Священнослужители о "кодексе москвича"

17.06.2010 10:46


Москва - вокзал
В новой концепции национальной политики и межэтнических отношений, недавно принятой правительством Москвы, записано, что Москва не только мегаполис и столица России, но и русский город. «Москва - город, жизненный уклад которого базируется на русских культуре и традициях, сложившихся веками, и все, кто приезжает сюда жить, должны с этим считаться. Мы уверены, что это важное требование поможет всем жителям столицы без исключения стать москвичами. То есть членами общности, которая больше, чем национальность, поскольку в ней переплелись разные культуры, у которой есть свой московский стиль жизни, свои правила поведения», - подчеркнул председатель комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы в Московской городской Думе Михаил Соломенцев.

Законодатели выступают с инициативой разработать «кодекс москвича», который поможет приезжим быстрее адаптироваться к культурным и бытовым особенностям жизни в Москве. «Пока существуют неписаные правила, которых обязаны придерживаться жители нашего города. Например, не резать барана во дворе, не жарить шашлык на балконе, не ходить по городу в национальной одежде, разговаривать по-русски... А в ближайшее время мы хотим разработать свод правил, которые помогут быстрее освоиться приезжим, которые остаются в Москве на постоянное место жительства. Разработку их мы предложили начать самим московским диаспорам. Когда получим их предложения, пригласим ученых, и в итоге будет выработан, образно говоря, кодекс москвича. Приезжает человек, а ему земляки дают книжку: посмотри, почитай, что здесь принято, а что не принято», - сказал чиновник.

Этнокомпонент в образовании сохранится, но в рамках внеучебного процесса. «Образовательные программы в школах должны быть одинаковыми для всех. А вот кружок, на который ребенок придет изучать родной язык, изучать народные танцы и так далее - уже после уроков и, возможно, на другой площадке. Для этого в столице существует большое количество учреждений дополнительного образования», - объяснил председатель комитета межрегиональных связей и национальной политики.

«Суть новой концепции состоит в том, что в своей межнациональной политике правительство Москвы делает акцент не на том, что разделяет представителей разных национальностей, а на том, что их объединяет», - заключил он.

См. также:
Москва не должна придумывать для приезжих особые законы (Мнения парламентариев)

«Как вы относитесь к инициативе столичного правительства разработать для приезжих «кодекс москвича»? Пойдет ли это на пользу межнациональным отношениям в столице? Если создавать подобные кодексы, то какие положения в них необходимо включать?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Отец Владимир Вигилянский
Протоиерей Владимир Вигилянский, глава пресс-службы Московского патриархата, напомнил, что в ряде стран не только при получении гражданства, но и вида на жительство, нужно сдавать языковой экзамен и экзамен по истории государства.

«Я думаю, такая практика была бы полезна и нам. При тактичном отношении можно использовать различные формы адаптации», - сказал он.

«Главное, чтобы при этом не оскорблялось национальное чувство. Разумеется, недопустимы любые проявления шовинизма и национализма. Но при этом гости, безусловно, должны усвоить определенные формы уважительного отношения к культуре и традициям страны, где они хотят работать и жить», - добавил протоиерей.

Протоиерей Валентин Тимаков Протоиерей Валентин Тимаков, заместитель главного редактора Издательства Московской патриархии, одобрил предложение московских депутатов.

«Привить приезжающим в Москву уважение к русской культуре – дело очень хорошее. Важно также дать возможность развития и национальной самобытности приезжих. Не менее важно, чтобы сама Москва сохранила свою самобытность и не стала чем-то вроде космополитичного Нью-Йорка», - сказал он.

«Мне бы хотелось, чтобы и приезжие, и чиновники помнили, что Москва – не просто русский город, но и твердыня православной веры. Наши гости должны это осознавать и относиться к этому уважительно», - добавил протоиерей.

Отец Сергий Махонин
Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, счел здравым предложение разработать для приезжих «кодекс москвича».

«Другое дело, как удастся его реализовать. Здесь предстоит решать вопросы не только мирного сосуществования различных национальных культур, но и религий», - отметил он.

«Приезжие должны осознавать доминирующее положение в Москве русской православной культуры. Это очевидно», - сказал священник.

«Учитывая, что Москва сама все больше становится похожей на космополитичный мегаполис, сохранить свою самобытность и избежать навязывания чуждых культурных традиций нам будет, конечно, очень трудно», - признал он.

Священник Андрей Постернак Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак, порадовался, что Москву в официальном документе назвали русским городом.

«Подобное заявление было бы совершенно естественным и в отношении любого другого города мира, оберегающего свой культурный уклад», - сказал он.

