Мы можем установить прожиточный минимум в 2 копейки, и тогда у нас все будут богатыми...

Нужно не уговаривать сверхбогатых делиться, а заставить! Куда они сбегут? Во Францию, где до 70% прогрессивный налог? Им некуда бежать! А будут обманывать – тюрьма, банкротство, конфискация имущества...

Останется ли Москва русским городом? – Мнения священнослужителей

17.08.2010 12:26


Осенью 2010 года москвичи услышат праздничные молитвы мусульман через установки звукоусиления на автомобилях. В связи с распоряжением, подписанным мэром Москвы Юрием Лужковым, в Москве осенью будут проведены три массовых мусульманских праздника: Культурно-благотворительная акция "Шатер Рамадана", Ураза-байрам (9 сентября) и Курбан-байрам (16 ноября). В связи с этим столичное правительство намерено просить ФГУП "Московская городская радиотрансляционная сеть" выделить установки звукоусиления на автомобилях для трансляции праздничных молитв.

Эта новость уже вызвала бурную реакцию в интернете. Москвичи утверждают, что им будет неприятно слушать мусульманские молитвы и советуют приезжим учитывать православный характер культуры российской столицы.

Напомним, что в июне столичные законодатели выступили с инициативой разработать "кодекс москвича", который, как выразился один из его инициаторов, призван научить мигрантов не резать барана во дворе и не жарить шашлык на балконе. Перед этим правительство Москвы приняло новую концепцию национальной политики и межэтнических отношений, в которой записано, что Москва не только мегаполис и столица России, но и русский город. Вместе с тем, ряд политиков и общественных деятелей напомнили, что мусульмане являются такими же гражданами России, как и православные.

Как вы относитесь к идее выделить установки звукоусиления на автомобилях для трансляции праздничных мусульманских молитв в Москве? Правомерно ли в настоящее время считать Москву русским городом и настаивать на соблюдении приезжими русских традиций? С такими вопросами корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратился к священнослужителям.

См. также "В многонациональной России не стоит усиливать голос одной религии (мнения парламентариев)".

См. также "Москва не должна придумывать для приезжих особые законы (мнения парламентариев)".

См. также "Священнослужители о "Кодексе москвича"".

Священнослужители и эксперты не дали единого ответа на вопрос, можно ли считать Москву русским городом, но высказали уверенность в том, что вопрос о публичной трансляции праздничных молитв мусульман может быть решен с учетом мнения всех заинтересованных сторон.

Владимир Вигилянский Протоиерей Владимир Вигилянский, глава пресс-службы Московского патриархата считает, что москвичам следует с пониманием отнестись к нуждам мусульман.

"Безусловно, Москва – русский город. Но в нем проживают представители различных религиозных меньшинств, в том числе и мусульмане", - заявил он.

Высказав предположение, что информация о предстоящей трансляции мусульманских молитв через громкоговорители подверглась искажению, священник уточнил, что динамики будут выставлены перед мечетями, чтобы молитвы были слышны тем, кто не сможет в эти мечети попасть.

"Что было бы лучше для москвичей? Запретить трансляцию мусульманских молитв через динамики вблизи мечетей? Но тогда это даст повод для строительства новых мечетей. Или немного потерпеть и дать возможность несколько раз в год мусульманам, не попавшим в мечеть, слушать свои праздничные молитвы через динамики рядом с мечетью? Мне лично второй вариант нравится больше", - заключил отец Владимир.

Валерий Буланников Священник Валерий Буланников, клирик храма Святителя Николая в Отрадном считает, что православный облик Москвы следует сохранять.

"Я считаю, что транслировать мусульманские молитвы вполне допустимо в пределах двора, непосредственно прилегающего к мечети, а не на весь город через автомобили", - заявил священник. По его словам, в Москве это выглядело бы "слишком странно". "Мы все-таки не в Саудовской Аравии живем", - уточнил отец Валерий.

При этом он отметил, что в Москве остается все меньше признаков русского православного города. "Своеобразие Москвы стирается. Она постепенно превращается в мультикультурный и безликий мегаполис, в котором ценятся только деньги", - заключил отец Валерий.

Иеромонах Тихон (Зимин) Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии, указав на наличие у мусульман тех же прав, что и у православных, призвал воздержаться от трансляции мусульманских праздничных молитв на весь город.

"Транслировать мусульманские молитвы в непосредственной близости от мечетей, по-моему, можно. Нет ничего плохого в том, чтобы мусульмане, не сумевшие попасть на свой праздник в мечеть, слышали свои молитвы рядом с ней. Но транслировать мусульманские праздники на весь город, навязывая людям чуждую религиозную традицию, конечно, нецелесообразно", - заявил он.

