Люди уже давно не доверяют чиновникам, которые хотят кормить макарошками всю страну, которые призывают отменить пенсии и не хотят отвечать за судьбу наших детей и молодежи

Западу хочется, чтобы у нас осталось населения ровно столько, сколько нужно для обслуживания нефтяной трубы

Цивилизация немыслима без религии (священнослужители о заявлении генсека Совета Европы)

06.05.2010 13:43


Признавая всю важность принципа свободы слова, священнослужители крайне негативно оценили перспективы того общества, которое стремится положить в основу своей системы ценностей право на критику религии. Об этом они говорили в интервью Regions.Ru, комментируя заявление генсека Совета Европы и председателя Норвежского нобелевского комитета Турбьерна Ягланда, который считает, что европейская идентичность немыслима без права на критику религий.

"Мы не можем допустить разжигания насилия и ненависти, но я готов всеми силами защищать право критиковать государство, политических руководителей, религии, их мифы и постулаты, а также право людей мирно протестовать против выражения таких мнений - в статьях, на телевидении, в искусстве или при помощи карикатур", - заявил Т.Ягланд в статье, подготовленной для ведущих мировых СМИ.

По его словам, свобода слова и выражения мнений "составляет суть европейской идентичности" и является "средством инкорпорирования различных культур, традиций, религий и верований в нашем едином европейском доме".

"Если мы допустим компромиссы в вопросах свободы выражения мнений, будет поставлена на карту сама судьба нашей демократии", - уверен Т.Ягланд.

 Отметим, что представления о европейской культуре, как культуре исключительно светской разделяют далеко не все современные европейские политики. Так президент Франции Николя Саркози неоднократно заявлял о христианских корнях Европы, а в январе 2008 года во время визита в Саудовскую Аравию отметил, что не знает страны, "чье наследие, чья культура и цивилизация не имела бы в основе своей религиозные принципы".

"Согласны ли вы с тем, что европейская идентичность немыслима без права на критику религий?" - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

См. также "Священнослужители о критике религии".

См. также "Чем дальше религия от государства, тем сплоченней общество (мнение парламентариев)".

***

Протоиерей Валентин Тимаков Не поддерживает заявление генсека Совета Европы Турбьерна Ягланда о невозможности представить европейскую идентичность без права на критику религий протоиерей Валентин Тимаков, заместитель главного редактора Издательства Московской патриархии.

"Заявление Ягланда указывает, по-моему, на непонимание им природы религии как таковой", - сказал он.

Напомнив о том, что в основании религии лежит откровение Божие, а проистекающие из него религиозные догматы принимаются на веру, отец Валентин назвал критику основ религии "затеей изначально бессмысленной и безумной". Он убежден, что реализация именно таких планов "приведет к гибели европейской культуры, включая и демократические институты".

"Нужно, все-таки, четче представлять, что можно критиковать, а что – нет. Это не значит, что нельзя обсуждать проблемы религиозной жизни или, скажем, вопросы социального богословия. Разномыслие в таких вопросах – вещь совершенно естественная. Но не это, кажется, имел в виду уважаемый генсек", - заключил протоиерей Валентин Тимаков.

Протоиерей Борис Даниленко Европейская культура неразрывно связана с христианской традицией, считает директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко.

"Человек, соотносящий себя с европейской культурой, просто обязан с пиететом и почтением относиться к христианской традиции", - заявил он.

Отец Борис назвал возможной внутрихристианскую критику, когда, согласно приведенному им примеру, представители какой-либо конфессии заявляют, что именно их конфессия истинная, а все остальные конфессии ущербны. "Тогда мы, православные, говорим, что наша вера истинная, и мы не хотим быть ни католиками, ни протестантами. Такого рода критика возможна и естественна в поле европейской идентичности", - отметил протоиерей.

"Когда же с нерелигиозных позиций заявляют, что христианство само по себе никуда не годится, и какая-либо конфессия изжила себя, то это уже попрание обязанностей, возложенных на человека, считающего себя европейцем", - заключил протоиерей Борис Даниленко.

Протоиерей Александр Салтыков Европейская культура допускает добросовестную критику религии, считает протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах.

"Критика религии в самых разнообразных формах присутствует в европейской культуре на всем протяжении ее истории. Но здесь нужно сначала разобраться с тем, какой смысл вкладывается в слово "критика" в данном случае", - заявил он.

