Светские законы и религиозная одежда, - Мнения священнослужителей

16.07.2010 11:10


Паранджа
Нижняя палата французского парламента одобрила запрет на ношение паранджи в общественных местах. Как неоднократно заявлял президент Франции Николя Саркози, паранджа противоречит ценностям французов и их представлению о достоинстве женщин. Против закона выступили французские социалисты, которые считают такого рода запреты дискриминацией.

В апреле за полный запрет на ношение в общественных местах паранджи проголосовала нижняя палата бельгийского парламента, а в мае вице-президент Европарламента Сильвана Кош-Мерин призвала ввести полный запрет на ношение паранджи на всей территории Евросоюза.

Отмечены в Европе и попытки запретить любую религиозную атрибутику. 15 марта 2004 года во Франции был принят закон, запрещающий ношение в государственных средних школах религиозной одежды и символов, в том числе мусульманских головных платков, иудейских кип, индуистских тюрбанов и христианских крестов большого размера. 13 июля 2010 года административный совет бельгийского города Шарлеруа ввел запрет на ношение в муниципальных школах не только религиозных, но и политических, философских и религиозных атрибутов.

Между тем Франция выступает и против принуждения женщины к ношению религиозной одежды. По мнению законодателей, такое принуждение является новой формой рабства и должно караться штрафами от 15 до 19 тыс. евро или годом лишения свободы.

Эта проблема актуальна и для России. Если СССР был первой страной, которая предоставила женщинам равные с мужчинами права, то сейчас в ряде регионов российского Северного Кавказа ультраконсервативный салафизм теснит более либеральную и веротерпимую версию ислама. Об этой проблеме говорилось даже на проведенном в мае президентом Дмитрием Медведевым заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества. Одним из зримых свидетельств радикализации религиозной и общественной жизни региона становится "переодевание" женщин Северного Кавказа в нетрадиционную для местной культуры арабскую одежду (см. например "Кавказскому исламу угрожает "арабизация"). СМИ сообщают об отмеченных в Чеченской Республике случаях обстрела из пейнтбольных ружей женщин, появляющихся на улицах без платка на голове.
Есть все основания полагать, что процессы религиозной радикализации представляют угрозу для национальной безопасности нашей многоконфессиональной и многонациональной страны. «Разумно ли ограничивать право человека на демонстрацию своей религиозной принадлежности? Не следует ли вместо этого ужесточить законодательство за принуждение к ношению религиозной и национальной одежды?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Отец Александр Борисов
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, считает, что судить о разумности и справедливости подобных запретов во Франции лучше самим французам.

«У нас, слава Богу, такой проблемы нет. По крайней мере, по Москве в парандже и так никто не ходит. Но так же, как и в Западной Европе, у нас могут возникнуть похожие ситуации, как это нередко происходит при столкновении различных культурных традиций», - сказал священник.

«Подходить к решению подобного рода проблем следует очень осторожно. Опрометчивость здесь может привести к непредсказуемым последствиям», - подчеркнул он.

Иеромонах Платон (Воробьев)
Абсурдным считает решение нижней палаты французского парламента запретить носить паранджу в общественных местах председатель молодежного отдела Рязанской епархии иеромонах Платон (Воробьев).

«Это не закон, а глупость! Единственный случай, в котором следовало было бы обходиться без паранджи, так это при фотографировании на паспорт. Здесь у мусульманок, безусловно, должно быть открытым лицо, а также непокрыта голова», - сказал он.

По словам священника, «запрещать носить паранджу мусульманам все равно, что запрещать монаху, монахине или батюшке находиться в общественных местах в традиционном для вероисповедания одеянии или штрафовать их за ношение рясы!».
«Может мне не нравится, в каком костюме ходит Николя Саркози, может я хочу видеть его в футболке», - добавил он.

Отец Платон не видит необходимость и в ужесточении законодательства за принуждение к ношению религиозной и национальной одежды. «Не думаю, что в таком законе есть необходимость», - сказал он.

иеродиакон Иоанн Корниенко
Иеродиакон Иоанн Корниенко, известный православный общественник и миссионер, полагает: что годится для Франции, негоже для России.

«Французские парламентарии посягнули на самое святое, что есть у человека – свободу личности, дарованную нам от Бога. Внешнее проявление религиозности – это одна из сторон такой свободы. И непонятно, как можно в угоду тем людям, которые не верят в Бога, посягать на свободу тех, кто верует. И здесь, действительно, мы имеем дело с толерантностью, доведенной до абсурда», - заметил иеродиакон.