"Безусловно, мусульмане являются полноправными гражданами, как и верующие других конфессий, как и неверующие. Но нельзя сталкивать лбами представителей различных групп. Трансляция молитв близ мечетей должна быть организована так, чтобы не раздражать других людей", - считает священник.

Отметив, что Москва является русским городом, отец Тихон подчеркнул, что в российской столице "не должны как-то ущемляться права граждан России, представителей национальных и религиозных меньшинств в равной степени, как и права большинства".

иеромонах Макарий (Маркиш) Руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш), известный православный публицист и миссионер, один из авторов "Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека", не сомневается в том, что Москва – русский город.

"Вопрос о Москве уже сам в себе, на мой взгляд, содержит положительный ответ. Правомерно ли считать Москву русским городом и настаивать на соблюдении приезжими русских традиций? – Ну, разумеется, правомерно!" - заявил он.

"А следующий вопрос уже – как именно соблюдать эти традиции. Я убежден, что ответ должен быть найден либо в виде компромисса сторон – властей, мусульманского духовенства и православной общественности; либо путем законного правового разбирательства, когда суд установит рамки дозволенного. На этот вопрос надо смотреть без надрыва, т.к. решается он легко", - объяснил о. Макарий.

Он также заметил, что данный спор "принадлежит к числу повседневных споров, возникающих в правовом государстве и решаемых правовым путем – мирным соглашением или судебным разбирательством". "Так получается, что если в обычный спор вмешивается религия или вопрос национальности, начинается надрыв. С этим случаем в некотором смысле схожа ситуация с химкинским лесом. В нашей стране тысячи таких инцидентов, когда кто-то что-то не поделил – но здесь пошли и забросали грязью дома. С какой стати? Все можно решить в правовом порядке", - в заключение напомнил отец Макарий.

Сергей Рогунов Сергей Рогунов, заместитель директора школы молодежного служения Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом ставропигиальном мужском монастыре, считает, что вопрос о соблюдении приезжими московских традиций в целом относится к сфере гражданского общества, но имеет несколько аспектов.

"Во-первых, это аспект религиозный. Лично мне как человеку религиозному (думаю, как и многим верующим людям) будет не очень приятна трансляция элементов богослужения иной религии, в данном случае ислама. Но в Москве достаточно много мусульман, к тому же эта инициатива поддерживается властями города и не встречает конкретного противодействия. Так что тут есть как есть", - сказал он.

"Вторым аспект является проблема цели, к которой движется наше общество, и как это мероприятие с данной целью согласуется. У нас строится гражданское общество, одним из элементов которого, вероятно, является соблюдение интересов всех социальных слоев, если он не противоречат интересам других. И этот случай как раз и есть один из элементов неумелого "выкристаллизовывания", когда уважение к традициям одной группы идет вразрез с культурой большинства населения региона", - отметил Сергей Рогунов.

"Третий аспект связан с сущностью ислама. Ислам и православие, исповедующие главенство внутренней, духовной составляющей, вступают здесь в некое "кажущееся" противоречие: обрядовая сторона жизни мусульман не согласуется с религиозной традицией, с которой себя отождествляют люди, называющие себя православными (ведь "настоящих" православных – и это не секрет – достаточно мало). Поэтому если последние вникнут в суть своей веры, то противоречие будет разрешено достаточно быстро. Этот случай позволяет властям понять, как нужно корректировать процесс становления гражданского общества в целом и социально-религиозные конфликты в частности. Для людей же, относящих себя к православию, это возможность понять, в чем православие состоит", - подытожил он.

"Соблюдать сложившиеся в Москве традиции как русского города приезжим необходимо, т.к. в столице всю ее историю уживаются вместе различные культуры. Но если православие, говоря о "русскости" Москвы, отождествить со всем русским, то оно снова потеряет свою духовную составляющую и выльется в голые обряды и традиции", - предупредил Сергей Рогунов.

Исмаил Бердиев Исмаил Бердиев, председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края, выступает против разделения российских граждан по национальному признаку.

"Если кто-то в России начнет говорить: "Это русский, а этот – другой национальности" - он будет неправ, так нельзя. И города нельзя делить по национальному признаку, т.к. там проживают все. Это делают специально те, кто хочет вызвать смуту среди людей", - объяснил он.

"Что касается праздничных шествий, то их нужно проводить. Когда проводятся подобные мероприятия другими религиозными конфессиями, никто это не воспринимает негативно. Мне кажется, что в России главная наша национальная идея должна заключаться в мысли, что "все мы – россияне". Если мы начнем делить, что это – город для русских, а это – для нерусских, у нас начнется смута и война", - заключил Исмаил-хаджи.

