Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Останется ли Москва русским городом? – Мнения священнослужителей

17.08.2010 12:26


Осенью 2010 года москвичи услышат праздничные молитвы мусульман через установки звукоусиления на автомобилях. В связи с распоряжением, подписанным мэром Москвы Юрием Лужковым, в Москве осенью будут проведены три массовых мусульманских праздника: Культурно-благотворительная акция "Шатер Рамадана", Ураза-байрам (9 сентября) и Курбан-байрам (16 ноября). В связи с этим столичное правительство намерено просить ФГУП "Московская городская радиотрансляционная сеть" выделить установки звукоусиления на автомобилях для трансляции праздничных молитв.

Эта новость уже вызвала бурную реакцию в интернете. Москвичи утверждают, что им будет неприятно слушать мусульманские молитвы и советуют приезжим учитывать православный характер культуры российской столицы.

Напомним, что в июне столичные законодатели выступили с инициативой разработать "кодекс москвича", который, как выразился один из его инициаторов, призван научить мигрантов не резать барана во дворе и не жарить шашлык на балконе. Перед этим правительство Москвы приняло новую концепцию национальной политики и межэтнических отношений, в которой записано, что Москва не только мегаполис и столица России, но и русский город. Вместе с тем, ряд политиков и общественных деятелей напомнили, что мусульмане являются такими же гражданами России, как и православные.

Как вы относитесь к идее выделить установки звукоусиления на автомобилях для трансляции праздничных мусульманских молитв в Москве? Правомерно ли в настоящее время считать Москву русским городом и настаивать на соблюдении приезжими русских традиций? С такими вопросами корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратился к священнослужителям.

См. также "В многонациональной России не стоит усиливать голос одной религии (мнения парламентариев)".

См. также "Москва не должна придумывать для приезжих особые законы (мнения парламентариев)".

См. также "Священнослужители о "Кодексе москвича"".

Священнослужители и эксперты не дали единого ответа на вопрос, можно ли считать Москву русским городом, но высказали уверенность в том, что вопрос о публичной трансляции праздничных молитв мусульман может быть решен с учетом мнения всех заинтересованных сторон.

Владимир Вигилянский Протоиерей Владимир Вигилянский, глава пресс-службы Московского патриархата считает, что москвичам следует с пониманием отнестись к нуждам мусульман.

"Безусловно, Москва – русский город. Но в нем проживают представители различных религиозных меньшинств, в том числе и мусульмане", - заявил он.

Высказав предположение, что информация о предстоящей трансляции мусульманских молитв через громкоговорители подверглась искажению, священник уточнил, что динамики будут выставлены перед мечетями, чтобы молитвы были слышны тем, кто не сможет в эти мечети попасть.

"Что было бы лучше для москвичей? Запретить трансляцию мусульманских молитв через динамики вблизи мечетей? Но тогда это даст повод для строительства новых мечетей. Или немного потерпеть и дать возможность несколько раз в год мусульманам, не попавшим в мечеть, слушать свои праздничные молитвы через динамики рядом с мечетью? Мне лично второй вариант нравится больше", - заключил отец Владимир.

Валерий Буланников Священник Валерий Буланников, клирик храма Святителя Николая в Отрадном считает, что православный облик Москвы следует сохранять.

"Я считаю, что транслировать мусульманские молитвы вполне допустимо в пределах двора, непосредственно прилегающего к мечети, а не на весь город через автомобили", - заявил священник. По его словам, в Москве это выглядело бы "слишком странно". "Мы все-таки не в Саудовской Аравии живем", - уточнил отец Валерий.

При этом он отметил, что в Москве остается все меньше признаков русского православного города. "Своеобразие Москвы стирается. Она постепенно превращается в мультикультурный и безликий мегаполис, в котором ценятся только деньги", - заключил отец Валерий.

Иеромонах Тихон (Зимин) Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии, указав на наличие у мусульман тех же прав, что и у православных, призвал воздержаться от трансляции мусульманских праздничных молитв на весь город.

"Транслировать мусульманские молитвы в непосредственной близости от мечетей, по-моему, можно. Нет ничего плохого в том, чтобы мусульмане, не сумевшие попасть на свой праздник в мечеть, слышали свои молитвы рядом с ней. Но транслировать мусульманские праздники на весь город, навязывая людям чуждую религиозную традицию, конечно, нецелесообразно", - заявил он.

