REGIONS.RU — новости Федерации | Россию надо было готовить к пожарам заранее (мнения парламентариев)

Либералам-компрадорам было бы лучше помолчать по поводу 1998 года. Вина за произошедший тогда дефолт целиком и полностью лежит на них

Санкционный процесс будет бесконечен, пока мы будем слабыми, пока не сменим социально-экономическую политику, проводимую правительством-банкротом Медведева

Россию надо было готовить к пожарам заранее (мнения парламентариев)

23.08.2010 17:01


Российские парламентарии считают, что Россия оказалась не готова к ситуации с лесными пожарами. По их мнению, основную роль в этом сыграли несовершенство принятого в 2006 году. Лесного кодекса и низкая готовность МЧС к управлению недавно переданной ей пожарной службой.

Несколько дней назад закончилась аномальная жара, которая держалась в европейской России полтора месяца. Жертвами пожаров, уничтоживших более 900 тысяч га, стали более 50 человек. В регионах, пострадавших от дыма лесных и торфяных пожаров, резко выросла смертность.

Сегодня важно понять причины того, что Россия оказалась не готова к экстремальной ситуации нынешнего лета. Многие пытаются назначить ответственными за все произошедшее местные власти, однако сейчас очевидно, что истоки катастрофы надо искать в 2006 году, когда был принят новый Лесной кодекс, который привел к разрушению системы охраны лесов. В частности, "армия" из 70 тысяч лесников-обходчиков и около 130 тысяч других работников лесного хозяйства была реструктурирована до 12 тыс. человек, в прямую обязанность которых при этом предотвращение пожаров не стало входить. За несколько лет эффективный собственник так и не появился, зато прежняя система охраны лесов была эффективно разрушена.

Самым скандальным является то, что такое развитие ситуации было предсказано еще на стадии обсуждения закона. Специалисты давно предупреждали, что при введении нового Лесного кодекса будет разрушена система тушения лесных пожаров.

Это отмечали и политики. Как рассказал на днях председатель Совета Федерации Сергей Миронов, при обсуждении нового Лесного кодекса он высказывал опасения, что законодательные изменения могут привести к разрушению системы охраны лесов. "Так и произошло, сейчас стало очевидно, что эта система полностью разрушена", - заявил С. Миронов.

Почему Россия оказалась не готова к такого рода чрезвычайной ситуации? Кто в этом виноват? Что нужно предпринять для того, чтобы подобная ситуация не возникла вновь? С такими вопросами корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратился к представителям верхней и нижней палат российского парламента.

См. также "Кто ответит за пожары? (мнения парламентариев)".

См. также "Россия после пожаров: первый шаг к нравственному обновлению (мнения священнослужителей)".

Анатолий Лысков С вопросами государственного управления связывает чрезвычайную ситуацию с летними пожарами в России председатель Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, представитель в СФ от администрации Липецкой области Анатолий Лысков.

"У нас, к сожалению, нет системы управления экономикой в сфере лесного хозяйства", - заявил сенатор.

При этом он обратил внимание, что с принятием нового Лесного кодекса "лес фактически стал движимым имуществом". По словам Лыскова, возможность передавать лесные участки в частные руки привела к утрате контроля за ситуацией с пожарами. "Частные владельцы, как мы смогли убедиться, не выполняют перед государством обязательств по обеспечению противопожарной безопасности", - отметил парламентарий.

Он указал также на серьезную нехватку кадров в лесном хозяйстве. "Достаточно вспомнить, что в советские времена, в отличие от сегодняшнего положения, повсюду были лесники, которые охраняли делянки, создавали противопожарные просеки и т.д.", - отметил Лысков.

Сенатор выступает за внесение изменений в действующий Лесной кодекс, направленных на создание реальной системы управления лесным хозяйством. При этом политик не склонен искать конкретных виновников российских пожаров. "Здесь много объективных факторов, которые должно изучать и оценивать правительство", - считает Анатолий Лысков.

Александр Починок С целым рядом объективных факторов связывает возникновение чрезвычайной ситуации с летними пожарами в России заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества, представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти Краснодарского края Александр Починок.

"Выяснилось, что службы тушения пожаров находятся у нас далеко не в полном порядке", - заявил сенатор. По его словам, особенно на низкой эффективности борьбы с огнем сказалась нехватка современной противопожарной техники. Починок указал также на несовершенство системы управления лесами. "Лесная служба слаба и мало за что отвечает", - подчеркнул парламентарий.

Со своей стороны политик предлагает уделить внимание развитию системы местного самоуправления. "Мы убедились, что в регионах с сильным местным самоуправлением, где хорошо налажены системы оповещения и борьбы с огнем, пожаров было намного меньше", - отметил сенатор. Он также отметил важность "правильного территориального планирования, при котором учитывались бы такие факторы как расстояние между домами, коммуникации и т.д".