«Мне кажется, что такого рода проблемы требуют серьезного общественного обсуждения. Мы сейчас о многих проблемах рассуждаем по телевидению, но все эти разговоры, как правило, носят шоуобразный характер с «желтым» душком. А необходимо вдумчивое конструктивное обсуждение на тему роли религии в жизни государства, дабы выработать определенную концептуальную позицию, которой следовало бы в дальнейшем придерживаться нашим политикам», - подчеркнул он.

Исмаил Бердиев
Против любых ограничений права демонстрировать свою религиозную принадлежность высказался председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края Исмаил Бердиев.

«Ни французский, ни какой-либо другой парламент не имеет право вносить законодательные поправки, ограничивающие право мусульман публично демонстрировать свою религиозную принадлежность. Это неправильно и равносильно тому, если бы священнику запретили носить рясу» - сказал он.

По словам муфтия, «если религия предписывает, что женщина должна одеваться исключительно так, чтобы у нее было открыто только лицо, то она обязана так одеваться. И у нее нет выбора».

Касаясь намерения Франции ужесточить законодательство за принуждение к ношению религиозной и национальной одежды, Бердиев подчеркнул, что «это будут абсолютно неправильные действия со стороны госвластей».
«Все, что касается темы религии, не должно контролироваться законодательно. Если в религии человеку предписано, как именно он должен одеваться, что из предметов религиозной атрибутики он должен носить, то это должно исполняться. Иначе человек вынужден будет либо нарушать закон, либо уехать из страны», - заключил Исмаил-хаджи.

Альбир-хазрат Крганов
Муфтий Чувашии, первый зампред ЦДУМ России, член ОП РФ Альбир-хазрат Крганов полагает, что живущим на Кавказе гражданам России не надо вести себя так, будто они граждане Саудовской Аравии.

«В Коране есть аят, в котором говорится, что в религии нет насилия. Это значит, что каждый человек вправе выбрать для себя свою веру. Кроме того, надо учитывать, что мы живем в светском, многонациональном, поликонфессиональном государстве, и надо раз и навсегда придерживаться того правового поля, которое задано российской конституцией», - заметил он.

«В исламе есть определенные нормы, которые запрещают женщинам носить обтягивающее одеяние, рекомендуют прикрывать одеждой определенные части тела и носить платок. Эти предписания имеют сугубо нравственный характер. И человек сам выбирает следовать ему этим нормам или нет, согласно своим убеждениям. И такой подход актуален не только касательно Франции, но и России. Потому что, когда речь идет о случаях навязывания на Кавказе – это явное проявление недопонимания ислама, со стороны тех, кто притесняет женщин из-за отсутствия на них того или иного принятого в традиционном исламе элемента одежды. И этим людям надо напомнить, что они прежде всего живут в светском государстве», - подытожил Альбир-хазрат.

 Ахмед-хаджи Махметов
Заместитель муфтия по общественным отношениям, руководитель пресс-службы Духовного управления мусульман Поволжья Ахмед-хаджи Махметов полагает, что во Франции много вопросов более насущных, чем одежда мусульманок.

«Я полагаю, что открытая борьба с мусульманской религиозной одеждой дискредитирует и Францию и в целом всю Европу, как «оплот» демократии. Из женщин-мусульманок, проживающих во Франции, наберется едва один процент, который предпочитает носить паранджу. И ношение этого элемента одежды – это их личный выбор», - подчеркнул он.

«Мне кажется, что, несмотря на явные выпады в сторону внешних проявлений религиозности всех мировых религий, в Европе развернулась именно антиисламская борьба. Вместо противодействия наркомании и однополым бракам, на чем следовало бы сосредоточиться Европе в первую очередь, она занялась искоренением норм, имеющих сугубо нравственный характер. Ведь все религиозные предписания ислама касательно одежды слабого пола призваны хранить женщину в целомудрии и защищать ее от нечистых посягательств», - заметил он.

Максуд Садиков
Не видит ничего зазорного в решении французских законодателей ввести ограничение в стране на ношение паранджи вице-президент, ректор Северо-Кавказского университетского центра исламского образования и науки Максуд Садиков.