"Безусловно, мусульмане являются полноправными гражданами, как и верующие других конфессий, как и неверующие. Но нельзя сталкивать лбами представителей различных групп. Трансляция молитв близ мечетей должна быть организована так, чтобы не раздражать других людей", - считает священник.

Отметив, что Москва является русским городом, отец Тихон подчеркнул, что в российской столице "не должны как-то ущемляться права граждан России, представителей национальных и религиозных меньшинств в равной степени, как и права большинства".

иеромонах Макарий (Маркиш) Руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш), известный православный публицист и миссионер, один из авторов "Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека", не сомневается в том, что Москва – русский город.

"Вопрос о Москве уже сам в себе, на мой взгляд, содержит положительный ответ. Правомерно ли считать Москву русским городом и настаивать на соблюдении приезжими русских традиций? – Ну, разумеется, правомерно!" - заявил он.

"А следующий вопрос уже – как именно соблюдать эти традиции. Я убежден, что ответ должен быть найден либо в виде компромисса сторон – властей, мусульманского духовенства и православной общественности; либо путем законного правового разбирательства, когда суд установит рамки дозволенного. На этот вопрос надо смотреть без надрыва, т.к. решается он легко", - объяснил о. Макарий.

Он также заметил, что данный спор "принадлежит к числу повседневных споров, возникающих в правовом государстве и решаемых правовым путем – мирным соглашением или судебным разбирательством". "Так получается, что если в обычный спор вмешивается религия или вопрос национальности, начинается надрыв. С этим случаем в некотором смысле схожа ситуация с химкинским лесом. В нашей стране тысячи таких инцидентов, когда кто-то что-то не поделил – но здесь пошли и забросали грязью дома. С какой стати? Все можно решить в правовом порядке", - в заключение напомнил отец Макарий.

Сергей Рогунов Сергей Рогунов, заместитель директора школы молодежного служения Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом ставропигиальном мужском монастыре, считает, что вопрос о соблюдении приезжими московских традиций в целом относится к сфере гражданского общества, но имеет несколько аспектов.

"Во-первых, это аспект религиозный. Лично мне как человеку религиозному (думаю, как и многим верующим людям) будет не очень приятна трансляция элементов богослужения иной религии, в данном случае ислама. Но в Москве достаточно много мусульман, к тому же эта инициатива поддерживается властями города и не встречает конкретного противодействия. Так что тут есть как есть", - сказал он.

"Вторым аспект является проблема цели, к которой движется наше общество, и как это мероприятие с данной целью согласуется. У нас строится гражданское общество, одним из элементов которого, вероятно, является соблюдение интересов всех социальных слоев, если он не противоречат интересам других. И этот случай как раз и есть один из элементов неумелого "выкристаллизовывания", когда уважение к традициям одной группы идет вразрез с культурой большинства населения региона", - отметил Сергей Рогунов.

"Третий аспект связан с сущностью ислама. Ислам и православие, исповедующие главенство внутренней, духовной составляющей, вступают здесь в некое "кажущееся" противоречие: обрядовая сторона жизни мусульман не согласуется с религиозной традицией, с которой себя отождествляют люди, называющие себя православными (ведь "настоящих" православных – и это не секрет – достаточно мало). Поэтому если последние вникнут в суть своей веры, то противоречие будет разрешено достаточно быстро. Этот случай позволяет властям понять, как нужно корректировать процесс становления гражданского общества в целом и социально-религиозные конфликты в частности. Для людей же, относящих себя к православию, это возможность понять, в чем православие состоит", - подытожил он.

"Соблюдать сложившиеся в Москве традиции как русского города приезжим необходимо, т.к. в столице всю ее историю уживаются вместе различные культуры. Но если православие, говоря о "русскости" Москвы, отождествить со всем русским, то оно снова потеряет свою духовную составляющую и выльется в голые обряды и традиции", - предупредил Сергей Рогунов.

Исмаил Бердиев Исмаил Бердиев, председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края, выступает против разделения российских граждан по национальному признаку.

"Если кто-то в России начнет говорить: "Это русский, а этот – другой национальности" - он будет неправ, так нельзя. И города нельзя делить по национальному признаку, т.к. там проживают все. Это делают специально те, кто хочет вызвать смуту среди людей", - объяснил он.

