Вера поможет укреплению законности (мнения священнослужителей)
23.08.2010 12:59

Проблема внешней религиозности, когда вера слаба и не делает поведение человека более нравственным, актуальна и для мусульман. Хорошо известно, какую работу приходится вести мусульманскому духовенству против распространения экстремизма и терроризма. В частности, о важности такой работы сказал 17 августа на встрече с президентом Ингушетии Юнус-беком Евкуровым президент России Дмитрий Медведев.
На днях в связи с терактом в Пятигорске архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан призвал жителей Северного Кавказа людей сплотиться для борьбы со злом "не разделяя друг друга на представителей той или иной религии, этноса, социальной группы".
Есть ли перспективы у такого направления межконфессионального сотрудничества, как совместная борьба против преступности, особенно, против терроризма? Способствует ли укрепление веры в обществе укреплению законности? С такими вопросами коррспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Отметив, что вера способствует укреплению законности и правопорядка, священнослужители указали на перспективы межрелигиозного сотрудничества в деле борьбы с преступностью. Вместе с тем представители духовенства напомнили и об объективных сложностях такого сотрудничества.

"На мой взгляд, перспектив для межконфессионального сотрудничества в борьбе против терроризма, по крайней мере, в отношении именно Северного Кавказа практически никаких нет", - заявил он. По словам о. Бориса, в этом регионе разделения имеют историко-религиозные корни и многократно усилились в 90-е годы, особенно в связи с Чеченской войной.
"Нельзя, к сожалению, отрицать, что часть местного населения все-таки поддерживает террористов. Надо также иметь в виду, что это лишь часть глобальной проблемы, которая в мировом масштабе связана с деятельностью "Аль-Каиды". Владыка Феофан высказал, безусловно, благое пожелание, но, как мне представляется, для его осуществления нет реальных возможностей", - заключил отец Борис.

"Налаживание межконфессионального сотрудничества в борьбе с терроризмом – задача, по-моему, исключительно сложная", - заявил священник. Тем не менее, по его словам, какие-то перспективы ее успешного решения все-таки есть. Важнейшим условием решения этой проблемы отец Сергий видит "искреннее объединение доброй воли всех людей в противостоянии злу".
Отметив, что подобное межконфессиональное сотрудничество можно было бы "только приветствовать", священник задался вопросом, готовы ли к такому сотрудничеству сами люди. "Ведь здесь диалог предполагает и определенные, часто болезненные компромиссы, и способность простить давние и недавние обиды", - пояснил священник. При этом, по его словам, можно надеяться, что перед лицом общей беды, общей опасности многочисленные различия этнического и культурного характера не станут препятствием к объединению в борьбе со злом. "Все зависит от людей. Пока люди живут, этот вопрос всегда будет открытым", - заключил отец Сергий.

"Я убежден, что сотрудничество представителей разных конфессий и религий должно и будет способствовать успешному противостоянию преступности", - заявил он. По его словам, "ничего предосудительного" в таком союзе нет – как с точки зрения христианства (и православия в том числе), так и ислама.
"Любая мировая монотеистическая религия призвана дать человеку счастье в мире загробном и в этой жизни, т.к. она способствует загробному счастью: блаженству, спасению и т.д. В этом устроении духовного и в соответствующей степени материального блага все религии, ведущие ко спасению, совместно должны работать над поддержанием порядка в жизни земной. Я как верующий православный человек никаких препятствий к этому не вижу. Это сотрудничество – как раз одна из немногих вещей, которая является общей для большинства религий, поэтому православное и мусульманское духовенство должны получить большие полномочия для совместных усилий в этом деле", - уверен заместитель директора школы молодежного служения.
По его словам, вопрос об эффективности такого сотрудничества связан с проблемой самой веры и ее обрядовой стороны. "Нередки случаи, когда приверженцы православия и ислама находят больше общих тем, чем христианин и атеист. В этом смысле общая духовная база людей сближает, обеспечивает сходную жизненную опору. Настоящая вера должна быть такова, чтобы ее проявления способствовали общему благу, и как раз совместное стремление к социальному благополучию не может препятствовать внутренней вере. Ведь на самом деле среди "практикующих" верующих не наблюдается жестких противоречий, жесткого несогласия с проявлением религиозности других традиций. Поэтому я убежден в правильности таких призывов и их эффективности", - подчеркнул Сергей Витальевич.
"Главная задача в том, чтобы религиозность представителей различных религий и конфессий нашей страны была не обрядовой, внешней, показной, а внутренней, настоящей. Не менее важно, чтобы эта религиозность была "практикуема" еженедельно, ежедневно – тогда все усилия получат очень крепкий нравственный и духовный стержень", - подытожил Сергей Рогунов.

