Ключевую роль в подставе Президента сыграло наше доблестное Минтруда, определив МРОТ в России в 12 тысяч рублей. Если бы МРОТ был у нас 6 тысяч, тогда бы можно было заявлять, что средней класс в стране все 100% составляет!

Вся политика Минфина, и очевидно, что кабинета Мишустина тоже, заключается в одном: в продолжении безудержного обогащения богатых за счет нищеты огромной части граждан России

Священнослужители: Между уважением к традиции и ее навязыванием есть разница

29.06.2010 11:10



Недавно председатель комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы в Московской городской Думе Михаил Соломенцев сообщил, что новой концепции национальной политики и межэтнических отношений, недавно принятой правительством Москвы, записано, что Москва не только мегаполис и столица России, но и русский город. По его мнению, в связи с этим необходимо разработать «кодекс москвича», который поможет приезжим быстрее адаптироваться к культурным и бытовым особенностям жизни в Москве.

Это предложение активно обсуждалось в прессе и блогах. Regions.Ru провели опрос с целью выяснить, как к нему относятся священнослужители и политики. Отзывы оказались разноречивы: православное духовенство в целом поддержало идею такого кодекса, а мусульмане и депутаты по большей части отнеслись к ней настороженно.

Настороженность эта понятна: усиленное навязывание местных норм может принимать недопустимые и прямо противозаконные формы. Например, в некоторых республиках Северного Кавказа не редкость погромы магазинов, торгующих спиртными напитками. В Чечне было несколько случаев, когда женщин без платков обстреливали краской из пейнтбольных ружей – по этому поводу, в частности, выразила свою обеспокоенность ПАСЕ.

«Как вы думаете, где грань между законным требованием уважать местные традиции и недопустимым их навязыванием? Не следует ли властям жестче реагировать на попытки ограничивать поведение, не противоречащее законам страны?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Отец Артемий Скрипкин
Протоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при университете им. Герцена в Санкт-Петербурге, полагает, что необходимо детально продумать, как должен работать «кодекс москвича».

«Мне кажется, что законодательство должно формироваться с учетом существующих традиций и обычаев на данной территории. Поэтому «кодекс москвича», призванный укреплять столичную культуру, можно только приветствовать», - подчеркнул он.

«Надо дать возможность приезжим более близко ознакомиться с отечественным национальным культурным достоянием. Сейчас проблемы глобализации и масскультуры приводят к размыванию национальных культур и языка. И «кодекс москвича» может стать шагом к преодолению этого явления. Не только мегаполисы России, но и ее регионы имеют право на культивирование и развитие своих местных национальных и культурных обычаев и традиций. Только механизм такой популяризации должен опираться на какие-то местные активные общественные структуры. За исполнением «кодексов» должны следить общественные советы, а не чиновники в погонах. В Советском союзе партийные структуры осуществляли общественный контроль. Существовали партийные собрания, где разбирались прецеденты социальных конфликтов. Наподобие таких партсобраний и должны действовать выше упомянутые общественные советы», - предложил отец Артемий.

«Ранее в Российской империи каждый социальный слой: купцы, крестьяне, дворяне, - поддерживал свою внутреннюю субкультуру через такие общественные институты, как гильдия, община, дворянское собрание. Надо и сейчас развивать субсоциальные сообщества. Пусть появляются клубы домохозяек, дачников, охотников. Такие структуры помогут людям эффективнее взаимодействовать друг с другом внутри общества. В противном случае все эти «кодексы» будут либо мертворожденными документами или же станут служить чьим-то корыстным целям», - заключил священник.

Игумен Лука (Степанов)
Поддерживает намерение Мосгордумы разработать «кодекс москвича» заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С. Есенина игумен Лука (Степанов).

«Я считаю уместной разработку «кодекса москвича», поскольку действительно Москва – это русский город, и те, кому не лень, пусть заглянут в учебник по истории, чтобы убедиться в этом. А что касается грани, благодаря которой уважаются, а не навязываются местные традиции, то ее определяет сама православная духовность, которой несвойственно оскорблять и унижать носителей другой культуры», - сказал он.

«В Москве, которой свойственно православие, например, пока еще никто не закидывал яйцами девушек в коротких юбках или молодых людей с серьгами в ушах и носу», - заключил отец Лука.

Иеромонах Тихон (Зимин)
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, также одобрил шаги московских властей, направленные на адаптацию мигрантов.

