.

"Господин Турбьерн Ягланд не акцентирует свое высказывание на слове "религия". Пафос его слов в другом – в свободе европейцев иметь собственное, в том числе критическое, мнение обо всех вопросах общественной, политической и духовной жизни; в свободе выражать это мнение в мирных, неагрессивных формах; в свободе других граждан, тоже мирно и неагрессивно, протестовать против критических мнений", - заявил он. По словам Игнатенко, позиция генсека Совета Европы резюмируется в двух словах: "свобода" и "ненасилие".

"При этом Турбьерн Ягланд выразил свое мнение в момент, когда европейская идентичность подвергается сильному испытанию, мощному вызову, кто-то сказал бы даже – "угрозе". Ответ на этот вызов – запрет строить минареты в Швейцарии, закон о запрете носить "никаб" в Бельгии, готовящийся закон такого же рода во Франции, уже принятый закон такого же рода в ряде областей Австрии, Италии, призывы принять такой закон на уровне Евросоюза", - отметил исламовед.

Еще одним ответом на этот вызов он назвал рост исламофобии в Европе и успех крайне правых партий на выборах в Нидерландах, Франции, Венгрии и др. "Преступный ответ на эту "угрозу" - антимусульманские акции и погромы, т.е. насилие и агрессия. Можно в этой связи упомянуть об актах насилия и агрессии по всему миру после публикации в датских газетах карикатур на пророка Мухаммада", - сказал А.Игнатенко.

"Ответственный политик европейского и мирового масштаба, каковым является господин Ягланд, имеет целью исключить из жизни Европы и мира насилие и враждебность. И для этого он предлагает свободное выражение в разной форме мнений о религиях, вплоть до критики, а также протесты против критики – тоже, повторю, в мирных, неагрессивных формах", - сказал исламовед, отметив, что мусульмане "уже давно и настойчиво критикуют положение о Святой Троице", причем раньше делали это в странах распространения ислама, а сейчас - в Европе.

"Замечу, что нельзя сбрасывать со счетов и значительную часть населения Европы, которая, имея право на "агностицизм", неверие как в христианство, так и ислам, тоже имеет что сказать. Ну, а христиане и мусульмане имеют что им ответить. Может быть, этот "рецепт" г-на Ягланда окажется целительным для Европы, которая не столько защищает свою идентичность, сколько ищет ее" - подытожил Александр Игнатенко.

Виталий Власенко Виталий Власенко, руководитель отдела внешних церковных связей Российского союза евангельских христиан-баптистов, полагает, что как у верующих, так и у атеистов есть право отстаивать свое мнение в мирной дискуссии.

"Религия – это способ осознания мира, дарованный нам Богом. Но так как мы наделены свободой, то мы можем критиковать религию, не соглашаться с ней", - сказал он.

"Христос принес в нашу жизнь не религию, а такую веру в Бога и систему морально-нравственных ценностей, которая показывает нам абсолютный уровень Творца. Евангельские христиане-баптисты стараются с уважением относиться к выражению свободы совести других людей. Но мы также открыто провозглашаем свою веру в Иисуса Христа, отстаивая свое мнение с точки зрения истории, философии и богословия", - подчеркнул пастор.

"Может для кого-то чужая система ценностей вызывает критику. Но лучше будет, если мы будем критиковать не личность человека, в его конкретные действия", - подытожил Виталий Власенко.

Юрий Зудов Юрий Зудов, исполнительный секретарь Христианского межконфессионального консультативного комитета стран СНГ и Балтии, руководитель международного отдела Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Университета, считает, что Европейский союз, отказавшись от своих христианских корней, только проиграл в глазах эмигрантов.

"Мне представляется интересным то, что интерпретация принципа свободы совести, которой придерживается господин Ягланд и отдельные европейские политики, как будто почерпнута из советской конституции", - заявил он.

"В соответствии с советской конституцией, человек мог публично проповедовать только антирелигиозные взгляды, а верующим дозволялось лишь незаметно "отправлять культ". Выходит что атеистические принципы советской тоталитарной системы прекрасно коррелируется с религиозной политикой единой Европы, где плюрализм мнений имеет четко очерченные рамки", - отметил он.

По его словам, такая идеология не сможет послужить сплочению европейского общества, так как лишает права выражения своего мнения многих граждан западных стран. Напомнив о том, что во время подготовки конституции ЕС, ее создатели "скромно умолчали" о христианских корнях Европы, исполнительный секретарь Христианского межконфессионального консультативного комитета стран СНГ и Балтии подчеркнул, что идеология плюрализма была представлена как "средство инкультурации эмигрантов".

По его словам, опыт показывает, что такая политика не имеет успеха. "Эмигранты, воспитанные в других культурных и религиозных традициях, не уважают современную культуру европейского общества и считают его обреченным на деградацию", - заключил Юрий Зудов.

Ирина Дергачева Неприемлемой считает критику в адрес любой религии мира доктор филологических наук, декан факультета иностранных языков, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Российского государственного социального университета Ирина Дергачева.

"В сторону религий недопустимо высказывать какую-либо оскорбительную критику. Критиковать можно только частные злоупотребления священнослужителей, чтобы те исправлялись и в дальнейшем не совершали ошибок. Ведь институт Церкви – это не сам Господь Бог", - сказала она.

"Я поддерживаю исключительно здоровую критику. Даже сам патриарх позволяет себе определенную критику. Однако нельзя допускать того, чтобы из-за недостойного поведения одного человека критиковалась вера. А со всеми критиками необходимо вести диалог, в ходе которого объяснять постулаты, доводя их до сознания людей", - заключила Ирина Дергачева.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Местное население, конечно, может быть недовольно теми, кто к ним приехал и ведет себя из рук вон плохо, вне закона. В этих случаях требование может быть только одно: чтобы власть применила власть. То есть, власть должна своевременно все предвидеть и предотвращать. Непредвиденной бывает только смерть, все остальное можно и нужно предвидеть, просчитывать

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".