«По законам шариата существуют определенные требования к одежде мусульманки. Паранджа же – это своего рода дополнение к традиционному костюму, которое носится по желанию. И если на сегодняшний день Франция или любое другое государство мира пока еще не готово воспринять паранджу, то мусульманкам, думаю, не составит труда остановиться на том формате одежды, который требует шариат. Хотя в целом ни у кого нет права законодательно запрещать демонстрацию своей религиозной принадлежности, поскольку это противоречит законам глобализации. Надо учиться жить в «разношерстном» обществе», - сказал он.

Максуд Ибнугаджарович также поддержал идею Франции ужесточить законодательство за принуждение к ношению религиозной и национальной одежды. «Это, безусловно, правильный подход, поскольку ни одна из религий мира не одобряет принуждения. Любое принуждение является тяжким преступлением, и ни у кого нет права заставлять человека одеваться так или иначе. Принуждение нарушает не только светские законы, но и религиозные», - заключил Максуд Садиков.

Даниил Яковлев
Даниил Яковлев, пресс-секретарь ФЕОР, полагает, что внешние проявления религиозности – это осуществление неотъемлемого права человека.

«Вспомним «золотое правило» еврейского мудреца Гиллеля: «Возлюби ближнего как самого себя: в этом весь закон, остальное – его толкование». Поступки, которые нарушают покой общества, неприемлемы. Если же нечто не нарушает спокойствия окружающих, то это имеет право на существование», - заметил он.

«По моему мнению, ношение национальной одежды является атрибутом религиозной и национальной культуры. Запрет на ее ношение есть по сути запрет на определенную культуру, что неприемлемо, равно как и принуждение к этому», - заключил Даниил Сергеевич.

Отец Эдуард Шатов
Не имеет ничего против принятого во Франции закона, запрещающего носить паранджу, директор центра семьи Римско-Католической Архиепархии Божией Матери в Москве священник Эдуард Шатов.

«Относительно французской ситуации очень важно понять, что открытое женское лицо в настоящий момент является частью европейкой идентичности. Поэтому здесь речь идет не только о религиозном аспекте, но и том, что в западноевропейском контексте принято, чтобы женщина, как и мужчина, появлялась в общественных местах с открытым лицом. Именно этим и объясняется принятое французским парламентом решение ограничить право человека на демонстрацию своей религиозной принадлежности», - сказал он.

Священник рассказал, что в виду одобренного нижней палатой французского парламента запрета на ношение паранджи в общественных местах, «в стране создается фонд, который намерен платить штрафы за ношение паранджи». «Кстати, такой подход является прямым отрицанием того культурного наследия, в котором живут сегодня западные европейцы», - отметил он.

Говоря о намерении Франции ужесточить законодательство за принуждение к ношению религиозной и национальной одежды, отец Эдуард подчеркнул, что «к подобной идее надо подходить очень осторожно».
«Нельзя забывать, что любая цивилизация создается на определенных ценностях. И этого никак не избежать! Так, в частности, французская западноевропейская культура формировалась под влиянием христианства, а впоследствии идеи светскости. И французское общество вправе требовать от всех граждан уважения к этим идеям», - заключил священник.

Виктор Лега 
Виктор Лега, доцент кафедры культурологии МФТИ, кандидат богословия, заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Университета, считает, что в области религии принуждение недопустимо ни в коем случае.

«Безусловно, право человека на демонстрацию религиозной принадлежности не должно ограничиваться. Однако, что касается непосредственно паранджи и запрета французских законодателей носить ее в общественных местах, то замечу, что она не относится к обязательным элементам соблюдения ислама. Поэтому в данном случае я согласен с решением французского парламента, тем более что данный закон позволит ограничить идущую по Европе быстрыми темпами исламизацию», - сказал он.

По его словам, «многие женщины, исповедующие ислам, вполне обходятся без паранджи, причем это никак им не мешает быть мусульманками».

Виктор Петрович считает, что не следует также ужесточать и законодательство за принуждение к ношению религиозной и национальной одежды. «Конечно, принуждать кого-нибудь к чему-нибудь нельзя. Выбор веры – это свободный акт, иначе любое принуждение будет считаться нарушением, как светских форм жизни, так и основ религии», - заключил Лега.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

В ночь на 1 августа 32-летний мужчина приставил к памятнику лестницу и ударил топором по голове изображение цесаревича Алексея. Вскоре он был задержан сотрудниками Росгвардии. Мотивы его поступка неясны. От дачи показаний подозреваемый отказался. По неофициальным данным, нападавший - бывший сотрудник правоохранительных органов.

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике (Брянская область). Депутат Госдумы (1993-1998, 2011-2015). Член ЛДПР. Министр труда и социального развития РФ (1998-2000)