«Инициатива московских властей, бесспорно, вызывает уважение. Проблема культурной адаптации мигрантов представляется мне очень актуальной», - сказал он.

«Рекомендации, помогающие приспособиться к местным обычаям не должны, безусловно, задевать нравственные и религиозные принципы приезжих. Здесь недопустимо также нарушать принцип добровольности», - отметил он.

«Отношения между людьми должны, конечно же, регулироваться соответствующими положениями уголовного и гражданского права. Нагромождать новые законы или, тем более, создавать какое-то новое «миграционное право», по-моему, не стоит», - заключил отец Тихон.

священник Сергий Круглов
Клирик Спасского собора Минусинска Красноярского края и известный поэт священник Сергий Круглов, считает, что прежде чем вынуть «сучок» из глаза приезжего, надо сначала «местным» справиться с «бревном» в собственном глазу.

«Грань между оправданным стремлением сохранить местные традиции и желанием их насильственно навязать может быть установлена только опытным путем», - заметил он.

«Когда русский человек станет хорошо подметать двор, тогда спадет психосоциальное напряжение вокруг образа дворника-таджика. Когда православные действительно будут являть собой образец христиан, у исламских экстремистов не будет повода указывать нам на неисполнение Божьих заповедей. Когда семейная политика в России наладится не на уровне заявлений каких-то «высоких» лиц, а на уровне всего социума, тогда у тех же исламских экстремистов не будет повода обвинять русских в упадке ценности семьи, а наших женщин в разврате. Если мы решим проблему алкоголизма, то у ваххабитов не будет повода громить магазины, торгующие спиртным», - сказал священник.

«Не уничтожать чужое, а культивировать и взращивать свое - вот главный способ противостояния размыванию собственной культуры. И это касается не только «Кодекса москвича», а любой религиозно ориентированной позиции», - заключил отец Сергий.

Скорбященский храм в Калитниках
Священник Александр Кириллин, клирик храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Калитниках, считает, что вводить новые законодательные акты, регламентирующие поведение людей в контексте соблюдения ими местных традиций, не стоит.

«По-моему, вполне достаточно тех законов и норм, которые уже есть и призваны поддерживать общественный порядок. Главное, чтобы они работали. В остальном же нужно, наверное, руководствоваться принципом «Что не запрещено законом, то разрешено», - сказал он.

«Если неуважительное отношение к местной традиции или, наоборот, ревность в приверженности ей ущемляет чьи-либо права или оскорбляет личное достоинство, то это уже должно стать предметом судебного разбирательства. Так, по крайней мере, должно быть в правовом государстве», - заключил отец Александр.

Исмаил Бердиев
Исмаил Бердиев, председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края, считает, что грань между недопустимо делать прямой акцент на национальную принадлежность.

«Я не согласен с концепцией столичного правительства, в которой прописано, что Москва – это русский город. Получается, что в столице нашей общей Родины имеют право находиться исключительно русские? Здесь прослеживается чисто национальный критерий, что недопустимо!» - сказал он.

Муфтий отметил, что «в первую очередь, власти сами обязаны соблюдать закон, препятствуя тому, чтобы взаимоотношения между россиянами напрямую не связывались с религией или нацией».

«Все конфликты происходят из-за того, что кто-то считает свою нацию главенствующей, а веру лучшей. Однако всегда находятся те, кто с этим не согласен. Именно такие противоречия нельзя впускать в российское общество», - заключил Исмаил-хаджи.

Тагир Саматов
Против «русофильского» обособления Москвы выступил заместитель председателя ЦДУМ РФ, муфтий Ханты-Мансийского округа Тагир-хазрат Саматов.

«Факт многонациональности нашей страны отражен в конституции. А русофильский подтекст «Кодекса» вступает в противоречие с главным законодательным документом государства. Надо помнить, что иммигранты такие же россияне, как и москвичи. Поэтому создание «кодекса» может негативно сказаться на общественном микроклимате столицы и помешать нормальному выстраиванию межэтнических отношений», - заметил он.

«Москва – это «лицо» России и должна показывать образец правильной, толерантной межэтнической политики. А если в столице будет культивироваться только русская культура, то приезжим из других национальных регионов в ней будет делать нечего», - подытожил он.

Рав Зиновий Коган
«Россия является светским государством. Поэтому в соответствии с Конституцией страны данный факт дает право представителям различных национальностей и вероисповеданий сосуществовать в одном гражданском обществе. Этот принцип является основой для мира и согласия в российском обществе», - председатель конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР), раввин Зиновий Коган.