"Если подразумевается демагогия, ложь и клевета, выдававшиеся еще, например, в советское время за "критику религии", то это одно. Другое дело – честная попытка дать объективную характеристику тем или иным ситуациям, связанным с религией, искреннее желание выяснить истину. Такая форма критики, по-моему, гораздо лучше отвечает требованиям европейской идентичности", - пояснил священник.

В словах Яглунда, по мнению отца Александра, "присутствует определенная доля лукавства, провоцирующего на злоупотребление свободой слова и критики". "Я считаю, что именно это злоупотребление свободой, на самом деле, и разрушает европейскую идентичность", - заключил протоиерей Александр Салтыков.

Игумен Лука (Степанов) Игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С. Есенина, не согласен с мнением генсека Совета Европы.

"В деятелях, подобных этому генсеку, нет ничего святого. Подобными высказываниями он пытается отстоять права современного европейца, тем самым, защищая лишь его прихоти и похоти", - сказал он.

Отец Лука посоветовал Турбьерну Ягланду "не брать на себя тяжкий груз святотатства и не располагать к этому остальных людей". "Для верующих людей подобная позиция, касательно критики религии, совершенно неприемлема, поскольку она не является началом благодатной жизни", - заключил Игумен Лука.

иеромонах Макарий (Маркиш) Руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш), известный православный публицист и миссионер, один из авторов "Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека", считает, что критиковать религию можно, но при условии "ее защиты от хулы, клеветы и оскорблений".

"Критика религии будет приемлема только при условии соблюдения ряда примечаний", - заявил он.

"Для начала, - пояснил отец Макарий, - господина генсека стоит уличить во лжи по двум сторонам". "Во-первых, говоря о праве на критику религии, он не говорит об отсутствии права на оскорбление личности и на богохульство – оскорбление святыни. А вторая его ложь состоит в том, что если сегодня в так называемой "свободной Европе" кто-нибудь откроет рот и скажет, что гомосексуализм – это зло, то он пойдет в тюрьму без всяких прав на защиту критики", - сказал он.

"Таким образом, - отметил священник, - получается, что необходимо защищать гомосексуализм или проституцию, но при этом заявлять о святом праве на критику религии".

"Критика религии будет существовать, но только будучи уравновешена защитой от хулы, клеветы и оскорблений. Однако сегодня прекрасно видно, как это право искажается и извращается", - заключил отец Макарий.

Священник Димитрий Лин Священник Димитрий Лин, клирик Патриаршего подворья б. Высокопетровского монастыря в Москве считает, что в отношении современной Европы к христианству проявляется ее однобокое понимание демократии.

"Я всегда мыслил европейскую идентичность как принадлежность к великой европейской цивилизации, которую можно назвать греко-римской, но лучше всего – великой христианской цивилизацией. Здесь, по-моему, наиболее важно указание на культурообразующее и религиозное начало", - заявил он.

Комментируя заявление Турбьерна Ягланда, отец Димитрий отметил, что демократия зачастую понимается "как-то однобоко". "Так, критика религии воспринимается как существенный элемент демократии, а критика гомосексуализма, например, - как нарушение демократии", - отметил священник, назвав такое положение дел неправильным.

"Если уж критиковать, то все и вся. Наверное, дело должно быть не в критике, а в осознании себя представителями великой цивилизации. Т.е. акцент должен быть не на критике, а на положительном содержании", - заключил отец Димитрий.

Альбир-хазрат Крганов Жесткой критике подверг высказывание генсека Совета Европы муфтий Чувашии, первый зампред ЦДУМ России, член ОП РФ Альбир-хазрат Крганов.

"Я не согласен с его точкой зрения. Во всех религиях Бог и священные писания были незыблемы веками, и посягательство на них – это некий показатель человеческого бескультурья", - сказал он.

По его словам, "прежде чем наводить критику на что-либо, необходимо по-максимуму быть просвещенным в данной области". Для этого, отметил муфтий, должно быть прочитано "колоссальное количество книг", что не свойственно большинству современных людей. "Зато у них есть привычка судить поверхностно", - подчеркнул первый зампред ЦДУМ России.