Ахмед-хаджи Махметов Заместитель муфтия по общественным отношениям, руководитель пресс-службы Духовного управления мусульман Поволжья Ахмед-хаджи Махметов не видит в распоряжении Лужкова ничего нового.

"Благотворительно-просветительское мероприятие "Шатер Рамадана" проводится в Москве давно. В установленном на Поклонной горе большом шатре проводились мероприятия, связанные с ифтаром, вечерним ужином, разговением, куда, кстати, приглашались и гости-немусульмане", - заметил он.

"В исламе всего два больших праздника – Курбан-байрам и Ураза-байрам. И т.к. в Москве всего четыре мечети общей вместимостью около трех тысяч на полтора-два миллиона мусульман, в эти праздники мечети не вмещают всех желающих. Даже когда я несколько раз приезжал на пятничные богослужения в Москву, я молился на снегу за пределами ограды мечети. Просто пришло время решения этой проблемы, потому что на последний Курбан-байрам собралось около 50 тысяч верующих, которые заполнили все пространство от мечети до метро "Проспект мира". По традиции верующие произносят молитвы за имамом, однако если он находится в мечети, то за триста метров от него уже ничего не слышно. Подобная аппаратура нужна просто для удобства молитвы", - объяснил Ахмед-хаджи.

"Говорить в многонациональной, многоконфессиональной стране, что Москва – русский город, нельзя. Роль мусульманства в истории России очень велика, поэтому сложно говорить о каком-то "русском городе" или о "святой Руси". Топонимика столицы, ее национальный состав говорят о том, что это столь же русский город, сколь тюркский, татарский. Так что мне кажется, что проблемы здесь нет, если ее не создавать, а воспитывать людей в традициям взаимоуважения. Мы вместе создавали это государство, мы вместе воевали, поэтому наши дети должны жить в мире и согласии и строить общее будущее", - высказал свои пожелания Ахмед-хаджи Махметов.

Леонид Сюкияйнен Доктор юридических наук, профессор кафедры финансового права Государственного университета – Высшей школы экономики Леонид Сюкияйнен считает установление дополнительной аудиотехники на мусульманскими праздники в Москве необязательным.

"Конечно, Москва уже не может считаться сугубо православным городом в силу сложившихся традиции, культуры. Произошло это уже давно, и вряд ли можно говорить о сохранении некоей чистоты православной традиции, хотя понятно, что в историю и культуру Москва вошла как центр православия", - отметил он.

При этом эксперт не видит необходимости в передаче мусульманских молитв усиленной аудиотехникой, поскольку, по его словам, у мусульман есть места для собраний и общих молитв. "Что касается того, кому это понравится, а кому нет, то ясно, что мусульмане будут чувствовать себя более воодушевленно, остальным может и не понравиться. Но ведь и православный колокольный звон может не нравится мусульманам. Это вопрос толерантности. Проект мусульманского центра в Нью-Йорке рядом с местом трагедии 11 сентября тоже вызывает недовольство, но власти все же хотят его осуществить. А Россия – страна с гораздо более глубокими традициями православно-мусульманского диалога", - обратил внимание эксперт.

Он также посоветовал мусульманам, если подобные молитвы будут раздражать подавляющую часть населения, не устанавливать аудиотехнику, а искать пути к диалогу с немусульманами. "Им нужно проводить больше мероприятий, направленных на ознакомление с культурой и духовностью ислама. Пусть на "Шатер Рамадана", который я посещаю ежегодно, они позовут немусульман, молодежь, пожилых людей, проведут какие-то благотворительные мероприятия. В исламе есть хорошее правило о призыве на путь Всевышнего: если тебя не хотят слушать, не нужно ничего говорить. Я считаю, мусульманам надо думать не о проведении какого-то громкого "шоу", а о том, что они сами не сделали и что могут сделать для налаживания мирных и дружественных отношений с остальным миром. Турки в Германии так и поступают: приезжая в новое место, они зовут в гости соседей, общаются с ними – и всякое недоверие снимается", - привел пример Леонид Сюкияйнен.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"Наша земля должна использоваться российскими предпринимателями. Мы можем поставлять нашу сельхозпродукции на территорию Узбекистана, но давать им в аренду такое огромное количество земли, где практически будут ограничены полномочия Российской Федерации,где возникнут этнические поселения, анклавы, и учитывая, что договор может быть долгосрочным, может потом пролонгироваться, - это очень и очень опасная перспектива. Запустить кого-либо на землю всегда легко, а вот потом освободить ее будет сложн ...

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...