Что касается точки различия между законным требованием уважать местные обычаи и традиции и их навязыванием, по словам раввина, «эта грань определяется тезисом: живи и не мешай жить другим!»

«Ни у кого нет права навязывать свою культуру и бытность. Главное, - это толерантность и уважение к другим народам и их традициям. В противном же случае со стороны властей должна последовать жесткая реакция на попытки ограничивать поведение, не противоречащее законам страны, поскольку ни в одном законодательном акте пока еще не разрешено что-либо навязывать», - заключил Зиновий Львович.

Елена Леонтьева
Уверена в существовании грани между законным требованием уважать местные традиции и недопустимым их навязыванием руководитель Московского буддистского центра школы Карма Кагью Елена Леонтьева.

«Безусловно, эта грань существует, однако она должна быть подкреплена законом, чтобы ее никто не переступал. Россия – сложная страна. Негласные законы и кодексы, подобные планируемому «кодексу москвича», вполне могут использовать в неоднозначных и нечистоплотных целях. Хотя, конечно, правила культурного поведения должны существовать в каждом регионе страны, и за их соблюдением должны следить законодатели», - сказала она.

«Закон должен быть один для всех: для тех, кто живет в том или ином городе, и тех, кто в него приезжает. Иначе «борьба за традиции» может негативно сказаться на российском обществе в целом», - подытожила она.

Борис Якеменко Борис Якеменко, член Общественной палаты РФ и руководитель православного корпуса движения "Наши", считает, что грань между законным уважением местных норм и их навязыванием располагается в рамках уже существующих традиций.

«Не нужно что-либо специально выдумывать. Просто необходимо взять те традиции, которые существуют в том или ином городе или регионе, и оформить их законодательно. Ведь, если, например, люди привыкли жить спокойно и вести себя на улице тихо, то эти требования должны распространяться на всех гостей этого города. И ничего нового при этом не надо изобретать! Так, например, если большая часть населения - православные, нужно на законодательном уровне закрепить уважение к православным символам, местам поклонения, памятникам и так далее», - сказал он.

«При этом власти обязаны пресекать любое самоуправство. На то они и поставлены, чтобы смотреть за благополучием и порядком. Самочинным же силам, которые злоупотребляют своими правами и перепрыгивают законы, безусловно, необходимо противостоять жестко. Законы должны пониматься и исполняться всеми гражданами одинаково, а не как кому заблагорассудится», - заключил Борис Якеменко.

Роман Силантьев
Директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора (ВРНС), директор Центра географии религий Роман Силантьев полагает, что не стоит «в чужой монастырь ходить со своим уставом».

«Ранее, когда люди по линии МИДа выезжали в другие страны, то они расписывались в инструкции по технике безопасности. В этом документе значилось какие-нормы поведения необходимо соблюдать в той или иной стране. Например, в Арабских эмиратах во время месяца рамадан воду прилюдно в дневное время пить нежелательно, потому что это может повлечь какое-то административное наказание. Целоваться даже семейной паре в общественных местах тоже нельзя. В Афганистане вообще пристальный взгляд на женщину без всякого желания с ней пофлиртовать уже воспринимается как оскорбление и может вызвать крайне негативную реакцию. И можно встретить много таких запретов и предписаний, которые кажутся православному человеку удивительными и даже дикими. Но знание и соблюдение их зачастую спасает человеку жизнь», - заметил он.

«Так же и приезжие должны знать, что к русским женщинам нельзя приставать, иначе это может плохо закончится. Если с их точки зрения русская девушка одевается вольно, то это далеко не значит, что она легкого поведения. Если это объяснить мигрантам и иммигрантам в доступной форме, то это тоже может спасти им жизнь и избавить от многих неприятностей. Ведь скинхеды зачастую воспринимают себя как народных мстителей и блюстителей русских национальных порядков», - подчеркнул он.

«Все без исключения приезжие должны считаться с тем, что Москва – это русский православный город. А людей, не согласных с этим фактом, никто не заставляет жить в столице», - подытожил Роман Анатольевич.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Местное население, конечно, может быть недовольно теми, кто к ним приехал и ведет себя из рук вон плохо, вне закона. В этих случаях требование может быть только одно: чтобы власть применила власть. То есть, власть должна своевременно все предвидеть и предотвращать. Непредвиденной бывает только смерть, все остальное можно и нужно предвидеть, просчитывать

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".