«Я считаю, что предложенный кодекс мог бы сыграть положительную роль. Важно, чтобы он не стал очередной формальностью, и чтобы он был составлен очень корректно, не задевая чувства национального достоинства наших гостей», - сказал священник.

«Знакомство с нашей культурой и адаптация к ней позволили бы избежать многих конфликтов национального и религиозного характера», - заключил он.

Отец Валерий Буланников
Иерей Валерий Буланников, сотрудник Миссионерского отдела МП, клирик храма свт. Николая в Отрадном, считает, что разрабатывать кодекс стоит, даже если эффект будет минимальным.

«Конечно, подобный кодекс нельзя рассматривать как панацею. Все-таки люди к нам приезжают в основном только для того, чтобы заработать - и не всегда благородным образом», - напомнил он.

«Нужно разрабатывать реальные механизмы адаптации приезжих к нашей культуре. Нужно, наверное, организовывать обязательные курсы по изучению языка, культуры и истории нашей страны, если нужно, обучать правилам поведения. Насколько мне известно, подобная практика существует во многих странах», - сказал священник.

иеромонах Макарий (Маркиш) Полезной счел инициативу столичного правительства разработать в помощь приезжим «кодекс москвича» руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш), известный православный публицист и миссионер, один из авторов "Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека".

«Подобные попытки улучшить и обустроить столичную жизнь полезны равно так же, как и уже существующие в гражданском обществе законы. Данный «кодекс» поможет нормализации цивилизованных отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий. Однако главное, чтобы он ни в коем случае не заменил существующее законодательство, иначе его положения не пойдут на пользу межнациональным и межрелигиозным отношениям в столице! Этот «кодекс» должен стать своего рода рекомендационным пособием», - сказал он.

По словам священника, «главная на сегодняшний день задача российских и региональных властей – это возродить и консолидировать гражданское общество. Поэтому необходимость такого «кодекса» необходимо рассматривать несколько шире, чем это может показаться».

«Что касается положений данного «кодекса», то в него должны войти такие рекомендации, как где и какую одежду стоит носить, в частности, какую на улицах, а какую стоит надевать в храм или в мечеть. То же самое и касательно организации массовых угощений: рамки гигиены, упоминание и указание законодательных норм об этих мероприятиях. Ну и, например, в данный «кодекс» могли бы также войти положения относительно шумного времяпрепровождения после 11 часов вечера», - заключил отец Макарий.

Отец Георгий Рощин
Священник Георгий Рощин, зам. пред. отдела МП по взаимоотношениям Церкви и общества, считает, что к разработке «Кодекса» надо подойти предельно взвешенно и внимательно.

«Нужно, чтобы положение иммигрантов изменилось не только в столице, но и во всей России. И здесь главная проблема, требующая решения – это вопрос культурной адаптации приезжих к условиям жизни в нашей стране. С одной стороны, безусловно, переселенцы имеют право сохранять свою культуру, а с другой стороны, им необходимо знать культуру и обычаи народа, среди которого они собираются жить. И в этом плане инициатива московских законодателей интересна», - заметил священник.

«Конечно, надо в первую очередь ознакомиться с предложениями диаспор, знакомых с проблемой адаптации приезжих не понаслышке. В европейских государствах существуют программы, знакомящие эмигрантов с культурой страны пребывания. И нам тоже следует работать над этим. Нужно, чтобы такое знакомство носило вежливый характер и приезжие не чувствовали себя людьми второго сорта. Поэтому, если целью «Кодекса» станет помочь вновь прибывшим в столицу людям включиться в общественную, культурную и политическую жизнь столицы, то Церковь может это только приветствовать», - подытожил отец Георгий.

Сулейман Зарипов
Резко осудил «русофильскую» направленность «Кодекса» заместитель муфтия Татарстана по религиозным вопросам Сулейман-хазрат Зарипов.

«У нас есть свод законов, есть гражданские гарантии правительства. Придумывать что-то сверх этого специально для Москвы – это значит создать повод для очередной межнациональной напряженности. «Кодекс москвича» может стать шагом к охлаждению к иммигрантам, которые и так с трудом проходят адаптацию в большом городе», - полагает он.

«Русофильские идеи, заложенные в основе парламентской инициативы, звучат как лозунг «Москва – для русских». А это неприемлемо ни для многонациональной Москвы, ни для России в целом. Такие шовинистские мысли могут лишь сыграть на руку националистически настроенным группам и обострить межнациональные отношения», - добавил Сулейман-хазрат.