Кроме того, парламентарий считает необходимым проводить серьезные исследования состояний торфяников, на основании которых можно принимать решения об их дальнейшей судьбе. "К таким мероприятиям нужно привлекать лучших ученых и не стоит жалеть на это денег", - подчеркнул Александр Починок.

Амир Галлямов С отсутствием необходимых профилактических мер связывает серьезные потери от летних пожаров в России член Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике, представитель в СФ от законодательного органа госвласти Амурской области Амир Галлямов.

"Виноваты в этом прежде всего губернаторы тех регионов, где бушевали пожары", - заявил сенатор. Сенатор обратил внимание, что в самый разгар борьбы с пожарами ряд региональных руководителей вообще оказался в отпусках.

"Региональная власть должна обязывать местные лесничества формировать специальные дружины, создавать противопожарные полосы и т.д.", - указал парламентарий. Сегодня же, по его словам, в большинстве случаев лесники заботятся не о безопасности лесов, а "об организации охоты для VIP-персон".

Политик убежден, что все виновные должны нести персональную ответственность за последствия пожаров. "Если никого не наказывать, не будет сделано и никаких выводов из случившегося", - отметил Амир Галлямов.

Виктор Шудегов Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, член фракции "Справедливая Россия" Виктор Шудегов считает, что в России "была возможность избежать серьезных потерь от летних пожаров".

"Однако, МЧС оказалось не готово к такой массовости этого стихийного бедствия", - заявил депутат. Он отметил, что "далеко не в полной мере проводились конкретные противопожарные работы".

По мнению Шудегова, избежать масштабных последствий пожаров помогли бы упредительные меры, "если бы они осуществлялись своевременно и повсеместно". "Вырубка просек и создание противопожарных траншей вокруг населенных пунктов всегда помогали раньше бороться с огнем", - напомнил парламентарий.

При этом он отметил незначительную финансовую составляющую таких мероприятий, "которые можно проводить с использованием сельхозтехники".

Как полагает Шудегов, федеральному правительству необходимо "тщательно проанализировать причины и последствия ситуации с пожарами, чтобы не допустить ее впредь". Он считает также целесообразным "установить на федеральном уровне персональную ответственность лиц, от которых непосредственно зависят вопросы противопожарной безопасности".

"Никакая засуха не может быть оправданием ненадлежащего исполнения людьми своих обязанностей", - убежден Виктор Шудегов.

Виктор Илюхин В "отсутствии всякого контроля и надзора" видит причину глобальных разрушительных последствий летних пожаров в России заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, член фракции КПРФ Виктор Илюхин.

"Виноваты в этом и федеральная исполнительная власть, и российский парламент, который не стремится совершенствовать лесное законодательство", - заявил депутат.

Илюхин считает "необоснованной" передачу пожарной службы из системы МВД в сферу МЧС". По его словам, у МЧС нет возможности заниматься оперативными расследованиями причин пожаров, а главное – передавать соответствующие дела в судебные инстанции.

Парламентарий высказался за преобразование пожарной службы в отдельную федеральную структуру. Он указал и на негативные последствия ликвидации министерства лесного хозяйства. "У российского леса сейчас нет хозяина, который оберегал бы его", - отметил политик. Он также обратил внимание на повсеместную нехватку современной техники, необходимой для эффективной борьбы с пожарами.

В самом начале осенней сессии парламентарий намерен поставить перед своими коллегами вопрос "о серьезной ревизии Лесного кодекса". В частности, Виктор Илюхин считает необходимым "прописать там ответственность должностных лиц за работу по обеспечению противопожарного надзора".
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Дубинин: "У нас нет существенного госдолга, тем более краткосрочного, внутреннего. Дефолт нам не угрожает ни в каком виде. Весь долг, включая внешний, ниже 20% ВВП. И он сбалансирован по валютам. Плавающий валютный курс - это очень хорошее средство, которое никаких обещаний выплачивать долги по фиксированному курсу не дает. Никто этого и не ждет. В этом плане банковская система относительно устойчивая"

Законотворчество регионов

Согласно предложению, услуги специалистов, помогающих составить документ, в котором учитывались бы все возможные риски в случае развода, должны бесплатно предоставлять в отделениях загсов. Депутат Владимир считает, что это снизит нагрузку на суды и поможет не допустить нарушения прав детей, которые часто становятся "разменной монетой" в спорах родителей

Свищев: "Гонка предвыборная началась. Сейчас мы с вами много чего услышим и увидим. В украинском парламенте и во власти люди неспокойные. Они будут проводить всевозможные акции не только слов, но и действий, чтобы обратить на себя внимание".

В ее состав вошли глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, ректор МГУ Виктор Садовничий, и.о. секретаря генсовета "Единой России" Андрей Турчак, член ОП врач Лео Бокерия, трехкратный олимпийский чемпион Александр Карелин и др.

Член Комитета СФ по федеративному устройству, рег. политике, МСУ и делам Севера (Белгородская обл.), беспартийный. Председатель СовМина СССР (1985-1990)