"Что касается праздничных шествий, то их нужно проводить. Когда проводятся подобные мероприятия другими религиозными конфессиями, никто это не воспринимает негативно. Мне кажется, что в России главная наша национальная идея должна заключаться в мысли, что "все мы – россияне". Если мы начнем делить, что это – город для русских, а это – для нерусских, у нас начнется смута и война", - заключил Исмаил-хаджи.

Ахмед-хаджи Махметов Заместитель муфтия по общественным отношениям, руководитель пресс-службы Духовного управления мусульман Поволжья Ахмед-хаджи Махметов не видит в распоряжении Лужкова ничего нового.

"Благотворительно-просветительское мероприятие "Шатер Рамадана" проводится в Москве давно. В установленном на Поклонной горе большом шатре проводились мероприятия, связанные с ифтаром, вечерним ужином, разговением, куда, кстати, приглашались и гости-немусульмане", - заметил он.

"В исламе всего два больших праздника – Курбан-байрам и Ураза-байрам. И т.к. в Москве всего четыре мечети общей вместимостью около трех тысяч на полтора-два миллиона мусульман, в эти праздники мечети не вмещают всех желающих. Даже когда я несколько раз приезжал на пятничные богослужения в Москву, я молился на снегу за пределами ограды мечети. Просто пришло время решения этой проблемы, потому что на последний Курбан-байрам собралось около 50 тысяч верующих, которые заполнили все пространство от мечети до метро "Проспект мира". По традиции верующие произносят молитвы за имамом, однако если он находится в мечети, то за триста метров от него уже ничего не слышно. Подобная аппаратура нужна просто для удобства молитвы", - объяснил Ахмед-хаджи.

"Говорить в многонациональной, многоконфессиональной стране, что Москва – русский город, нельзя. Роль мусульманства в истории России очень велика, поэтому сложно говорить о каком-то "русском городе" или о "святой Руси". Топонимика столицы, ее национальный состав говорят о том, что это столь же русский город, сколь тюркский, татарский. Так что мне кажется, что проблемы здесь нет, если ее не создавать, а воспитывать людей в традициям взаимоуважения. Мы вместе создавали это государство, мы вместе воевали, поэтому наши дети должны жить в мире и согласии и строить общее будущее", - высказал свои пожелания Ахмед-хаджи Махметов.

Леонид Сюкияйнен Доктор юридических наук, профессор кафедры финансового права Государственного университета – Высшей школы экономики Леонид Сюкияйнен считает установление дополнительной аудиотехники на мусульманскими праздники в Москве необязательным.

"Конечно, Москва уже не может считаться сугубо православным городом в силу сложившихся традиции, культуры. Произошло это уже давно, и вряд ли можно говорить о сохранении некоей чистоты православной традиции, хотя понятно, что в историю и культуру Москва вошла как центр православия", - отметил он.

При этом эксперт не видит необходимости в передаче мусульманских молитв усиленной аудиотехникой, поскольку, по его словам, у мусульман есть места для собраний и общих молитв. "Что касается того, кому это понравится, а кому нет, то ясно, что мусульмане будут чувствовать себя более воодушевленно, остальным может и не понравиться. Но ведь и православный колокольный звон может не нравится мусульманам. Это вопрос толерантности. Проект мусульманского центра в Нью-Йорке рядом с местом трагедии 11 сентября тоже вызывает недовольство, но власти все же хотят его осуществить. А Россия – страна с гораздо более глубокими традициями православно-мусульманского диалога", - обратил внимание эксперт.

Он также посоветовал мусульманам, если подобные молитвы будут раздражать подавляющую часть населения, не устанавливать аудиотехнику, а искать пути к диалогу с немусульманами. "Им нужно проводить больше мероприятий, направленных на ознакомление с культурой и духовностью ислама. Пусть на "Шатер Рамадана", который я посещаю ежегодно, они позовут немусульман, молодежь, пожилых людей, проведут какие-то благотворительные мероприятия. В исламе есть хорошее правило о призыве на путь Всевышнего: если тебя не хотят слушать, не нужно ничего говорить. Я считаю, мусульманам надо думать не о проведении какого-то громкого "шоу", а о том, что они сами не сделали и что могут сделать для налаживания мирных и дружественных отношений с остальным миром. Турки в Германии так и поступают: приезжая в новое место, они зовут в гости соседей, общаются с ними – и всякое недоверие снимается", - привел пример Леонид Сюкияйнен.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...