"Безусловно, совместные действия необходимы, поскольку все мы, христиане, исповедуем одну веру в Иисуса Христа и в данном случае общих положений у разных конфессий гораздо больше, чем различий. Очевидно, что распри между христианами только помогают атеистам в их проповеди: они будут указывать на противоречия, несогласия, споры, даже на ненависть – в то время как христианство должно проповедовать любовь, жизнь во Христе", - отметил он.
"Но важен общий диалог не только в межконфессиональной, но и межрелигиозной сфере, хотя здесь уже нужно быть более осторожным, чтобы не поступиться в основах своей веры", - предупредил Виктор Петрович.
"Следствием распространения христианской веры, религиозных основ будет усиление порядка, законности. На одном только страхе общество не построишь – оно должно строится на саморегулировании. Люди должны понимать, что они призваны любить друг друга, помогать друг другу – а в этом и есть основные ценности христианства, мусульманства, всех религий; здесь мы едины, тут между нами нет противоречий", - подчеркнул Виктор Лега.

"Думаю, что определенный потенциал у такого социального сотрудничества, несмотря на внутренние отличия различных вероисповеданий, действительно есть. В основе преступления лежит зло, а религия призвана противостоять злу и воспитывать в человеке лучшие качества", - заметил он.
"По-настоящему верующий в Бога человек никогда не станет убивать или совершать различные другие преступления. И наоборот, верующий лишь внешне, обрядово может и украсть, и совершить другие более тяжелые вещи, и даже попытаться оправдать это некой "верой". Поэтому на вопрос "Способствует ли укрепление веры в обществе укреплению законности?" ответ однозначно положительный, но только если речь идет о настоящей вере, направленной на созидание мира и внутреннее совершенствование человека", - обратил внимание Максим Паршин.

"Укреплению законности вера поспособствует, т.к. человек духовный, верующий, конечно, более законопослушен, чем человек нерелигиозный", - сказал он.
"В любом случае человек, боящийся Бога, уже отличается от обычного человека, он другой: у него есть какие-то нравственные ориентиры, которых он в жизни придерживается. Теплохладный, поверхностно верующий человек, о котором говорил патриарх Кирилл, считает, что Бог существует, но где-то там, далеко, поэтому к Нему можно прислушаться, а можно нет. Поэтому мне кажется, что совместные усилия необходимы, для этого Церковь и существует, чтобы будить людей, пробуждать сознание верующих, чтобы не бедствия и страдания приводили человека к Богу, а чтобы он сам осознавал, что смысл и назначение его связано с Богом, что он не случайно в этот мир появился", - указал о. Вадим.
"Межрелигиозное сотрудничество имеет будущее, т.к. у нас вместе с различиями есть и общее понимание о добре и зле, нам есть над чем задуматься и вместе бороться", - подвел итог Дьякон Вадим Лебедев.

"Если бы люди соблюдали все каноны и постулаты своей веры, многих проблем в нашей жизни не было бы. Как верующий человек я уверен, что не было бы этой аномальной жары, неурожайного года, в обществе не распространялись бы сегодня такие пороки как вседозволенность, распущенность. Мы бы жили лучше, если бы в государстве царила справедливость; если бы все, начиная от нашей элиты, руководства страны до последнего человека. Этого было бы уже вполне достаточно, чтобы в государстве появилась стабильность, процветание", - заявил он.
"Что касается непосредственно совместных действий в межрелигиозной, межконфессиональной сфере, то пропаганда уважительного взаимоотношения претворилась бы в жизнь – и тогда стало бы чуть-чуть проще жить: не стало бы конфликтов на бытовом уровне, которые потом перерастают в межнациональные", - сказал Ахмед-хаджи.
"Правда, люди, которые ступили на радикальный путь, путь борьбы с государством, вряд ли будут слушать представителей иных конфессий, потому что для таких людей они не могут быть авторитетами – правда, для них не будут авторитетами и лидеры их вероисповедания", - заключил Ахмед-хаджи Махметов.

"Очень надеюсь, что, объединившись, верующие разных конфессий смогут противостоять разным проявлением невежественности, греха и всего плохого", - сказал он. Насколько это будет эффективно, трудно оценить, потому что на протяжении последних двадцати лет, когда были развязаны руки у многих религиозных лидеров, духовность не возросла, а наоборот", - с сожалением отметил пресвитер.
Виталий Кириллович искренне уверен в том, что "если человек доверяет свою жизнь Богу, живет со своими религиозными убеждениями, его жизнь преображается, а значит, постепенно преображается жизнь вокруг него. Если у нас будет больше верующих, которые не только называют себя, но и являются христианами – будь то православные, католики или протестанты – то жизнь нашего общества в целом улучшится. Это моя личная надежда и упование. Но надо помнить, что Христос говорил: "Придя, найду ли веру на земле?", - напомнил он.
"Современный мир настолько разнообразен, в нем столько интересного, что люди мало интересуются духовными вещами. Молодежь интересуется киберпространством, другими "наслаждениями", поэтому культивировать христианскую веру, быть практическими христианами – это очень хороший призыв, мы полностью в этом поддерживаем Святейшего патриарха. На протяжении всего своего архиерейского служения он подчеркивал, что многие считают себя православными, а реальных верующих не так уж много. Мы, христиане другой конфессии, поддерживаем эту надежду; будем молиться, чтобы все это осуществилось, чтобы Бог помог вывести Россию на новые пути духовного и экономического развития, сохранив свои исторические корни и духовные традиции", - сказал Виталий Власенко.