Руководитель пресс-службы Cовета муфтиев России Гульнур-ханум Газиева считает, что москвичи и приезжие должны делать обоюдные усилия по преодолению стоящих между ними культурных барьеров.

«Всякие действия, которые направлены на урегулирование межэтнических, межрелигиозных и межличностных вопросов, достойны поощрения и уважения. Я надеюсь, что столичные власти с вниманием и пониманием отнесутся к тексту предполагаемого «Кодекса». Что это будет не очередной сухой формалистский свод ограничений и обязательств, а адекватный современной межэтнической и межкультурной ситуации документ», - выразила пожелание она.

«Хочу заметить, что в Совете муфтиев России уже не первый год призывают приезжих мусульман с пониманием относиться к законам, по которым живет большой столичный город, не нарушать существующий устоявшийся московский образ жизни и стараться к нему адаптироваться», - подчеркнула Гульнур-ханум.

«Одновременно исламские священнослужители неоднократно выступали с обращением к москвичам с просьбой относиться с пониманием к трудовым мигрантам и иммигрантам, так как прежде всего их приезд обусловлен экономической необходимостью. Эти люди приехали работать, и в их адрес не должны звучать оскорбительные слова. Напротив, коренные жители Москвы должны помочь им почувствовать себя своими в большом городе», - подытожила руководитель пресс-службы.

Альбир-хазрат Крганов
Неоднозначное отношение к идее разработать «кодекс москвича» сложилось у муфтия Чувашии, первого зампреда ЦДУМ России, члена ОП РФ Альбир-хазрата Крганова.

«Москва, как и любой другой город России, имеет свои собственные традиции и обычаи, которые, безусловно, надо почитать и уважать. Однако если сегодня каждый город страны в пример столице начнет писать свои собственные «кодексы» в виду местной культуры, традиций и языка, то это ни к чему хорошему не приведет. Такого рода вмешательства региональных законодателей не всегда помогает приезжим людям сориентироваться в местных условиях. Более того, наоборот, мешает, поскольку подобные «кодексы» зачастую становятся основой для действий радикально ориентированных националистов, которые имеют привычку оправдывать свои действия, ссылаясь на букву закона», - сказал он.

По словам муфтия, разработка «кодекса москвича» не пойдет на пользу межнациональным отношениям в столице, поскольку «Россия – это многонациональная и многоконфессиональная страна, с чем и должны считаться городские начальники».
«В нашей стране равенство культур, поэтому все мы должны жить по Конституции РФ, а не по своим каким-то отдельным законам», - заключил Альбир-хазрат.

Анас-хаджи Пшихачев
С негодованием воспринял инициативу столичного правительства разработать для приезжих «кодекс москвича» председатель Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Анас-хаджи Пшихачев.

«Россия – многонациональная страна, поэтому для меня, уроженца Кабардино-Балкарии, Москва, прежде всего, является столицей моей Родины, а не чисто русский город. В этой связи я считаю «кодекс москвича» абсолютно ненужным», - сказал он.

По словам муфтия, «если Москва станет не просто столицей Российского государства, а чисто русским городом, в котором, в частности, представителям других национальностей и религий будет запрещено ходить в традиционных одеждах, это вовсе не принесет пользы для межнациональных отношений. Более того, в других российских городах найдутся чиновники, которые в противовес «кодексу москвича» придумают свои «кодексы».

«Всего этого нельзя допускать, поскольку, в первую очередь, мы – россияне! А уж потом русские, кабардинцы, ингуши, чеченцы, татары и так далее», - отметил он.

«Создание «кодекса москвича» или любого подобного ему - это очень опасный путь, который приведет к расколу российского общества», - заключил Анас-хаджи.

Отец Эдуард Шатов
Поддержал идею разработать «кодекс москвича» для приезжих директор центра семьи Римско-Католической Архиепархии Божией Матери в Москве священник Эдуард Шатов.

«Что Москва является многонациональным и одновременно русским городом, не подлежит сомнению. Но при этом не стоит забывать о сложностях инкультурации, которые всегда актуальны для крупных мировых центров, таких как Париж, Лондон, Нью-Йорк, Москва и так далее. «Кодекс москвича» действительно может помочь описать и объяснить некоторые культурные традиции и обычаи, присущие конкретному месту», - сказал он.

По словам священника, чтобы «правильно интегрировать людей одной культуры в другую, которая резко отличается от их местных обычаев и традиций, необходимо соблюдать очень тонкую грань: «кодекс москвича» не должен представлять единственно возможную традицию, которая только и приемлема на территории столицы». «Из всего многообразия московских культурных и религиозных традиций необходимо научиться интегрировать одно целое», - добавил он.