"Если что-то не устраивает, то необходимо проводить диалоги по этому поводу, а не разбрасываться направо и налево критиканскими замечаниями. Ведь чувства верующих очень ранимы. И это нужно учитывать при любом высказывании", - заключил Альбир-хазрат.

Назымбек-хазрат Ильясов Заместитель председателя ЦДУМ РФ, муфтий Астраханской области Назымбек-хазрат Ильясов подчеркивает, что критиковать надо не религии, а людей, которые, называя себя верующими, не следуют заложенным в них высоким морально-нравственным нормам.

"Я хочу в первую очередь сказать о единобожных религиях: христианстве, иудаизме, исламе. Мы как верующие стремимся с пониманием относиться друг к другу и не можем допустить, чтобы критиковали Христа или Моисея, или пророка Мухаммеда. Но далеко не все люди, провозглашающие себя верующими, являются таковыми. К ним относятся те, кто от имени мусульман убивают невинных людей. И таких людей надо не только критиковать, но и привлекать к суду", - сказал муфтий.

"Поэтому, я считаю, нельзя критиковать священные персоны и догматы веры, но можно и нужно критиковать преступные действия людей, позиционирующих себя верующими", - заключил Назымбек-хазрат.

Тагир-хазрат Саматов Заместитель председателя ЦДУМ РФ, муфтий Ханты-Мансийского округа Тагир-хазрат Саматов считает, что реализация права свободы слова не должна приводить к нарушению права свободы совести.

Назвав свободу слова и совести неотъемлемыми принципами демократии, муфтий отметил, что "принцип свободы слова тоже должен иметь свои рамки: он должен быть ограничен тем пределом, когда права и чувства верующих могут быть ущемлены".

"Безусловно, неприкосновенными должны быть догматы веры. Но это не исключает критику религиозного мнения, главное, чтобы она не носила оскорбительный характер", - заключил Тагир-хазрат.

Анас Пшихачев Не согласен с заявлением генсека Совета Европы Турбьерна Ягланда председатель Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Анас-хаджи Пшихачев.

"Я вообще категорически против того, чтобы религия как вера подвергалась какой-либо критике", - заявил он.

"Критиковать можно только лишь работу и поступки нерадивых религиозных деятелей, но ни в коем случае не саму религию", - подытожил Анас-хаджи.

Александр Игнатенко Видный российский исламовед, президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации Александр Игнатенко подчеркивает, что Турбьерн Ягланд призывает к ненасильственной, мирной критике религии.

"Господин Турбьерн Ягланд не акцентирует свое высказывание на слове "религия". Пафос его слов в другом – в свободе европейцев иметь собственное, в том числе критическое, мнение обо всех вопросах общественной, политической и духовной жизни; в свободе выражать это мнение в мирных, неагрессивных формах; в свободе других граждан, тоже мирно и неагрессивно, протестовать против критических мнений", - заявил он. По словам Игнатенко, позиция генсека Совета Европы резюмируется в двух словах: "свобода" и "ненасилие".

"При этом Турбьерн Ягланд выразил свое мнение в момент, когда европейская идентичность подвергается сильному испытанию, мощному вызову, кто-то сказал бы даже – "угрозе". Ответ на этот вызов – запрет строить минареты в Швейцарии, закон о запрете носить "никаб" в Бельгии, готовящийся закон такого же рода во Франции, уже принятый закон такого же рода в ряде областей Австрии, Италии, призывы принять такой закон на уровне Евросоюза", - отметил исламовед.

Еще одним ответом на этот вызов он назвал рост исламофобии в Европе и успех крайне правых партий на выборах в Нидерландах, Франции, Венгрии и др. "Преступный ответ на эту "угрозу" - антимусульманские акции и погромы, т.е. насилие и агрессия. Можно в этой связи упомянуть об актах насилия и агрессии по всему миру после публикации в датских газетах карикатур на пророка Мухаммада", - сказал А.Игнатенко.

"Ответственный политик европейского и мирового масштаба, каковым является господин Ягланд, имеет целью исключить из жизни Европы и мира насилие и враждебность. И для этого он предлагает свободное выражение в разной форме мнений о религиях, вплоть до критики, а также протесты против критики – тоже, повторю, в мирных, неагрессивных формах", - сказал исламовед, отметив, что мусульмане "уже давно и настойчиво критикуют положение о Святой Троице", причем раньше делали это в странах распространения ислама, а сейчас - в Европе.