Касаясь положений, которые могли бы войти в «кодекс москвича», отец Эдуард заметил, что «здесь стоит разделить: что является традиционным с точки зрения «русской» ментальности, которая сама по себе является многогранной, что приемлемо и иногда допустимо, а что является абсолютно неприемлемым. Так, например, вряд ли когда-либо необходимость резать барана на балконе или во дворе впишется в московскую бытность, а вот ходить в национальной одежде по улицам города – почему нет?».
«Кроме того, - продолжил он, - в любой европейской столице существует негласное правило, которое осуждает тех, кто в присутствии представителей коренного населения позволяет себе говорить не на их языке. Это обычное правило хорошего тона, которое нигде пока еще не прописано, однако широко применяется».

«Если этот «кодекс» по своей сути является ознакомительным и популяризирующим то, что уже принято, безусловно, это его разработка пойдет на пользу. В таком случае он не создаст недоразумений между людьми, а всего лишь попытается объяснить, что приемлемо, а что нет», - заключил священник.

Виталий Власенко
Пресвитер Виталий Власенко, руководитель отдела внешних церковных связей Российского союза евангельских христиан-баптистов, видит особую опасность в том, что инициатива московских парламентариев носит русофильский характер.

«Безусловно, инициатива московских парламентариев сама по себе хороша. Но, на мой взгляд, она немного вступает в противоречие с уже сложившимся в столице ходом межэтнических и межкультурных отношений. Москва исторически развивалась как многонациональный мегаполис и никогда особо не подчеркивалось, что столица России - именно русский город. Мы, москвичи, говорим, что мы – россияне и с помощью такого самовосприятия должны пытаться преодолеть межнациональные барьеры», - заметил пресвитер.

«Мы, евангельские христиане-баптисты, стараемся придерживаться евангельских правил. Ведь Христос сказал идти и проповедовать Евангелие всем народам, не взирая на национальность и культурные различия. Церковь Божью составляют представители всех народов», - заключил Виталий Кириллович.

Николай Милоченко
Целиком и полностью согласен с проявленной Мосгордумой инициативой президент Петербургского общества защиты русской культуры Николай Милоченко.

«Я считаю, что данная мера своевременна и необходима. Особенно насущно такое нововведение в связи с активизацией потоков мигрантов и иммигрантов. Надо научить приезжих с уважением относиться к местным обычаям и традициям», - подчеркнул он.

«Если ты переезжаешь в другой город, в другую страну и хочешь остаться при своих обычаях и культуре в обход традиций народа, среди которого собираешься жить, не лучше ли остаться у себя дома? В случае с переселенцами процесс адаптации к чужой культуре – закономерен и адекватен», - подытожил Николай Павлович.

Борис Якеменко «Здравым и правильным» считает предложение московских властей разработать для гостей столицы «кодекс москвича» член Общественной палаты РФ и руководитель православного корпуса движения "Наши" Борис Якеменко.

«Право жить в городе, равно как и право ходить в гости, необходимо заслужить. Человек, попадая на чужую территорию, а тем более в чужой дом, не должен декларировать устав своего «монастыря». Поэтому любой, кто приезжает в Москву, должен чтить и уважать те порядки, обычаи и традиции, которые существуют в этом городе. И «кодекс москвича» в данном случае просто необходим, поскольку он наконец-то позволит защитить права москвичей, а не мигрантов, о которых говорится чаще, чем о жителях столицы», - сказал он.

По мнению члена ОП РФ, «данный «кодекс» положительно скажется на динамике развития межнациональных отношений в столице». «Когда москвичи увидят, что приезжие уважают их город равно также как и они сами, то многие проблемы, которые возникают на национальной и религиозной почве, сами собой разрешатся», - считает он.

Борис Григорьевич отметил, что «прежде всего, кодекс должен предусматривать уважение к существующим в Москве традициям, знание основ превалирующей в столице религии – православия, которое исповедует большинство жителей города. Кроме того, все гости столицы обязаны владеть русским языком. Иными словами, элементарные правила поведения в обществе».
«Иначе, - заключил Борис Якеменко, - мигрант никогда не станет частью населения этого мегаполиса».
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Местное население, конечно, может быть недовольно теми, кто к ним приехал и ведет себя из рук вон плохо, вне закона. В этих случаях требование может быть только одно: чтобы власть применила власть. То есть, власть должна своевременно все предвидеть и предотвращать. Непредвиденной бывает только смерть, все остальное можно и нужно предвидеть, просчитывать

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".