"Замечу, что нельзя сбрасывать со счетов и значительную часть населения Европы, которая, имея право на "агностицизм", неверие как в христианство, так и ислам, тоже имеет что сказать. Ну, а христиане и мусульмане имеют что им ответить. Может быть, этот "рецепт" г-на Ягланда окажется целительным для Европы, которая не столько защищает свою идентичность, сколько ищет ее" - подытожил Александр Игнатенко.

Виталий Власенко Виталий Власенко, руководитель отдела внешних церковных связей Российского союза евангельских христиан-баптистов, полагает, что как у верующих, так и у атеистов есть право отстаивать свое мнение в мирной дискуссии.

"Религия – это способ осознания мира, дарованный нам Богом. Но так как мы наделены свободой, то мы можем критиковать религию, не соглашаться с ней", - сказал он.

"Христос принес в нашу жизнь не религию, а такую веру в Бога и систему морально-нравственных ценностей, которая показывает нам абсолютный уровень Творца. Евангельские христиане-баптисты стараются с уважением относиться к выражению свободы совести других людей. Но мы также открыто провозглашаем свою веру в Иисуса Христа, отстаивая свое мнение с точки зрения истории, философии и богословия", - подчеркнул пастор.

"Может для кого-то чужая система ценностей вызывает критику. Но лучше будет, если мы будем критиковать не личность человека, в его конкретные действия", - подытожил Виталий Власенко.

Юрий Зудов Юрий Зудов, исполнительный секретарь Христианского межконфессионального консультативного комитета стран СНГ и Балтии, руководитель международного отдела Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Университета, считает, что Европейский союз, отказавшись от своих христианских корней, только проиграл в глазах эмигрантов.

"Мне представляется интересным то, что интерпретация принципа свободы совести, которой придерживается господин Ягланд и отдельные европейские политики, как будто почерпнута из советской конституции", - заявил он.

"В соответствии с советской конституцией, человек мог публично проповедовать только антирелигиозные взгляды, а верующим дозволялось лишь незаметно "отправлять культ". Выходит что атеистические принципы советской тоталитарной системы прекрасно коррелируется с религиозной политикой единой Европы, где плюрализм мнений имеет четко очерченные рамки", - отметил он.

По его словам, такая идеология не сможет послужить сплочению европейского общества, так как лишает права выражения своего мнения многих граждан западных стран. Напомнив о том, что во время подготовки конституции ЕС, ее создатели "скромно умолчали" о христианских корнях Европы, исполнительный секретарь Христианского межконфессионального консультативного комитета стран СНГ и Балтии подчеркнул, что идеология плюрализма была представлена как "средство инкультурации эмигрантов".

По его словам, опыт показывает, что такая политика не имеет успеха. "Эмигранты, воспитанные в других культурных и религиозных традициях, не уважают современную культуру европейского общества и считают его обреченным на деградацию", - заключил Юрий Зудов.

Ирина Дергачева Неприемлемой считает критику в адрес любой религии мира доктор филологических наук, декан факультета иностранных языков, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Российского государственного социального университета Ирина Дергачева.

"В сторону религий недопустимо высказывать какую-либо оскорбительную критику. Критиковать можно только частные злоупотребления священнослужителей, чтобы те исправлялись и в дальнейшем не совершали ошибок. Ведь институт Церкви – это не сам Господь Бог", - сказала она.

"Я поддерживаю исключительно здоровую критику. Даже сам патриарх позволяет себе определенную критику. Однако нельзя допускать того, чтобы из-за недостойного поведения одного человека критиковалась вера. А со всеми критиками необходимо вести диалог, в ходе которого объяснять постулаты, доводя их до сознания людей", - заключила Ирина Дергачева.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"Она направлена, в том числе, на формирование более комфортных условий для переселения в Россию на постоянное место жительства соотечественников из-за рубежа, а также – на создание чётких правил въезда и получения права на проживание, работу, на приобретение российского гражданства".

Возгорание временного деревянного храма Апостола Иоанна Богослова произошло 6 ноября на территории религиозной организации "Подворье патриарха Московского и всея Руси при храме святителя Николая Мирликийского в Тушино г. Москвы".

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".